Культурный код
Люди завезли волков на остров в Балтийском море тысячелетия назад — исследование
Ученые нашли на изолированном острове в Балтийском море кости волков возрастом 3–5 тыс. лет и пришли к выводу, что хищники могли попасть туда только с помощью людей. Исследование Стокгольмского университета опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.
- Останки обнаружили в пещере Стора-Фервар на небольшом шведском острове Стора-Карлсе. В неолите и бронзовом веке там бывали охотники и рыболовы, но собственных наземных млекопитающих остров не имел. Это указывает на то, что волков туда привезли.
- Геномный анализ подтвердил: это именно волки, без примесей собачьей линии. Изотопы в костях показали морской рацион — тюленей и рыбу. Такой же набор продуктов использовали жители острова, что говорит о том, что волков кормили люди.
- Хищники были меньше материковых сородичей. Один образец показал низкое генетическое разнообразие — признак изоляции или контролируемого разведения. У одного волка обнаружили патологию конечности, из-за которой он едва мог передвигаться, однако выжил. Вероятно, о животном заботились люди.
- Находка ставит под сомнение привычные представления о ранних отношениях человека и волка. Исследователи считают, что взаимодействие в доисторическую эпоху было сложным процессом и включало формы совместного существования, не приводившие к появлению современных собак.
Остеологические и генетические данные открывают новые подходы к изучению одомашнивания и позволяют по-новому взглянуть на связь человека и животных в каменном и бронзовом веках, заключили специалисты.
Большой театр объявил даты продажи билетов на балет «Щелкунчик»
Билеты на праздничные показы балета «Щелкунчик» на Исторической сцене Большого театра поступят в продажу 2 декабря в 10:00 по московскому времени. В этом сезоне приобрести их можно только на официальном сайте театра — кассы работать не будут.
Покупка проходит по специальной программе. В электронном билете будут указаны имя, отчество, фамилия и данные документа, удостоверяющего личность. На входе зрителю необходимо предъявить оригинал документа. Один покупатель может оформить максимум четыре билета — для себя и еще трех человек.
Из-за повышенного спроса часть билетов выставят на аукцион. Условия участия доступны на сайте партнера Большого театра. Подать заявку на участие можно с 26 ноября с 12:00.
- К участию допускаются физические и юридические лица. Часть средств, собранных на аукционах, направят на поддержку артистов театра.
График продажи билетов
Продажи будут идти поэтапно. На сайте они откроются строго по расписанию:
2 декабря:
10:00 — спектакль 17 декабря, 19:00
11:00 — 18 декабря, 19:00
12:00 — 19 декабря, 12:00
13:00 — 20 декабря, 19:00
3 декабря:
10:00 — 21 декабря, 11:00
11:00 — 21 декабря, 19:00
12:00 — 26 декабря, 12:00
13:00 — 26 декабря, 19:00
14:00 — 27 декабря, 12:00
4 декабря:
10:00 — 27 декабря, 19:00
11:00 — 28 декабря, 12:00
12:00 — 28 декабря, 18:00
13:00 — 29 декабря, 12:00
14:00 — 29 декабря, 19:00
5 декабря:
10:00 — 30 декабря, 12:00
11:00 — 30 декабря, 19:00
12:00 — 31 декабря, 12:00
13:00 — 31 декабря, 18:00
8 декабря:
10:00 — 3 января, 12:00
11:00 — 3 января, 19:00
12:00 — 4 января, 12:00
13:00 — 4 января, 18:00
14:00 — 6 января, 19:00
9 декабря:
10:00 — 7 января, 12:00
11:00 — 7 января, 19:00
12:00 — 8 января, 12:00
13:00 — 8 января, 19:00
14:00 — 9 января, 12:00
10 декабря:
10:00 — 9 января, 19:00
11:00 — 10 января, 12:00
12:00 — 10 января, 19:00
13:00 — 11 января, 12:00
14:00 — 11 января, 18:00
Расписание аукционов
Аукционы стартуют в те же даты и часы, что и продажи билетов.
Заявки принимают с 26 ноября, 12:00. Крайние сроки подачи:
- на спектакли 17–20 декабря — до 1 декабря, 22:00;
- на 21 и 26–27 декабря — до 2 декабря, 22:00;
- на 27–29 декабря — до 3 декабря, 22:00;
- на 30–31 декабря — до 4 декабря, 22:00.
Почему отменили продажи билетов на «Щелкунчика» в кассах
Решение приняли в прошлом году. Из-за высокой популярности балета около касс возникали огромные очереди и давка. Люди занимали места в очереди с ночи.

