Культурный код

На ВДНХ пройдет выставка «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х»

В павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ откроется выставка «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х». Проект подготовили Музей Москвы и ВДНХ при поддержке Департамента культуры города Москвы.

  • Экспозиция продолжает цикл международных и национальных выставок на базе городских музеев. Кураторами выступили историки советского искусства Ксения Гусева и Надежда Плунгян.

Выставка будет работать с 19 декабря 2025 года по 17 мая 2026-го.

Саратовская школа за пределами региона

Проект посвящен художникам, связанным с Саратовом и оказавшим заметное влияние на художественную жизнь Москвы и Ленинграда первой половины XX века. Речь идет о поколении, которое принято связывать с символизмом рубежа веков и объединением «Голубая роза», но чья активная работа продолжилась и в советский период.

  • Авторы выставки показывают, что саратовская школа продолжила жить и после революции 1917 года. Ее представители органично вошли в новые художественные процессы, реагировали на смену эпох и участвовали в формировании визуального языка раннего советского искусства.
Уткин
«Красноармейцы-лыжники», Уткин Петр Саввич, 1931 г. Фото: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева»

От «Голубой розы» к советской картине

Экспозиция выстроена хронологически. Посетители проследят путь саратовских художников от объединений «Голубая роза» и «Алая роза» к авангардным экспериментам 1920-х годов, проектам советской монументальной живописи и поискам новой картины 1930–1950-х.

  • Такой маршрут позволяет взглянуть на историю советского искусства через оптику местной школы, сохранившей собственный метод и художественный язык.

Свободные мастерские и «Четыре искусства»

Отдельные разделы выставки посвящены саратовским Свободным мастерским, где в начале 20-х шли активные авангардные эксперименты под руководством Валентина Юстицкого.

  • Зрители также увидят работы участников объединения «Четыре искусства». Особое место в экспозиции занимает Алексей Карев — уроженец Саратова, преподававший в Академии художеств и повлиявший на ленинградских пейзажистов 1930–1950-х годов.

Мастера символизма и их ученики

Через всю выставку проходят произведения основателей «Голубой розы»: Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина и Александра Матвеева. После революции каждый из них разработал собственную педагогическую систему и расширил географию влияния своей школы.

  • Впервые представлены и лирические, созерцательные работы учеников Петра Уткина, посвященные волжским пейзажам.
Кузнецов
«Сбор гусениц», Кузнецов Павел Варфоломеевич, 2-я половина 1930-х гг. Фото: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева»

Три реки как образ выставки

Ключевая метафора проекта — диалог трех рек. Маршрут экспозиции сравним с речным путешествием по Волге, Москве-реке и Неве. Этот образ помогает связать разные города и художественные контексты в единое пространство.

  • Цветовая палитра выставки строится вокруг сине-голубых оттенков — лазури, кобальта, василькового. Эти цвета остаются узнаваемой чертой саратовской школы, но каждый раз меняются в зависимости от города и времени.
Петров-Водкин
«Двое в лодке», Петров-Водкин Кузьма Сергеевич, 1896 г. Фото: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

Более 200 работ из музеев по всей стране

На выставке покажут более 200 живописных, графических и скульптурных произведений. Работы собирали по всей стране при участии 14 российских музеев.

  • Основу экспозиции составят произведения Саратовского художественного музея им. Радищева. Помимо работ Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Кузнецова, зрители увидят произведения менее известных, но значимых для саратовской школы художников — Михаила Аринина, Евгения Егорова, Владимира Кашкина, Елены Бебутовой и других.

Индийский ситец произвел в Европе революцию: о чем новая выставка в «Царицыно» — «Индия. Ткань времени»

23 декабря в музее-заповеднике «Царицыно» откроется масштабный международный выставочный проект «Индия. Ткань времени», где покажут более 300 образцов тканей и костюмов из коллекций Национального музея ремесел в Дели, государственных музеев России, частных коллекций, модных домов и дизайнеров. Кураторы проекта — Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория моды», и Екатерина Шинкарева, куратор и хранитель индийской коллекции в Музее Востока, — рассказали «Московским новостям», какую роль играет текстиль в истории искусств, зачем живой моде приходить в музей и что за путешествие «турецкого огурца» увидят зрители.

