Киберпанк

Ученые создали новый инструмент ИИ, способный предсказать риск развития более 1 тыс. заболеваний

Ученые разработали новый инструмент искусственного интеллекта, который может предсказать риск развития свыше 1 тыс. заболеваний, а также прогнозировать изменения в состоянии здоровья на десятилетие вперед.

  • Генеративный инструмент ИИ создали эксперты из Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL), Немецкого центра исследований рака и Копенгагенского университета.
  • Ученые использовали алгоритмические концепции, аналогичные тем, которые применяются в больших языковых моделях (LLM). Обучение ИИ проводилось на данных из двух систем здравоохранения. Так, инструмент был обучен на анонимных сведениях о 400 тыс. пациентов из исследования UK Biobank и данных о 1,9 млн человек из датского национального реестра пациентов.
  • Система Delphi-2M ищет «медицинские события» в истории болезни, учитывает факторы образа жизни, а также возраст и пол пациента. Инструмент также анализирует данные историй болезни пациентов, чтобы спрогнозировать, что может произойти в течение следующего десятилетия и далее.
  • Ученые считают, что пациенты смогут воспользоваться преимуществами нового инструмента ИИ уже в течение следующих нескольких лет. На основе работы с таким ИИ врач сможет выявить, например, четыре главных риска для пациента и дать полезные рекомендации.
  • По оценкам специалистов, преимущество нового инструмента ИИ перед существующими (например, Qrisk для расчета риска сердечного приступа в течение ближайшего десятилетия) в том, что он может прогнозировать все заболевания одновременно и на длительный период времени. Модели, ориентированные на отдельные заболевания, этого сделать не могут.
  • Точность Delphi-2M сопоставима с точностью ИИ, созданных для прогнозов конкретных заболеваний.

Госдума приняла закон о рекламе в космосе

Согласно документу, госкорпорация «Роскосмос» сможет продвигать и проводить рекламные кампании, включая установку и эксплуатацию наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры и технике. Закон должен вступить в силу с 1 января 2026 года. 

  • В пояснении к законопроекту говорится, что потенциальными заказчиками услуг могут стать банки и страховые компании из России. Предполагается, что организации будут принимать участие в разработке названий космических аппаратов. Это, по оценке авторов документа, может стать еще одним источником дохода. 
  • Впервые законопроект был внесен на рассмотрение в ноябре 2023 года. Тогда «Роскосмос» провел исследование потенциального спроса и подтвердил заинтересованность крупных компаний. 

Как компании смогут рекламировать себя на орбите

Рекламу бизнес сможет размещать на космических аппаратах, в том числе спутниках, а также на ракетах-носителях. В пояснении к законопроекту также предлагается делить пополам прибыль от рекламы в космосе. Одна часть будет отчисляться в федеральный бюджет в качестве неналоговых доходов, а вторая — формировать специальные резервные фонды «Роскосмоса». 

По оценке госкорпорации, потенциальный доход от реализации таких проектов может ежегодно составлять до 200 млн рублей — от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн — от установки или эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры. 

Какую рекламу размещали в космосе

  • В 1990 году японская телекомпания TBS оплатила полет журналиста Тойохиро Акиямы на станцию «Мир» и разместила свой логотип на ракете-носителе.
  • В 1996 году выходившие в открытый космос со станции «Мир» космонавты продемонстрировали метровый макет банки Pepsi-Cola. 
  • В 2001 году на обтекателе ракеты-носителя, доставляющей к международной космической станции (МКС) пилотируемый российский модуль «Звезда», размещалось трехметровое изображение эмблемы компании Pizza-Hut.

В 2021 году «Роскосмос» разместил баннер на ракете-носителе, и экипаж космической станции в прямом телевизионном эфире с орбиты поздравил «Сбербанк России» со 180-летием.

Uber представила новый сервис для сафари в Кении

Компания отмечает десятилетие своей деятельности в Кении и выходит на туристический рынок с новым сервисом Uber Safari — сообщает Bloomberg. Сафари-экспедиции будут доступны в Национальном парке Найроби — единственном в мире парке дикой природы, расположенном в столице. 

Uber Safari
Фото: Uber

Цены на экскурсию начинаются от $194. Сервис ориентирован на деловых путешественников, желающих совершить быстрое сафари во время коротких визитов. Uber Safari позволит заранее забронировать трехчасовую экскурсию с гидом для наблюдения за львами, носорогами, буйволами и леопардами. Партнерами компании стали местные туроператоры и гиды с личным транспортом и опытом в организации сафари, что предоставляет им новые возможности для заработка.

Uber рассчитывает на часть туристических доходов Кении, которые оцениваются в $4,3 млрд. Как отметила компания, туризм является одним из основных источников иностранной валюты для страны, на его долю приходится 10,4% валового внутреннего продукта и 5,5% официальной занятости.

Apple выпустила iOS 26: что не так с обновлением

После запуска нового обновления Apple iOS 26 многие пользователи начали жаловаться на то, что у них быстро разряжается батарея iPhone и замедлилась работа приложений. Более того, некоторые отметили, что на телефоне полностью пропали иконки с рабочего стола, не отображаются фотографии в галерее, а новинка Liquid Glass («Жидкое стекло») не прогружается. 

