Капитал

Продажа «ЛУКОЙЛом» австрийского филиала осложняется санкциями США

Средства от возможной продажи зарубежных активов российской нефтяной корпорации «ЛУКОЙЛ» будут заморожены до снятия с нее санкций США. Такое разъяснение выпустило Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC). Ранее ведомство разрешило российской нефтяной компании вести переговоры о продаже своего зарубежного бизнеса до 13 декабря 2025 года.

Речь идет о смене владельца зарегистрированного в Австрии юрлица Lukoil International GMBH (LIG). При продаже «ЛУКОЙЛом» этой компании OFAC будет оценивать сделку: в частности, американская сторона настаивает на том, чтобы связи австрийского актива с российской корпорацией были полностью разорваны, а денег «ЛУКОЙЛ» не должен получить до полного снятия санкций. Кроме того, если переговоры о сделке по LIG не будут вестись, отсрочка OFAC может быть отозвана.

Сам «ЛУКОЙЛ» 28 октября распустил наблюдательный совет LIG, решение было опубликовано в австрийском реестре юрлиц 21 ноября. Ведутся переговоры о продаже австрийской компании — в числе претендентов называются Exxon Mobil и Abu Dhabi National Oil Company, Chevron и американский инвестиционный фонд Carlyle.

Санкции США против «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти» были введены 22 октября 2025 года. Среди активов «ЛУКОЙЛа» за рубежом — добывающие мощности в 10 странах (Азербайджан, Гана, Египет, Ирак, Казахстан, Камерун, Мексика, Нигерия, Республика Конго, Узбекистан). Сети АЗС российская компания имеет в 20 странах, а заводы по производству масел имеются в Австрии, Казахстане, Румынии, Турции и Финляндии. «ЛУКОЙЛу» принадлежат также НПЗ в Болгарии и Румынии, пакет акций одного из НПЗ в Нидерландах.

Минус 20 рублей: в декабре вырастет кешбэк за оплату поездок смартфоном

С 1 по 31 декабря пассажиры московского метро, МЦК, наземного транспорта и городских речных маршрутов получат дополнительный кешбэк при оплате картой «Мир» через Android-смартфон. Об этом сообщил глава столичного дептранса Максим Ликсутов.

Чтобы воспользоваться акцией, нужно установить на смартфон с NFC платежное приложение, работающее с картами «Мир», и зарегистрировать в нем действующую банковскую карту. С каждой поездки при таком способе оплаты будет возвращаться по 20 рублей — таким образом, цена поездки составит 54 рубля. До 1 декабря величина кэшбека установлена вдвое меньше — 10 рублей. Кешбэк-программа не действует при поездках на поездах МЦД.

По действующим тарифам, при оплате банковской картой в метро или на МЦК, а также на наземном транспорте за каждую поездку взимается 74 рубля. При оплате картой «Тройка» по тарифу «Кошелек» цена поездки ниже — 67 рублей. Самым выгодным (без учета промоакций) видом оплаты стала биометрия — по ней одна поездка стоит 63 рубля. 

Крупные банки объединились против скидок на маркетплейсах

Главы крупнейших российских банков — Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-Банка, Совкомбанка — направили коллективное обращение председателю Госдумы Вячеславу Володину с предложением запретить скидки для покупателей на маркетплейсах, а также бонусы и другие косвенные формы финансирования. Об этом со ссылкой на документ сообщает ТАСС.

Банкиры считают целесообразным запретить «как прямые скидки и акции, так и косвенные формы финансирования (бонусные программы, возвраты, маркетинговые субсидии)». Необходимость противодействия таким практикам подтверждается мировым опытом, отмечается в письме.

В виде исключения авторы письма предлагают оставить маркетплейсам возможность делать скидки на социально значимые категории товаров и собственные (а не третьих продавцов) товары. А вот скидки за пользование собственным банком маркетплейса (то есть оплату с карт «родственного» банка) необходимо, по мнению банкиров, запретить полностью.

Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина также заявила, что цена товара на маркетплейсе не должна меняться в зависимости от формы оплаты. «Если платформа, которая должна быть равноудаленной инфраструктурой, начинает продвигать с помощью своего финансового ресурса продукт финансовой организации, наверное, это тоже не очень правильная конкуренция», — подчеркнула она.

Цены на маркетплейсах в случае запрета скидок вырастут примерно на 10–15%, а в некоторых случаях и больше, полагает глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

Для зеленой ветки московского метро закупят 40 вагонов «Москва-2026»

На Замоскворецкой (зеленой) линии метро планируется полное обновление поездов. До конца 2025 года город собирается приобрести 40 вагонов модели «Москва-2026», сообщил мэр Сергей Собянин в своем Telegram-канале.

  • Поставки завершат только после испытаний и обкатки без пассажиров. Затем новые вагоны направят на линию, где сейчас идет масштабная модернизация состава, но часто все еще курсируют старые и более шумные поезда. 
  • Обновление поездов на зеленой ветке началось в марте 2024 года. Город рассчитывает завершить этот процесс к концу 2026 года. Мэр подчеркнул, что Замоскворецкая линия остается одной из самых загруженных: ежедневно ею пользуются свыше 800 тыс. человек.

Как отметил Собянин, Москва — лидер среди европейских и американских мегаполисов по темпам обновления поездов метро. В парке около 80% новых вагонов. Ожидается, что в 2030 году количество составов современного поколения в подземке увеличится более чем до 90%.

О поезде «Москва-2026»

Модель собирают в Мытищах. Она сохранит характеристики серии «Москва-2024»: широкие двери и межвагонные переходы, системы климат-контроля, адаптивное освещение и множество экранов, зарядные порты для USB и Type-C, цвет линии, по которой ходит состав.

Также обновят пластиковые элементы, стекла на поручнях входа, корпус камеры заднего вида. В новых составах изменят и освещение головной части поезда.

Москва 2026
Фото: mos.ru

Эффект «черной пятницы» как времени пиковых трат в России снижается третий год подряд

Если в 2019–2021 годах объем трат в дни акции рос в среднем в 1,6 раза по сравнению с остальными днями ноября, то в 2024 году он увеличился только в 1,2 раза. Такие цифры приводятся в исследовании сервиса моментальных платежей T-Pay совместно с сервисом «Долями» в рамках проекта T-Data.

Покупатели стали более рациональны, так как предложения со скидками на многие товары доступны в течение всего года. 

Кроме того, аналитики зафиксировали, что во время «черной пятницы» не растет и число товаров в корзине. В то же время растет средний чек на оплату покупок «Долями», в частности на электронику (в 1,3 раза), товары для дома и ремонта (в 3,5 раза) и детских товаров (в 6 раз).

В таких сегментах, как товары для дома, ремонт и стройматериалы, эффект распродажи почти отсутствует. То есть траты в дни акции остались на прежнем уровне, отметили в исследовании. 

В 2025 году, по прогнозам аналитиков, оборот в дни распродаж также увеличится в 1,2 раза, в основном за счет косметики (40%), техники и электроники (30%), одежды, обуви, оптики и спорттоваров (20%), а также товаров для дома и детей (10%). 

Черная пятница
Фото: Natalia Shatokhina / Global Look Press

От Африки до США: как Китай вышел в лидеры мирового кредитования

С начала 2000-х Китай стремительно наращивал зарубежное кредитование, во многом благодаря инициативе «Один пояс — один путь». Однако если раньше кредиты шли преимущественно в развивающиеся государства, то теперь Пекин делает ставку на богатые экономики и их стратегические отрасли. Рассказываем, для чего Китай дает странам взаймы и как США оказались в списке главных получателей кредитов.

Подробнее