Европа строит «стену против дронов» на фундаменте политических разногласий

Недорогие дроны стали серьезным вызовом для безопасности европейской инфраструктуры, требующим дорогостоящих решений. Брюссель предложил проект «стены против дронов», но за амбициозным названием скрывается клубок нерешенных проблем.

От непопулярной идеи к приоритету европейской обороны: как развивалась концепция «стены против дронов»

Концепция оборонной системы, способной противостоять налетам дронов, разрабатывалась в военных кругах стран Восточной Европы практически сразу после начала конфликта на Украине в 2022 году. Стало очевидно, что недорогие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) способны наносить ощутимый ущерб инфраструктуре, в то время как борьба с ними требует куда больших затрат.

По данным Reuters, еще в 2023 году по инициативе Литвы были начаты межправительственные консультации по этому вопросу. К маю 2024 года Польша, Финляндия и страны Балтии договорились о совместной разработке региональной системы против налетов БПЛА. В феврале 2025-го Эстония представила концепт «Балтийской стены против дронов». Несмотря на стоимость всего в €12 млн, она должна была защитить страны НАТО от потенциальной угрозы с Востока.

Металлическая сетка против дронов
Фото: Павел Колядин / ТАСС
Металлическая сетка против дронов
Фото: Павел Колядин / ТАСС

Однако европейское правительство отклонило совместный запрос Эстонии и Литвы на финансирование проекта по бюрократическим причинам: государства запрашивали средства из гражданского фонда управления границами. В марте инициативу пришлось заморозить. В то же время уже в мае аналогичное несоответствие не помешало Еврокомиссии заявить о намерении передать Польше на оборонные нужды почти €6 млрд из фонда восстановления после COVID-19.

Все изменилось 9 сентября, когда, по разным оценкам, от 19 до 23 неопознанных БПЛА нарушили воздушное пространство Польши. Для их перехвата были задействованы истребители НАТО. Премьер-министр Польши Дональд Туск назвал произошедшее «масштабной провокацией», обвинив в случившемся Россию. Москва свою причастность к инцидентам не признала и предложила провести совместные консультации, однако Варшава идею отвергла. 22–28 сентября дроны были замечены уже на территории Дании. Неопознанные объекты блокировали работу аэропортов Копенгагена, Ольборга, Биллунда и других городов.

С этого момента беспилотники стали главной темой европейской политики в контексте «российской угрозы».

После событий в Польше 10 сентября председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своем ежегодном обращении «О положении Союза» заявила о необходимости «услышать призыв наших балтийских друзей и построить стену против дронов».

26 сентября на фоне датского инцидента еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс провел экстренное совещание с министрами обороны 10 стран восточного фланга, Украины и представителями НАТО. На встрече было принято решение о разработке детальной дорожной карты по созданию системы на восточной границе НАТО для борьбы с БПЛА. 

Проект, который не заслуживал €12 млн, стал «приоритетом» Брюсселя.

Однако из-за требования южных членов ЕС (Италии и Испании) расширить ее охват на южные границы Европы 14 октября план получил общеконтинентальный охват и был переименован в «Европейскую инициативу по защите от БПЛА» (European Drone Defence Initiative). Протяженность проекта растянулась на тысячи километров средиземноморского побережья, а цена выросла, по приблизительным данным, с €1 млрд до €7 млчрд. Расширился и тип угрозы, на которую должна реагировать система: на юге речь идет не о военных беспилотниках, а о дронах, используемых контрабандистами.

Уже 16 октября в опубликованной «Дорожной карте оборонной готовности ЕС до 2030 года» за «стеной против дронов» был официально закреплен статус флагманской инициативы развития оборонной системы континента. Глава европейской дипломатии Кая Каллас заявила, что начальная оперативная готовность системы будет достигнута к концу 2026 года, а полная функциональность — к концу 2027-го.

Что такое «стена против дронов»: технологии и возможности 

На данный момент официальная концепция «стены против дронов» изложена лишь в общих чертах в рамках дорожной карты. Документ предполагает создание «многоуровневой, технологически продвинутой системы с совместимыми возможностями противодействия дронам для их обнаружения, отслеживания и нейтрализации».

Особо выделяется принцип «экономической целесообразности», по которому вложенные в уничтожение дрона средства не должны превышать его собственную стоимость. Также указывается, что система может быть использована для управления собственными ударными БПЛА.