Подробнее

В усадьбе Кузьминки отреставрировали Львиную пристань

Реставрация в усадьбе Кузьминки началась в 2024 году, сообщил в блоге мэр Москвы Сергей Собянин. В течение года привели в порядок «Мыльную» (Ванный домик), два грота и Арочный мост с фонарями и грифонами, завершается реставрация Кузницы. Завершились работы на Львиной (или Круглой) пристани на берегу Верхнего Кузьминского пруда. 

Как восстанавливали Львиную пристань 

Ее возвели в 1811 году на месте более ранней пристани XVIII века. В 1830-х перестроили, предположительно по проекту Доменико Жилярди. Со временем сооружение пришло в упадок. К 1950-м годам оно фактически превратилось в руины, а в 2000-х оказалось почти полностью утрачено. До наших дней дошли лишь разрозненные фрагменты.

  • Во время реставрации пристань фактически воссоздали заново. При этом специалисты сохранили все элементы исторической кладки, которые удалось спасти.
  • Каменную поверхность очистили от слоев краски и растительности. Кладку восстановили методом вставок. Плиты площадок из песчаника расчистили и перебрали, а утраченные элементы воссоздали. Также были отреставрированы металлическое ограждение и чугунные плиты смотровой площадки.
  • Отдельные работы провели со скульптурами чугунных львов. Их реставрация проходила в мастерских. С поверхности удалили многолетние наслоения краски и следы коррозии, устранили трещины и дефекты металла. Особое внимание уделили восстановлению утраченных и деформированных деталей. В результате все четыре египетских чугунных льва вернулись на прежнее место.

В 2026 году планируется завершить реставрацию Западного и Восточного флигелей, флигеля №6 (деревянного), Прачечного корпуса, Служительского флигеля. Полностью реставрацию комплекса усадьбы закончат в 2027 году.

Фото: sobyanin.ru

Пьесу Екатерины Второй впервые в современной истории покажут в Малом театре

31 января 2026 года в Малом театре состоится премьера спектакля «Расстроенная семья» по пьесе императрицы Екатерины Второй. Режиссер-постановщик, автор сценической версии — Андрей Максимов.

«Расстроенная семья» (1786) — образец литературного наследия самой успешной женщины на российском престоле, проявлявшей себя не только в политике, но и в искусстве. Это лирическая комедия о семейных отношениях и ценностях, интересе к жизни, который не должен угасать в человеке любого возраста.

Надо понимать, что Екатерина считала театр чрезвычайно важным делом для воспитания людей, что с помощью театра можно воспитать настоящих граждан, тех людей, которые ей нужны для построения России. Она к этому относилась как к миссии. Для нас очень важен в этой пьесе язык. Это очень красивый русский язык, который уже ушел... Но при этом остался понятным.

Андрей Максимоврежиссер-постановщик

В игровой, но сохраняющей флер эпохи декорации метафорой семейных тайн становятся шкафы — в них вместе с вещами хранятся секреты домочадцев. Легкое, воздушное сценическое пространство словно создано для разрешения конфликта добра и зла. Оно передает царящую в доме атмосферу любви, которую, несмотря на происки недоброжелателя, невозможно разрушить.

Фото: Евгений Люлюкин/Малый театр.

Представления авторов об эпохе нашли отражение и в музыке Кирилла Лукина. Балетмейстер-постановщик Лёша Кот в танце передаст современный взгляд на культуру XVIII века. Световая партитура Нарека Туманяна добавит увлекательной истории эмоциональные нюансы и особую художественную выразительность.

В спектакле заняты: народные артисты России Елена Харитонова, Владимир Носик, Владимир Дубровский, Александр Ермаков, заслуженная артистка России Екатерина Базарова, артисты Дмитрий Зеничев, Елизавета Соловьёва, Никита Шайдаров, Кирилл Шварценберг, Алексей Анохин, Пётр Жихарев, Алексей Коновалов.

Люди стали чаще слушать более грустные песни за последние полвека

Ученые проанализировали 100 самых популярных англоязычных песен в США за каждую неделю с 1973 по 2023 год. Оказалось, что со временем слушатели все чаще выбирали композиции с негативной эмоциональной окраской. Одновременно лирика популярных треков за последние 50 лет упростилась. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

  • Маурисио Мартинс и его коллеги из Венского университета изучили, как менялись музыкальные предпочтения общества. Также они попытались понять, влияли ли на них крупные кризисные события, включая теракты 11 сентября и пандемию COVID-19. Для этого исследователи проанализировали более 20 тыс. текстов песен из еженедельного чарта Billboard Hot 100 за период с 1973 по 2023 годы.
  • С помощью методов обработки естественного языка ученые оценивали тексты по трем параметрам. Они учитывали наличие слов, связанных со стрессом, общее эмоциональное настроение и уровень сложности лирики. Анализ показал, что начиная с 1970-х годов популярность постепенно смещалась в сторону более простых и более негативных песен, насыщенных стрессовой лексикой.
  • Отдельно исследователи рассмотрели влияние кризисов. Они сравнили музыкальные предпочтения за 24 месяца до и после терактов 11 сентября и пандемии, исключив недели самих событий. После пандемии, вопреки ожиданиям авторов, слушатели стали чаще выбирать более позитивные композиции. В таких песнях было меньше слов, связанных со стрессом. События 11 сентября продемонстрировали схожий, но статистически незначимый эффект.
  • Кроме того, ученые обратили внимание на изменение сложности текстов в разные политические периоды. После избрания Дональда Трампа в 2016 году президентом США наблюдался сдвиг в сторону более сложной лирики по сравнению с последним сроком Барака Обамы. При этом авторы призывают интерпретировать данные осторожно. Политические циклы не были основной темой исследования и не учитывались системно.

Исследователи отмечают, что рост негативной лексики в музыке совпадает с увеличением уровня стресса и депрессии в обществе. Похожие тенденции фиксируются и в СМИ, и в художественной литературе. Дополнительную роль могут играть изменения языковых норм.

С точки зрения теории управления настроением, люди выбирают медиаконтент для регулирования своих эмоций. Музыка может либо соответствовать настроению, либо помогать его изменить. В периоды кризиса слушатели нередко обращаются как к песням, отражающим тревогу и напряжение, так и к более легким композициям, которые помогают отвлечься. Ранее исследования уже показывали, что социальные процессы отражаются в текстах песен. Например, в хитах последних десятилетий было больше сексистских и нецензурных выражений и одновременно сокращалось число упоминаний любви.

Ушел из жизни композитор и пианист Левон Оганезов

Советскому и российскому пианисту и композитору было 84 года, он умер 13 декабря в Нью-Йорке. Левон Оганезов боролся с онкологическим заболеванием. 

  • Композитор окончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, а после — Московскую консерваторию по классу фортепиано.
  • Выступал в качестве соведущего телепрограмм «Клуб Белый попугай», «Добрый вечер с Игорем Угольниковым» и «Жизнь прекрасна». Как аккомпаниатор играл с Клавдией Шульженко, Олегом Анофриевым, Валентиной Толкуновой, Андреем Мироновым и другими известными артистами.
  • Также Левон Оганезов снялся в нескольких фильмах: «На эстраде Владимир Винокур», «След дождя» и других. 
  • В 2007 году вместе с Александром Хаминским Оганезов запатентовал модель «Электрический клавишный музыкальный инструмент». У него есть функция смены раскладки клавиатуры, что позволяет играть как праворуким, так и леворуким исполнителям․
  • В 2010 году Левон Оганезов стал народным артистом России.
Левон Оганезов
Фото: Natalia Shakhanova / Global Look Press