Москва
На ВДНХ пройдет выставка «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х»
В павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ откроется выставка «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х». Проект подготовили Музей Москвы и ВДНХ при поддержке Департамента культуры города Москвы.
- Экспозиция продолжает цикл международных и национальных выставок на базе городских музеев. Кураторами выступили историки советского искусства Ксения Гусева и Надежда Плунгян.
Выставка будет работать с 19 декабря 2025 года по 17 мая 2026-го.
Саратовская школа за пределами региона
Проект посвящен художникам, связанным с Саратовом и оказавшим заметное влияние на художественную жизнь Москвы и Ленинграда первой половины XX века. Речь идет о поколении, которое принято связывать с символизмом рубежа веков и объединением «Голубая роза», но чья активная работа продолжилась и в советский период.
- Авторы выставки показывают, что саратовская школа продолжила жить и после революции 1917 года. Ее представители органично вошли в новые художественные процессы, реагировали на смену эпох и участвовали в формировании визуального языка раннего советского искусства.

От «Голубой розы» к советской картине
Экспозиция выстроена хронологически. Посетители проследят путь саратовских художников от объединений «Голубая роза» и «Алая роза» к авангардным экспериментам 1920-х годов, проектам советской монументальной живописи и поискам новой картины 1930–1950-х.
- Такой маршрут позволяет взглянуть на историю советского искусства через оптику местной школы, сохранившей собственный метод и художественный язык.
Свободные мастерские и «Четыре искусства»
Отдельные разделы выставки посвящены саратовским Свободным мастерским, где в начале 20-х шли активные авангардные эксперименты под руководством Валентина Юстицкого.
- Зрители также увидят работы участников объединения «Четыре искусства». Особое место в экспозиции занимает Алексей Карев — уроженец Саратова, преподававший в Академии художеств и повлиявший на ленинградских пейзажистов 1930–1950-х годов.
Мастера символизма и их ученики
Через всю выставку проходят произведения основателей «Голубой розы»: Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина и Александра Матвеева. После революции каждый из них разработал собственную педагогическую систему и расширил географию влияния своей школы.
- Впервые представлены и лирические, созерцательные работы учеников Петра Уткина, посвященные волжским пейзажам.

Три реки как образ выставки
Ключевая метафора проекта — диалог трех рек. Маршрут экспозиции сравним с речным путешествием по Волге, Москве-реке и Неве. Этот образ помогает связать разные города и художественные контексты в единое пространство.
- Цветовая палитра выставки строится вокруг сине-голубых оттенков — лазури, кобальта, василькового. Эти цвета остаются узнаваемой чертой саратовской школы, но каждый раз меняются в зависимости от города и времени.