Ориентироваться в создании концепции эшелонированной и экономически эффективной борьбы с дронами Европа будет на опыт Украины. ЕС планирует создать производственный «Альянс дронов» с Киевом, по которому страны «Большой семерки» (G7) выделяют заем в размере €6 млрд на производство беспилотников-перехватчиков с помощью украинских промышленных мощностей. Предполагается постепенное повышение займа до €45 млрд к 2030 году. Его погашение должна обеспечить прибыль от замороженных российских активов.

Это шанс для Европы перенять украинский подход к военным технологическим инновациям.

Из «Дорожной карты оборонной готовности ЕС до 2030 года»

СМИ и отраслевые эксперты предполагают, что в основу «стены против дронов» будет заложен принцип мультисенсорного синтеза данных, так как обычные радары ПВО, рассчитанные на самолеты и ракеты, не могут эффективно обнаруживать малые, низколетящие и медленные беспилотники.

  • Первый эшелон обнаружения, по мнению аналитиков, составят радары и радиочастотные детекторы, ищущие цифровой след дрона.
  • Затем данные будут верифицироваться на ближней дистанции с помощью акустических сенсоров и оптико-электронных систем — технологий, которые, по данным Reuters, активно изучаются на основе украинского опыта.
  • Центральным элементом этой архитектуры, согласно дорожной карте, станет искусственный интеллект, который будет анализировать потоки данных, отсеивать ложные цели и в реальном времени классифицировать угрозы.

Предпочтительным методом сбития БПЛА в Европе рассматривают «мягкое» воздействие (soft-kill) с помощью систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые подавляют каналы связи и GPS-сигнал дрона. И только если РЭБ неэффективна, в дело вступят средства физического уничтожения (hard-kill): дроны-перехватчики, зенитные комплексы или ракеты. В дорожной карте также упоминается разработка «перспективных технологий», под которыми эксперты понимают в первую очередь боевые лазеры, обеспечивающие минимальную стоимость выстрела.

Как страны сбивают дроны и беспилотники

Системы пограничного контроля с использованием дронов и сенсоров существуют, однако европейский проект отличается масштабом и количеством участников.

  • Израиль. Вдоль границы с сектором Газа развернута интегрированная сеть из автономных наблюдательных вышек, радаров и сенсоров. Система предназначена для обнаружения как наземного проникновения, так и низколетящих воздушных целей на относительно небольшой площади.
  • Южная Корея. В демилитаризованной зоне протяженностью около 250 км функционирует система GOP (General Outpost) Scientific Surveillance System. Она использует радары и тепловизоры с искусственным интеллектом для противодействия БПЛА из Северной Кореи.
  • Граница США и Мексики. Здесь технологии начали применять для противодействия дронам, используемым наркокартелями для контрабанды запрещенных веществ. Система представляет собой очаговое развертывание средств обнаружения (RF-сканеры, радары) в ключевых секторах для координации различными ведомствами (Пограничная служба, Министерство обороны).

Три барьера на пути к европейскому щиту от БПЛА: политика, технологии и деньги

На протяжении последних 2 лет развитие системы безопасности ЕС сталкивается с препятствиями. Фундаментальная проблема заключается в том, что у Европы в условиях давления со стороны администрации Дональда Трампа, роста военной мощи России и торгового противостояния с Китаем не получается продемонстрировать свою самостоятельность и вес на мировой арене. Как показал ход украинского и ближневосточного конфликтов, Европейский союз зачастую не включают в переговоры, поскольку не рассматривают как самостоятельного и влиятельного актора глобальной политики. 

Главной причиной этого является отсутствие в «единой Европе» лидера. С конца Второй мировой войны это место занимают США, которые единолично распределяют средства и задачи между союзниками в рамках НАТО. Найти «первого среди равных» внутри Европейского союза, судя по прошлым неудачным попыткам создать единую общеевропейскую армию или расширить действие ядерного зонтика Франции и Великобритании на всех, пока не удалось.

Теперь борьба за кресло «главного в Европе» идет между Еврокомиссией и отдельными суверенными странами-членами. Все эти несогласия ярко проявились на неформальном саммите ЕС в Копенгагене в начале октября. Обсуждение «стены против дронов» продлилось четыре часа вместо запланированных двух, но завершилось безрезультатно. Дебаты о программе разворачиваются вокруг трех нерешенных проблем и хорошо иллюстрируют текущее состояние отношений внутри ЕС.