Некоторые пользователи сталкиваются с тем, что просто не могут обновить телефон до iOS 26. У многих система останавливается на этапе установки нового программного обеспечения (ПО). Также отмечается, что проблемы есть не только на iPhone, но и на iPad. 

Вместе с выходом iOS 26 Apple даже выпустила отдельное примечание поддержки, где говорится, что сокращение времени работы аккумулятора iPhone — нормальное явление и связано с процессами, которые происходят в системе в первые дни после установки.

Сразу после установки обновления, особенно крупного, вы можете заметить временное влияние на время работы аккумулятора и тепловые характеристики. Это нормально, так как устройству требуется время для завершения процесса настройки в фоновом режиме, включая индексацию данных и файлов для поиска, загрузку новых ресурсов и обновление приложений.

из документа поддержки Apple

Что изменилось в iOS 26 

Версия iOS 26 появилась сразу после iOS 18. Создатели решили отказаться от порядкового номера в пользу основного года развертывания операционной системы. С iOS 26 совместимы все iPhone от 11-й модели до 17 Air. 

Обновление Apple iOS-26
Фото: Apple
  • В новой версии доступен интерфейс Liquid Glass, или «Жидкое стекло». Он имитирует эффекты настоящего стекла в меню, виджетах и других элементах управления. Основный акцент был сделан на прозрачность, рассеивание света, преломление лучей, блики и глубину. Теперь иконки приложений на главном экране можно сделать полупрозрачными, чтобы за ними были видны элементы фонового изображения. 
  • Также пользователям доступна технология живого перевода при телефонных звонках, в «Сообщениях», а также в FaceTime. Эта функция сделана на базе искусственного интеллекта. Например, во время звонков по FaceTime будут появляться субтитры с переводом с иностранного языка. Пока предусмотрена поддержка английского, китайского (упрощенного), корейского, французского, немецкого, итальянского, португальского и испанского языков.
  • Помимо этого, в iOS 26 появились улучшенная фильтрация спама, обновленные приложения «Камера», «Телефон» и Safari, а также новый режим энергосбережения Adaptive Power для iPhone 15 Pro и выше.
  • Также в приложении Apple Music появилась новая функция AutoMix. В отличие от старой Crossfade, которая просто постепенно заглушала отыгравший трек и воспроизводила новый, она использует искусственный интеллект, чтобы сделать динамичный переход от одной композиции к другой, словно этим занимается диджей за пультом. 

Стоит ли обновлять iPhone до iOS 26: что говорят эксперты

В целом ИТ-специалисты сходятся во мнении, что существенных угроз от установки iOS 26 нет. Так, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин заявил, что новое ПО стоит ставить всегда, потому что все недочеты впоследствии устранят. Техноблогер Wylsacom положительно оценил обновление, а все неудобства назвал временными.

ИИ на службе у мошенников: как чат-боты становятся соучастниками преступлений

Журналисты Reuters протестировали шесть самых популярных нейросетей — ChatGPT, Claude, DeepSeek, Grok, Gemini и Meta* AI. Их попросили придумать фишинговую кампанию и разные сценарии обмана пенсионеров, чтобы ввести их в заблуждение и получить данные банковских счетов. После недолгих уговоров все нейросети приступили к работе. 

Подробнее

Max запустил цифровой ID: теперь в мессенджере можно создать аналог бумажных документов

С его помощью можно будет подтверждать возраст, статус обладателя профиля и совершать другие действия без использования бумажных носителей, сообщили в пресс-службе платформы. Пока опция работает в пилотном режиме, она будет доступна гражданам России старше 18 лет.

Как создать цифровой ID в мессенджере Max и что для этого нужно

  • Обновить до последней версии приложения Мax и «Госуслуги».
  • В разделе «Профиль» мессенджера Max найти иконку «Цифровой ID» и нажать на кнопку «Создать».
  • Дать согласие на «Вход по лицу или отпечатку пальца» и нажать на кнопку «Перейти в приложение «Госуслуг». Нужно использовать именно приложение «Госуслуги», а не веб-версию.
  • Дать согласие на обработку персональных данных (подтверждение личности по биометрии очно или по загранпаспорту онлайн).
  • Сделать селфи с нейтральным выражением лица на однотонном фоне без посторонних предметов. Нужно поместить лицо в овал и дождаться, когда рамка станет зеленой.
  • Затем начнется проверка данных и система перенаправит вас в Max.   

Безопасность и сохранность персональных данных

Разработчики отмечают, что использование цифрового ID безопасно, поскольку он действует только на том устройстве, где был создан. QR-коды обновляются каждые 30 секунд, а при их сканировании персональная информация недоступна. Кроме того, невозможно сделать скриншот цифрового ID, поскольку вместо QR-кода на фото отобразится белый экран.

Где будут использовать цифровой ID

С 15 сентября в магазинах сети «Магнит» Москвы, Краснодара и Санкт-Петербурга доступно подтверждение возраста через мессенджер Max для покупок на кассах самообслуживания. Для этого нужно отсканировать отсканировать QR-код. До конца 2025 года технология охватит более 300 торговых точек сети. В будущем цифровой ID будут использовать для участников программ лояльности.

Ранее в Минэкономразвития предложили заселять туристов в гостиницы с использованием мессенджера Max, чтобы упростить доступ к услугам.