Более 200 работ из музеев по всей стране
На выставке покажут более 200 живописных, графических и скульптурных произведений. Работы собирали по всей стране при участии 14 российских музеев.
- Основу экспозиции составят произведения Саратовского художественного музея им. Радищева. Помимо работ Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Кузнецова, зрители увидят произведения менее известных, но значимых для саратовской школы художников — Михаила Аринина, Евгения Егорова, Владимира Кашкина, Елены Бебутовой и других.
Долина против Лурье: какое решение вынес Верховный суд по скандальному делу
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ направила на повторное рассмотрение в Мосгорсуд иск певицы Ларисы Долиной к Полине Лурье по поводу принадлежавшей Долиной квартиры в Хамовниках. Тем самым отменены решения трех нижестоящих судов, которые признавали недействительной сделку купли-продажи жилья и стали прецедентом для других судебных разбирательств.
Из этого следует, что собственником спорной квартиры остается купившая ее в 2024 году у певицы Полина Лурье. Но право проживания на этой жилплощади Ларисы Долиной сохраняется до пересмотра дела.
Почему дело о квартире Долиной стало резонансным
Весной 2024 года народная артистка России Лариса Долина продала принадлежавшую ей пятикомнатную квартиру в Хамовниках за 112 млн рублей. Позже она заявила, что стала жертвой мошенников, предположительно, с Украины. Ущерб от действий мошенников, как оценила московская прокуратура, составил более 200 млн рублей.
В рамках уголовного дела на квартиру был наложен арест, четверо подозреваемых признаны виновными Балашихинским судом 28 ноября 2025 года. Однако еще в августе 2024 года Лариса Долина подала иск к покупательнице квартиры Полине Лурье, оспаривая сделку купли-продажи. 28 марта 2025 года Хамовнический суд иск удовлетворил, ссылаясь на то, что певица действовала под влиянием мошенников. А встречный иск Лурье к Долиной о возврате денег, напротив, отклонил, ссылаясь на то, что продавец фактически не получила деньги от сделки.
Осенью 2025 года Мосгорсуд и Второй кассационный суд общей юрисдикции утвердили решение Хамовнического суда. Верховный суд был последней кассационной инстанцией, куда обратилась покупательница квартиры. Накануне представитель Долиной обратился с ходатайством о проведении заседания в закрытом режиме, суд не удовлетворил просьбу адвоката.
Дело стало резонансным, поскольку создало нежелательный юридический прецедент, дестабилизирующий рынок недвижимости, отметили в направленном Верховному суду письме члены Международной ассоциации юристов и консультантов.
Индийский ситец произвел в Европе революцию: о чем новая выставка в «Царицыно» — «Индия. Ткань времени»
23 декабря в музее-заповеднике «Царицыно» откроется масштабный международный выставочный проект «Индия. Ткань времени», где покажут более 300 образцов тканей и костюмов из коллекций Национального музея ремесел в Дели, государственных музеев России, частных коллекций, модных домов и дизайнеров. Кураторы проекта — Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория моды», и Екатерина Шинкарева, куратор и хранитель индийской коллекции в Музее Востока, — рассказали «Московским новостям», какую роль играет текстиль в истории искусств, зачем живой моде приходить в музей и что за путешествие «турецкого огурца» увидят зрители.
В Москве стали чаще покупать цельнозерновой хлеб
Москвичи все чаще отдают предпочтение хлебу с «добавленной пользой». Спрос на цельнозерновые изделия и хлеб с различными добавками продолжает расти, сообщила директор Научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности Марина Костюченко.
- По данным мониторинга, который институт ведет совместно с Росстатом и отраслевыми партнерами, основу ассортимента по-прежнему составляют массовые сорта. Речь идет о нарезном батоне и хлебе типа «Дарницкого». При этом их доля постепенно сокращается.
Какой необычный хлеб любят москвичи
Жители столицы все чаще выбирают хлеб из цельнозерновой муки. Растет интерес к хлебу с семечками подсолнечника, льна, кунжута и тыквы, а также пророщенным зерном. Востребованы и продукты с гречневой, овсяной и амарантовой мукой. Такие изделия чаще берут те, кто ориентирован на осознанное потребление и здоровый образ жизни.
- Кроме того, москвичи все чаще ищут свежевыпеченный хлеб с хрустящей корочкой. В сетевых магазинах он бывает не всегда, поэтому покупатели обращаются к ремесленным пекарням. Их число в городе растет. Там тесто замешивают вручную, используют закваски и длительную ферментацию, а также классические технологии. По словам эксперта, такой хлеб дольше сохраняет свежесть, не плесневеет и благоприятно влияет на работу желудочно-кишечного тракта за счет накопления органических кислот и природных антибиотических веществ.
Спрос на пирожки
Московские пекарни и хлебопекарные предприятия в последние годы отмечают рост интереса к мелкоштучной продукции.
- Горожане активнее берут лепешки, тортильи, пирожки и булочки для гамбургеров. Представители поколений миллениалов и зумеров все чаще отказываются от классического трехразового питания. Вместо этого они выбирают быстрые приемы пищи. В таких условиях хлебобулочные изделия все чаще становятся самостоятельным элементом готовой еды.
О замороженной выпечке
На производствах набирает популярность использование предварительно замороженной выпечки. Такой подход позволяет не готовить каждый заказ отдельно. Качество продукции при этом не страдает, а пекарни получают возможность быстро выпекать изделия и ежедневно предлагать покупателям свежий горячий хлеб.
Заморозка считается одним из самых эффективных способов продления сроков годности без ухудшения свойств продукта. Это дает возможность производить хлеб большими партиями на крупных предприятиях. Затем изделия доставляют в разные точки города и выпекают по мере спроса. В результате покупатели получают теплый и ароматный хлеб с хрустящей корочкой.
- У москвичей сохраняется интерес к ремесленному хлебу. Такие изделия отличаются крупной пористостью, упругим мякишем и плотной корочкой.
В Москве стало больше пекарен
За последние 5 лет производство хлебобулочных изделий в городе увеличилось на 4,2%. Число зарегистрированных предприятий за тот же период выросло почти в 3 раза. Этот рост связан не только с развитием крупных хлебозаводов. Существенную роль сыграло активное расширение малого бизнеса. Речь идет о ремесленных пекарнях, специализированных мини-производствах и точках свежей выпечки.