Противостояние, судя по всему, разворачивается за право распоряжаться финансами.

Еврокомиссия как наднациональный орган хочет получить возможность выделять и осваивать бюджеты без оглядки на главных «доноров» ЕС — Германии и Франции. Те, в свою очередь, растущей самостоятельностью Брюсселя недовольны, так как по-иному смотрят на ключевые направления развития Союза. Президент Франции Эммануэль Макрон 1 октября отметил, что концепция «не полностью реализуема», а министр обороны Германии Борис Писториус заявил, что у Германии «другие приоритеты», на которые она должна ориентироваться в области обороны.

Мы говорим о концепции, которая не будет реализована в ближайшие 3–4 года. 

Борис Писториусминистр обороны ФРГ

Евроскептические правительства вроде Венгрии и Словакии вообще никому не хотят подчиняться и демонстративно блокируют любые спорные инициативы. Неслучайно премьер Словакии Роберт Фицо заявил, что его страну и Венгрию не пригласили к первоначальному обсуждению в Копенгагене. Он подчеркнул, что «проект будет стоить дорого и никто не знает, будет ли он вообще работать».

Еще одна проблема, не озвученная публично, — интеграция того, что эксперты называют «зоопарком технологий».

Поскольку ни одна страна или компания в ЕС не может в одиночку обеспечить проект оборудованием, потребуется закупка систем у множества производителей. Европейский оборонный рынок в сфере противодронной борьбы крайне фрагментирован. Для решения проблемы Еврокомиссия предлагает внедрить стандарт SAPIENT (Sensor API ENabled Toolkit), однако его адаптация 27 национальными армиями — это многолетний бюрократический и технический процесс.

Третий барьер — гонка технологий, в которой бюрократическая машина ЕС рискует безнадежно отстать.

Конфликт на Украине показал, что жизненный цикл технологий в сфере БПЛА измеряется неделями, после чего они теряют свою эффективность. Следовательно, есть риск, что система, созданная в 2027 году, будет отвечать угрозам из 2025-го.

Немецкий солдат с противодроновым ружьем
Фото: Filip Singer / EPA / TASS
Немецкий солдат с противодроновым ружьем
Фото: Filip Singer / EPA / TASS

В связи с этим создается ощущение, что у ЕС изначально не было четкой стратегии. Весь проект, скорее, представляет собой имиджевую попытку продемонстрировать для европейских столиц и мирового сообщества способность брать на себя ответственность и быстро реагировать на масштабные угрозы. Уже принятый масштабный план был создан менее чем за 2 недели и остается сырым. И даже несмотря на это Брюссель без долгих споров согласился распространить работу системы и на южные границы Европы.

Вероятнее всего, для ЕС конечной целью возведения «стены против дронов» является не повышение обороноспособности, а обеспечение своих военных заводов долгосрочными оборонными заказами. В марте 2025 года Еврокомиссия представила план ReArm Europe на €800 млрд, требующий к 2030 году закупать 55% вооружений у европейских производителей. Однако администрация Дональда Трампа теперь требует от европейских союзников брать на вооружение американские аналоги европейских боекомплектов и техники, что усложнило процесс по освоению бюджетов. В этих условиях европейскому правительству нужно было срочно найти нишу, которую не могли бы занять американские компании.

«Стена против дронов» с инновационными технологиями как раз-таки вписывается в логику перевооружения, так как никто, включая США, массово аналогичные системы не производит. В качестве основных выгодоприобретателей нового плана можно отметить эстонскую DefSecIntel Solutions (чья система Eirshield рассматривается как возможная основа «стены»), немецкую Rheinmetall и шведскую Saab, а также BAE Systems, Saab, Leonardo. Так, Rheinmetall уже получил заказ от Нидерландов на €1,35 млрд на 22 мобильные универсальные системы меньшей дальности ПВО Skyranger. Германия заказала 19 систем за €595 млн, Австрия — 36, Дания — 16. Однако в таком случае угроза дронов скорее является формальным предлогом, а не реальной причиной создания гигантской «стены».

Фото обложки: Filip Singer / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано