Капитал

В России вдвое увеличился спрос на глэмпинги

По сравнению с прошлым годом в России на 104% выросло количество бронирований глэмпингов, данные приводят Минэкономразвития и сервис «Авито Путешествия». Этот гостевой формат стал популярен благодаря росту числа предложений и изменению предпочтений туристов.

Пик спроса пришелся на Московскую область — там сосредоточено 14% всех бронирований. Также популярны Татарстан (10%), Карелия (6%), Краснодарский край (5%) и Нижегородская область (4%). В нескольких регионах отмечена впечатляющая динамика: в Самарской области спрос на комфортный вид отдыха вырос в 6,4 раза, в Воронежской — в 3,6 раза, в Ленинградской — в 2,7 раза, в Татарстане — в 2,6 раза.

Порядка 25% всех глэмпингов расположено в Московской области. Также гостевые объекты есть в Свердловской (7%) и Ленинградской областях (4%), Татарстане (6%), Краснодарском крае (4%) и Башкортостане (4%). 

Средняя продолжительность пребывания в глэмпингах составляет 2 суток. В некоторых регионах — Краснодарском крае, Карелии, Адыгее, Тверской, Саратовской и Ярославской областях — туристы остаются чуть дольше, около 3 суток. Медианная стоимость аренды — 30 тыс. рублей. 

В Минэкономразвития отметили, что за последние 3 года в 60 регионах реализовано свыше 800 проектов более чем с 13 тыс. номеров. Модульные гостиницы и глэмпинги строят в национальных парках, заповедниках и туристических зонах, что способствует развитию инфраструктуры и привлечению инвестиций. 

Глэмпинг
Фото: Максим Киселев / ТАСС

Инвестидея недели: почему акции нефтяных компаний растут после анонса новых санкций

Эта неделя показала: больше всего российский фондовый рынок не любит неопределенности. Пока все ждали, какие же санкции готовит Трамп, индекс Мосбиржи падал. Как только наступила ясность, он пошел вверх. Разбирались, откуда рост и чьи акции стоит покупать.

Подробнее

Цены на арбузы в России снизились на 17%

Розничные цены на арбузы с начала июля снизились на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2025 году их стоимость начинается с 30 рублей за килограмм, сообщает Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). 

В магазинах также встречаются предложения и по 20 руб./кг. Минимальная цена дынь в федеральной рознице пока зафиксирована на отметке 99 руб./кг, что соответствует показателям прошлого года. 

Так, по итогам 28-й недели (7–13 июля) средневзвешенная цена арбуза в России упала на 16% по сравнению с предыдущей — до 52,2 руб./кг. Средняя стоимость дынь при этом снизилась неделя к неделе на 10% и составила 117 рублей. В годовом выражении падение цен оказалось менее заметным: арбузы подешевели на 2%, дыни — на 12% за аналогичный период в 2024 году, уточняет исследовательская компания NTech.

Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов отметил раннее начало сезонного снижения цен на бахчевые культуры в этом году. Это связано с ростом отечественных поставок и расширением ассортимента в розничных сетях. В начале сезона покупателям доступно до шести сортов арбузов и не менее трех разновидностей дынь. Кроме того, торговые сети и производители стараются сдерживать рост цен на востребованные товары.

Ассортимент арбузов в торговых сетях на 90% представлен российскими сортами — крымскими и астраханскими арбузами с косточками, а также без косточек, желтыми и популярными сортами «Черный принц» и «Яйцо дракона». Импорт занимает небольшую часть рынка — поставки идут из Казахстана, Ирана и Турции. Среди дынь самыми востребованными в этом году стали: «Торпеда», «Колхозница», «Медовая» и «Гуляби». Здесь пропорция импортной и российской продукции — 50/50. Главные страны-поставщики — Казахстан, Узбекистан, Турция и Бразилия.

В России снижается спрос на растворимый кофе

Продажи растворимого кофе в рознице с июня 2024 года по май 2025 года уменьшились почти на 5% к предыдущим 12 месяцам, подсчитали в организации «Нильсен».