В усадьбе Кузьминки отреставрировали Львиную пристань
Реставрация в усадьбе Кузьминки началась в 2024 году, сообщил в блоге мэр Москвы Сергей Собянин. В течение года привели в порядок «Мыльную» (Ванный домик), два грота и Арочный мост с фонарями и грифонами, завершается реставрация Кузницы. Завершились работы на Львиной (или Круглой) пристани на берегу Верхнего Кузьминского пруда.
Как восстанавливали Львиную пристань
Ее возвели в 1811 году на месте более ранней пристани XVIII века. В 1830-х перестроили, предположительно по проекту Доменико Жилярди. Со временем сооружение пришло в упадок. К 1950-м годам оно фактически превратилось в руины, а в 2000-х оказалось почти полностью утрачено. До наших дней дошли лишь разрозненные фрагменты.
- Во время реставрации пристань фактически воссоздали заново. При этом специалисты сохранили все элементы исторической кладки, которые удалось спасти.
- Каменную поверхность очистили от слоев краски и растительности. Кладку восстановили методом вставок. Плиты площадок из песчаника расчистили и перебрали, а утраченные элементы воссоздали. Также были отреставрированы металлическое ограждение и чугунные плиты смотровой площадки.
- Отдельные работы провели со скульптурами чугунных львов. Их реставрация проходила в мастерских. С поверхности удалили многолетние наслоения краски и следы коррозии, устранили трещины и дефекты металла. Особое внимание уделили восстановлению утраченных и деформированных деталей. В результате все четыре египетских чугунных льва вернулись на прежнее место.
В 2026 году планируется завершить реставрацию Западного и Восточного флигелей, флигеля №6 (деревянного), Прачечного корпуса, Служительского флигеля. Полностью реставрацию комплекса усадьбы закончат в 2027 году.

Пьесу Екатерины Второй впервые в современной истории покажут в Малом театре
31 января 2026 года в Малом театре состоится премьера спектакля «Расстроенная семья» по пьесе императрицы Екатерины Второй. Режиссер-постановщик, автор сценической версии — Андрей Максимов.
«Расстроенная семья» (1786) — образец литературного наследия самой успешной женщины на российском престоле, проявлявшей себя не только в политике, но и в искусстве. Это лирическая комедия о семейных отношениях и ценностях, интересе к жизни, который не должен угасать в человеке любого возраста.
Надо понимать, что Екатерина считала театр чрезвычайно важным делом для воспитания людей, что с помощью театра можно воспитать настоящих граждан, тех людей, которые ей нужны для построения России. Она к этому относилась как к миссии. Для нас очень важен в этой пьесе язык. Это очень красивый русский язык, который уже ушел... Но при этом остался понятным.
Андрей Максимоврежиссер-постановщик
В игровой, но сохраняющей флер эпохи декорации метафорой семейных тайн становятся шкафы — в них вместе с вещами хранятся секреты домочадцев. Легкое, воздушное сценическое пространство словно создано для разрешения конфликта добра и зла. Оно передает царящую в доме атмосферу любви, которую, несмотря на происки недоброжелателя, невозможно разрушить.

Представления авторов об эпохе нашли отражение и в музыке Кирилла Лукина. Балетмейстер-постановщик Лёша Кот в танце передаст современный взгляд на культуру XVIII века. Световая партитура Нарека Туманяна добавит увлекательной истории эмоциональные нюансы и особую художественную выразительность.
В спектакле заняты: народные артисты России Елена Харитонова, Владимир Носик, Владимир Дубровский, Александр Ермаков, заслуженная артистка России Екатерина Базарова, артисты Дмитрий Зеничев, Елизавета Соловьёва, Никита Шайдаров, Кирилл Шварценберг, Алексей Анохин, Пётр Жихарев, Алексей Коновалов.
