Капитал

Для зеленой ветки московского метро закупят 40 вагонов «Москва-2026»

На Замоскворецкой (зеленой) линии метро планируется полное обновление поездов. До конца 2025 года город собирается приобрести 40 вагонов модели «Москва-2026», сообщил мэр Сергей Собянин в своем Telegram-канале.

  • Поставки завершат только после испытаний и обкатки без пассажиров. Затем новые вагоны направят на линию, где сейчас идет масштабная модернизация состава, но часто все еще курсируют старые и более шумные поезда. 
  • Обновление поездов на зеленой ветке началось в марте 2024 года. Город рассчитывает завершить этот процесс к концу 2026 года. Мэр подчеркнул, что Замоскворецкая линия остается одной из самых загруженных: ежедневно ею пользуются свыше 800 тыс. человек.

Как отметил Собянин, Москва — лидер среди европейских и американских мегаполисов по темпам обновления поездов метро. В парке около 80% новых вагонов. Ожидается, что в 2030 году количество составов современного поколения в подземке увеличится более чем до 90%.

О поезде «Москва-2026»

Модель собирают в Мытищах. Она сохранит характеристики серии «Москва-2024»: широкие двери и межвагонные переходы, системы климат-контроля, адаптивное освещение и множество экранов, зарядные порты для USB и Type-C, цвет линии, по которой ходит состав.

Также обновят пластиковые элементы, стекла на поручнях входа, корпус камеры заднего вида. В новых составах изменят и освещение головной части поезда.

Москва 2026
Фото: mos.ru

Эффект «черной пятницы» как времени пиковых трат в России снижается третий год подряд

Если в 2019–2021 годах объем трат в дни акции рос в среднем в 1,6 раза по сравнению с остальными днями ноября, то в 2024 году он увеличился только в 1,2 раза. Такие цифры приводятся в исследовании сервиса моментальных платежей T-Pay совместно с сервисом «Долями» в рамках проекта T-Data.

Покупатели стали более рациональны, так как предложения со скидками на многие товары доступны в течение всего года. 

Кроме того, аналитики зафиксировали, что во время «черной пятницы» не растет и число товаров в корзине. В то же время растет средний чек на оплату покупок «Долями», в частности на электронику (в 1,3 раза), товары для дома и ремонта (в 3,5 раза) и детских товаров (в 6 раз).

В таких сегментах, как товары для дома, ремонт и стройматериалы, эффект распродажи почти отсутствует. То есть траты в дни акции остались на прежнем уровне, отметили в исследовании. 

В 2025 году, по прогнозам аналитиков, оборот в дни распродаж также увеличится в 1,2 раза, в основном за счет косметики (40%), техники и электроники (30%), одежды, обуви, оптики и спорттоваров (20%), а также товаров для дома и детей (10%). 

Черная пятница
Фото: Natalia Shatokhina / Global Look Press

От Африки до США: как Китай вышел в лидеры мирового кредитования

С начала 2000-х Китай стремительно наращивал зарубежное кредитование, во многом благодаря инициативе «Один пояс — один путь». Однако если раньше кредиты шли преимущественно в развивающиеся государства, то теперь Пекин делает ставку на богатые экономики и их стратегические отрасли. Рассказываем, для чего Китай дает странам взаймы и как США оказались в списке главных получателей кредитов.

Подробнее

«Стыдные практики»: Греф раскритиковал преференции по банковским картам маркетплейсов

Скидки на товары на маркетплейсах делаются за счет налогоплательщиков. Об этом 18 ноября заявил глава Сбера Герман Греф на конференции Центробанка «Фокус на клиента». Положение маркетплейсов на потребительском рынке банкир назвал «нерыночным».

По нашим подсчетам, маркетплейсы в этом году недоплатили налогов на 1,5 трлн рублей. То есть вот скидки все, которые дают, — они за наш с вами счет. И мне нисколько не жалко физическую сеть, но мне неприятно, когда маркетплейсы забирают неправомерно долю на рынке у физических сетей за счет нерыночных условий конкуренции, созданных со стороны государства.

Герман Греф
глава Сбера

Государству стоит сосредоточиться на том, чтобы «урегулировать» эти площадки, поместить их в нормальное конкурентное пространство, отметил Греф. Отдельно глава Сбера раскритиковал политику предоставлять скидки при оплате по карте собственных банков маркетплейсов: «Честно сказать, стыдно такими практиками заниматься». Ранее этот вид скидок осудила и глава Центробанка Эльвира Набиуллина.

Представители маркетплейсов уже начали отвечать на критику. Так, в в пресс-службе объединенной компании Wildberries и Russ (РВБ) заявили, что скидка не является доходом торговой площадки, а значит, и не подлежит налогообложению.

Маркетплейсы уже занимают значительную долю розничного торгового оборота: так, до 90% покупок минувшей «черной пятницы» пришлось именно на этот тип онлайн-площадок. Основным драйвером перехода на маркетплейсы являются скидки, однако чаще всего они достигаются за счет продавцов, а не самой площадки. 

Траты россиян на новогодние елки упали больше чем в 2 раза

Средние траты россиян на новогодние елки заметно упали. В 2024 году они составляли 8095 рублей, а в 2025 году снизились до 2890 рублей. Об этом говорится в исследовании маркетплейса «Мегамаркет».

  • Затраты на пиротехнику, наоборот, выросли. Средний чек увеличился на 62% и достиг 5673 рублей. Расходы на праздничное освещение сократились с 1283 до 445 рублей. Покупки новогодних украшений снизились с 866 до 713 рублей.
  • При этом траты на аксессуары для елок почти не изменились. В 2024 году они составляли 589 рублей, а в 2025 году — 551 рубль. 

Самые популярные новогодние товары

В 2025 году россияне начали готовиться к празднику на 2 недели раньше обычного: сезон покупок стартовал 29 сентября.

  • Самыми востребованными товарами остаются елочные игрушки, световые занавесы и электрические гирлянды. На них приходится около 55% продаж праздничной категории в осенние месяцы. Спрос на искусственные и живые елки также остается высоким.
  • По-прежнему лидируют традиционные украшения. Мишура, дождик, бусы и растяжки остаются более популярными, чем современные декоративные решения вроде проекторов или тематических композиций.

По данным аналитиков, Москва формирует 35% всех продаж новогодней продукции. Санкт-Петербург находится на втором месте с долей 12%. В числе лидеров также отмечены Краснодарский край, Свердловская и Нижегородская области и Татарстан.

Женщины тратят на уход за автомобилем больше мужчин: опрос

Женщина-автомобилист — более благодарный, чем мужчина, клиент автомойки или «уходового» отдела автомагазина. Это следует из статистики аналитического проекта T-Data, исследовавшего транзакции клиентов одноименного банка.

Средний чек на автотовары и услуги при оплате картой для женщин составляет 6,5 тыс. рублей против 5 тыс. рублей для мужчин, отмечается в отчете. При оплате частями (в рассрочку) разница также сохраняется: женщины платят 20,7 тыс. рублей против 19,6 тыс. у мужчин.

Кроме того, средний чек в категории ухода за автомобилем становится выше у клиентов старше 45 лет, констатировали аналитики.

При этом типичным покупателем автотоваров в России в 2025 году остается мужчина (69% клиентов), средний доход которого превышают 100 тыс. рублей в месяц. Наиболее востребованы среди товаров моторное масло и автохимия (60% всех покупок автотоваров).