Умер актер и режиссер Всеволод Шиловский
Советскому и российскому актеру и режиссеру было 87 лет.
- Всеволод Шиловский родился в Москве. В 1961 году окончил Школу-студию МХАТ. Руководил актерской мастерской во ВГИКе. Также участвовал в передаче «Белый попугай». С 2008 года возглавлял кинофестиваль «Золотой Феникс». В 2017 году создал свой театр-студию.
- В театрах Шиловский играл в таких спектаклях, как «Синяя птица», «На дне», «На всякого мудреца довольно простоты» и других.
- Исполнял роли в киноработах «Подросток», «Жизнь Клима Самгина», «Интердевочка», «Марш Турецкого», «Каменская» и других фильмах и сериалах.
- Шиловский выступил режиссером в картинах «Блуждающие звезды», «Аферисты», «Кодекс бесчестия» и других.
- Также артист участвовал в записях аудиосказок для грампластинок.

Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров пройдет в Москве в пятый раз
Театральные директора и продюсеры из России и зарубежных стран в начале декабря традиционно соберутся в столице на V Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ). Он откроется 4 декабря и продлится до 8 декабря.
На фестиваль ждут участников из 71 региона России и четырех зарубежных стран — они представляют 513 организаций. Запланированы выступления более тысячи спикеров, из них более 150 лично и 835 онлайн.
ВФТМ по своему формату — фестиваль лучших практик и инноваций в управлении театральными процессами. Сейчас это основная площадка, где обсуждаются происходящие в отрасли структурные изменения. Кроме того, традиционно для участников это мощная мотивационная сессия, отмечают организаторы.
Девиз фестиваля в этом году: «Искусство управлять искусством». Каждый день фестиваля посвящен определенной теме: дни озаглавлены «Искусство управления», «Тактика и практика», «Искусство инноваций» и «Искусство быть лидером».
Никакой воды, никакой теории, будем говорить о практике, как сделать жизнь театра лучше, как сделать жизнь творца, художника, режиссера в театре более комфортной для творчества, как сделать так, чтобы зрители лучше ходили в театр, как правильно продавать билеты, как правильно позиционировать свой театр.
Кирилл Крокруководитель ВФТМ, директор Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова
На фестивале выступят директор Александринского театра Александр Малич, директор РАМТ Софья Апфельбаум, худрук Театра на Бронной и Сцены «Мельников» Константин Богомолов, худрук Театра Наций Евгений Миронов, ректор ГИТИС Григорий Заславский, народный артист РФ Константин Хабенский и другие театральные администраторы, эксперты и критики. Среди спикеров церемонии открытия — председатель СТД Владимир Машков и руководитель ВФТМ, директор театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок.
Впервые в этом году в рамках юбилейного фестиваля будет представлена выставка «Антрепренеры. Цифровая память» о выдающихся театральных деятелях разных эпох — Александре Сумарокове, Майкле Меддоксе, Иване Елагине, Федоре Корше, Савве Мамонтове, Сергее Дягилеве и других. Выставка пройдет в ВЭБ Центре (Новинский бульвар, 31).
Трансляции мероприятия будут доступны в сообществе фестиваля в VK.
Фестиваль Короткой Новой прозы «БеспринцЫпные чтения – 2025» прошел в девятый раз
Новый сезон проекта, реализованного при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, прошел сразу в четырех городах — Москве, Калининграде, Барнауле и Перми — и превратился в масштабное всероссийское культурное событие.

