Киберпанк

Человеком года по версии Time стали создатели искусственного интеллекта

Человеком года по версии американского журнала Time названа собирательная сущность — «архитекторы искусственного интеллекта». Это, в частности, главы компаний xAI Илон Маск, Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) Марк Цукерберг и OpenAI Сэм Альтман.

Обложка журнала с персоной года стилизована под легендарное историческое фото 1932 года «Обед на вершине небоскреба». На ней, помимо Маска, Цукерберга и Альтмана, присутствуют:

  • генеральный директор производителя необходимых для ИИ чипсетов NVIDIA Дженсен Хуанг;
  • генеральный директор AMD (производитель процессоров) Лиза Су;
  • генеральный директор корпорации DeepMind (ИИ в системе Google) Демис Хассабис;
  • глава Anthropic (разработка ИИ и языковых моделей) Дарио Амодей;
  • основательница глобальной базы изображений ImageNet Фэй-Фэй Ли.
Time, Люди года 2025
Фото: Peter Crowther; Jason Seiler / TIME

Среди кандидатур на звание «Человек года» по версии Time в этом году назывались персонально Сэм Альтман (OpenAI), Дженсен Хуанг (NVIDIA), папа римский Лев XIV и Дональд Трамп. Президент США уже был на обложке Time как человек года – 2024.

Звание «Человек года» журнал Time присваивает с 1927 года. Его получает человек, группа лиц или явление, оказавшее наибольшее влияние на заголовки СМИ в уходящем году. 

Ранее в этом году звания «Артиста года» журнал Time удостоил Леонардо Ди Каприо. А «Прорывом года» стал корейский сериал «Кей-поп-охотницы на демонов».

Disney инвестирует $1 млрд в OpenAI и даст Sora доступ к своим персонажам

Компания Walt Disney заключила соглашение с разработчиком искусственного интеллекта OpenAI, в рамках которого инвестирует в стартап $1 млрд и предоставит лицензию на использование своих культовых персонажей в генераторе видео Sora.

Согласно условиям договора, OpenAI получит право использовать более 200 персонажей из вселенных Disney, Pixar, Marvel и «Звездных войн» для обучения и работы своих моделей.

  • Среди доступных героев — Микки и Минни Маус, диснеевские принцессы (Ариэль, Белль, Золушка), персонажи «Холодного сердца», «Истории игрушек», «Моаны», а также супергерои Marvel (Железный человек, Капитан Америка, Черная Пантера) и герои «Звездных войн» (Йода, Штурмовики, Мандалорец).
  • Лицензия распространяется на анимированных персонажей, персонажей в масках и существ, а также на их костюмы и транспорт.
  • Соглашение исключает использование голосов и внешности реальных актеров.

Ожидается, что функции генерации видео с персонажами Disney в Sora и изображений в чат-боте ChatGPT станут доступны в начале 2026 года. Пользователи сервиса Disney+ смогут создавать короткие видеоролики по текстовым запросам. Disney также станет корпоративным клиентом OpenAI, внедрит ChatGPT в деятельность компании и начнет использовать ИИ-модели для создания новых работ.

Ранее на этой неделе Disney потребовала от компании Google запретить своему искусственному интеллекту использовать образы диснеевских героев для генерации изображений. Похожие претензии ранее выдвигались к Meta (признана экстремистской организацией в РФ и запрещена) и Character.AI, а против Midjourney компания даже подала судебный иск.

Генеральный директор Disney Боб Айгер назвал партнерство «важным моментом для индустрии», который расширит возможности сторителлинга. Решение принято, несмотря на критику со стороны ведущих голливудских агентств (например, CAA), которые ранее заявляли, что Sora подвергает профессионалов отрасли «значительному риску».

О чем говорит сотрудничество Disney и OpenAI 

Объясняет заместитель главного редактора «Московских новостей» Даниил Ротштейн:

Эта сделка на самом деле многое говорит о состоянии обеих компаний, и говорит не в лучшую сторону. Для Disney это часть их, если можно так выразиться, стратегии. Напоминает их сделку в феврале 2024 года с компанией Epic, производителем игры Fortnite, где они вложили $1,5 млрд для создания типа метавселенной, потому что тогда это было модно. 

Вообще, Disney ведет себя как компания, у которой есть большие деньги, но нет большого видения. И они цепляются и вбухивают деньги в каждый крупный технологический тренд, чтобы быть там первыми, не очень понимая, что это в итоге может дать. Плюс, что характерно, их совершенно не беспокоит, что связь с нейромусором может навредить их легендарным брендам. Мы это видели в мае, когда они создали в Fortnite персонажа с чат-ботом Дарта Вейдера, который пользователи очень быстро, несмотря на все системы защиты, заставили говорить всякую ерунду и даже не всегда законную.

Что касается OpenAI, то для них сделка тоже на самом деле не говорит о чем-то хорошем. С одной стороны, да, это большое партнерство и миллиард долларов. Но следует помнить, что OpenAI позиционирует себя как производитель революционной технологии, которая должна полностью поменять современную экономику, производство, индустрии, рынок труда и так далее. У них должны быть огромные B2B-контракты, подряды и прочее. У них огромная оценка. И на этом фоне сделка на использование персонажей Disney в нашем псевдо-TikTok — это выглядит довольно мелко и слабо. И говорит об измельчании видения и, возможно, каком-то пересмотре стратегических перспектив компании. 

Долгосрочно это, скорее, еще больше ослабляет позиционирование компании. И в целом у Сэма Альтмана не очень удачный месяц.

Технодайджест недели: трикладушка от Samsung, шлем дополненной реальности и критическая ошибка ИИ-агента

Глава SMM «Московских новостей» Павел Дыга о самых заметных событиях из мира технологий за минувшую неделю.

Подробнее

Чешская RPG Kingdom Come: Deliverance 2 стала открытием года для российских геймеров — опрос

В «М.Видео» подвели итоги игрового года и выяснили, что предпочитали российские геймеры в 2025 году. Главным открытием года покупатели назвали Kingdom Come: Deliverance 2, а главным разочарованием — Assassin’s Creed Shadows, следует из опроса. 

  • Kingdom Come: Deliverance 2, RPG от чешской студии Warhorse Studios получила более 27% голосов. За ней расположились Battlefield 6 — почти 25% и Clair Obscur: Expedition 33 — 23,62%. 
  • В списке неудач лидером стала Assassin’s Creed Shadows. Ее критически оценили 19,12% участников опроса. Далее идут: EA Sports FC 26 — 15,5%, Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 — 14,21%.

Российская аудитория по-прежнему тяготеет к крупным релизам с насыщенными мирами, глубокой ролевой механикой и сильной историей, отмечают аналитики. При этом важным остается наличие мультиплеера.

Самые ожидаемые игры

Игроки также продолжают ждать несколько перенесенных релизов. Наиболее ожидаемые проекты:

  • Grand Theft Auto 6 — игру ждут 47,44%;
  • «Ведьмак 4» — 37,36%;
  • Half-Life 3 — 29,85%;
  • Atomic Heart 2 — 27,11%;
  • Cyberpunk 2: Project Orion — 26,19%;
  • The Elder Scrolls 6 — 20,88%;
  • Fallout 5 — 20,33%;
  • Forza Horizon 6 — 19,41%;
  • Resident Evil Requiem — 18,86%;
  • The Last of Us: Part 3 — 18,86%.

Внимание игроков по-прежнему приковано к крупным ААА-франшизам и сюжетным блокбастерам.

Фото: Warhorse Studios
Kingdom Come: Deliverance 2. Фото: Warhorse Studios

В Кремль поступило много писем от детей из-за блокировки Roblox

Кремль получил много обращений от детей на фоне блокировки платформы Roblox, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

  • Так он прокомментировал появившееся ранее заявление главы Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной. Она отмечала, что после блокировки ряда ресурсов маленькие россияне стали писать о желании покинуть страну. В подтверждение она привела обращения, где дети просили добиться разблокировки Roblox.
  • Песков подтвердил, что детских сообщений действительно много. 

Роскомнадзор объявил о блокировке Roblox в России 3 декабря. Причиной регулятор назвал размещение на платформе запрещенной в стране информации. 6 декабря ведомство повторило, что не видит оснований для снятия ограничений.

Roblox — американская онлайн-платформа, на которой пользователи создают свои игры и играют в проекты других геймеров. Это большая виртуальная среда со множеством жанров, она популярна у детей и подростков, которые используют ее для общения и создания собственных игровых миров.

«Сбер» расширил возможности бесконтактной оплаты через сервис «Вжух»

Сервис «Вжух», работающий на технологии Bluetooth Low Energy (BLE), стал доступен для пользователей Android, у которых нет карты «Мир» или модуля NFC. Об этом сообщил первый зампредседателя правления «Сбера» Кирилл Царев.

Расширение возможностей сервиса

В банке пояснили, что запуск сервиса «Вжух» на Android закрывает потребность в бесконтактных платежах для владельцев устройств без NFC. По их оценке, таких клиентов около 10 млн. Технология будет удобна людям, которые хотят использовать для оплаты смартфоном карты международных платежных систем Visa и Mastercard.

  • Сервис открыт для подключения всем банкам — его уже внедрили «Т Банк» и Альфа-банк. О желании включить «Вжух» в свои приложения заявили более 40 кредитных организаций. Две из них планируют завершить интеграцию до конца года.

Царев уточнил, что для Android-устройств с NFC по-прежнему доступен SberPay NFC. Этот вариант рассчитан на владельцев карт «Мир».

Оплата при слабом интернете

«Вжух» позволяет совершать оплату даже при плохом соединении или полном отсутствии интернета. 

  • Процесс прост: после появления суммы на экране терминала пользователь открывает приложение «Сбербанк Онлайн», подносит телефон к терминалу и подтверждает операцию. Функция работает с любого экрана, включая окно входа. При этом смартфон можно держать не вплотную — BLE обеспечивает работу на расстоянии.