  • В натуральном выражении общие розничные продажи кофе за 12 месяцев увеличились на 1,3%. Однако в «Платформе ОФД» отмечают, что количество офлайн-покупок растворимого кофе в январе–мае снизилось на 3% год к году. В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) сообщили о стагнации спроса на растворимый кофе.
  • В целом с июня 2024 года по май 2025 года на растворимый пришлось почти 60% проданного в рознице кофе.

Почему растворимый кофе теряет позиции

На полках стало больше зернового, молотого кофе и капсульной продукции, отметили в «Ленте». В РФ развивается культура кофе: покупатели делают «более осознанный выбор» и больше ценят качество, вкус и происхождение зерен, сказали в Poetti.

  • Натуральные продажи фильтр-кофе (в дрип-пакетах) за год выросли в 2,2 раза.
  • По данным аналитиков, спрос на кофейные аппараты за 2024 год вырос на 30%. Продажи кофе в зернах прибавили 11,5% за 12 месяцев, в капсулах — 7%. Также продажи кофемашин дают импульс долгосрочному спросу на кофе в зернах.
  • В компании «Сварщица Екатерина» сомневаются, что на новые форматы переходит целевая аудитория растворимого кофе. Самостоятельное приготовление, скорее, интересно посетителям кофеен, где слишком выросли цены. Так, средняя цена на раф и фильтр в заведениях приближается к 450–600 рублей. Миллениалы и зумеры «не богатеют так быстро», отметили в компании.
  • На классический растворимый кофе часто ориентируются потребители с ограниченным бюджетом. Часть из них пытается сократить расходы из-за роста цен.

Цены на растворимый кофе

Медианная стоимость растворимого кофе в офлайне в январе–мае составила 456 рублей за пачку (рост на 10% год к году). В онлайне продукт подорожал на 22%, до 1 тыс. рублей.

  • В среднем себестоимость производства всех видов кофе увеличилась за год на 10%. В сегменте растворимого напитка это происходит с небольшим опережением.
  • Эксперты допускают, что растворимый кофе может быть более маржинальной продукцией за счет длительного срока хранения (до 18 месяцев, а кофейное зерно утрачивает аромат за четыре-пять).
  • На фоне потери части аудитории производители растворимого кофе стараются привлекать в сегмент более обеспеченную аудиторию. Так, бизнес предлагает премиальные сорта растворимого кофе.

Как рост спроса на искусственные бриллианты привел к кризису на рынке алмазов

Алмаз — символ любви, а кольцо с бриллиантом — обязательный атрибут помолвки. Этой концепцией мир обязан производителю камней, корпорации De Beers, для которой сейчас настали непростые времена. Разбирались, почему на рынке алмазов кризис и как искусственные бриллианты заменяют настоящие.

Подробнее

На аукционе продали метеорит с Марса за рекордные $5,3 млн

Камень весом почти 25 кг ушел с молотка на американском аукционе Sotheby's в США. За него дали $5,3 млн — это самая крупная сумма, за которую когда-либо продавали метеорит на торгах, пишет The Guardian.

В описании к лоту уточняется, что «марсианский осколок» с кодовым названием NWA 1678 — крупнейший метеорит, когда-либо выставлявшийся на аукцион. В нем содержится больше 6% всех материалов, которые, по данным ученых, встречаются на Марсе. Метеориты с этой планеты составляют 0,5% от всех зарегистрированных космических объектов, попадающих в земную атмосферу.

Метеорит с Марса
Фото: Richard Drew / AP / TASS

Отмечается также хорошая сохранность камня: при быстром прохождении через атмосферу Земли NWA 16788 не получил серьезных повреждений. Он покрыт красновато-коричневой коркой плавления, придающей ему безошибочно марсианский оттенок.

NWA 16788 — это оливин-микрогаббровый шерготтит, образовавшийся в результате медленного остывания марсианской магмы и характеризующийся крупнозернистой текстурой, состоящей преимущественно из пироксена, маскелинита и оливина.

Sotheby's
аукционный дом

Камень нашел охотник за метеоритами осенью 2023 года в отдаленном регионе Агадес в Нигере. До того как попасть на Землю, метеорит пролетел в космосе порядка 225 млн км.