За 4 месяца фестиваль Короткой Новой прозы «БеспринцЫпные чтения – 2025» принял более 2500 заявок от авторов и чтецов, а офлайн-мероприятия посетили свыше 6 тыс. зрителей и слушателей — почти вдвое больше прошлогоднего показателя. Как и прежде, «БеспринцЫпные чтения» объединяют профессионалов и новичков: на одной сцене выступают звезды театра и кино и молодые авторы и чтецы, прошедшие конкурсный отбор.

В этом году на сцену фестиваля вышли Кристина Бабушкина, Павел Деревянко, Нонна Гришаева, Гоша Куценко, Максим Матвеев, Дарья Мороз, Константин Хабенский, Катерина Шпица и другие. Хедлайнером стал Сергей Бурунов, он записал видео с чтением рассказа одного из победителей.
Экспертная комиссия отобрала 23 писателя: Александр Поливаев, Александр Шведов, Александра Горячко, Алёна Майорова, Анна Зимова, Анна Сексяева, Вера Гамаюн, Вероника Лагранж, Виталий Заблоцкий, Гаянэ Танцырева, Дарья Новакова, Добрая Веда, Евгения Ливеровская, Лев Соболь, Марлен Герлен, Михаил Халецкий, Наталья Ляпина, Наталья Фомина, Светлана Суворова, SallyKS, Яна Титоренко. Вдетском направлении «БеспринцЫпные чтения. Дети» были выбраны Макар Гладких и Полина Егорова.
Среди 8 новых чтецов оказались Владимир Дербенцев, Елена Леденцова, Иван Федоровых, Константин Борнеман, Кристина Работенко, а также участники в направлении «БеспринцЫпные чтения. Дети» — Макар Гладких, Алина Кондрашова и Хасан Кочиев.
Особым событием фестиваля стал паблик-ток «Текст как путь к самореализации», где обсуждали развитие современной русской культуры и влияние чтения на личностный рост. В дискуссии приняли участие Михаил Лабковский, Вячеслав Дубынин, Данила Шарапов, продюсеры фестиваля и Александр Цыпкин, выступивший модератором.

По итогам проекта выпущен новый сборник произведений с ироничным названием «Блины рвутся», куда вошли лучшие тексты сезона.
Фото предоставлены организаторами
Искусственный интеллект научился быстро прогнозировать землетрясения
Разработаны новые модели машинного обучения, которые могут прогнозировать почти в реальном времени, где и сколько афтершоков произойдет после землетрясения. Обычные методы прогнозирования афтершоков — вторичных землетрясений, которые могут оказаться более разрушительными, чем первоначальные, — занимают несколько часов или дней.
- Исследование провели ученые из Эдинбургского и Падуанского университетов. Они создали инструменты прогнозирования на основе искусственного интеллекта. Систему обучали на данных о землетрясениях в Калифорнии, Новой Зеландии, Италии, Японии и Греции.
- Группа проанализировала способность моделей ИИ прогнозировать количество афтершоков, которые произойдут в течение 24 часов после землетрясений магнитудой 4 и выше.
- Специалисты сравнили эффективность своих моделей ИИ с распространенной системой прогнозирования, известной как модель последовательности афтершоков эпидемического типа (ETAS): ее применяют в Италии, Новой Зеландии и США.
- Оба типа моделей эффективны при прогнозировании риска афтершоков, но ETAS потребовалось гораздо больше времени для получения результатов — до нескольких часов или дней на одном компьютере среднего класса. Такая модель предполагает запуск большого количества симуляций.
- Обучив инструменты ИИ на основе записей прошлых землетрясений, новые модели можно будет задействовать для прогнозирования риска повторных толчков в большинстве регионов мира.
Быстрые прогнозы, создаваемые при участии ИИ, помогут властям в принятии решений о мерах безопасности и распределении ресурсов в районах, пострадавших от стихийных бедствий.
