Культурный код
Прообраз национального биеннале: в Москве стартовал фестиваль «Архитектура для людей»
В Музее Москвы стартовал фестиваль «Архитектура для людей». Он включает в себя масштабную выставку и культурно-просветительскую программу. Экспозиционная часть фестиваля «Смена ритма» посвящена поиску новых инструментов для восстановления ресурсов жителей мегаполиса. Посетители, побывав в уникальных городских павильонах-оазисах, смогут познакомиться с ведущими архитекторами, дизайнерами и художниками, которые преображают облик столицы.

Пространство выставки располагает к спокойному отдыху и неспешным размышлениям. Куратором фестиваля выступает визионерское архитектурное бюро Megabudka. По замыслу организаторов, проект отражает возможности взаимодействия архитектуры с урбанистической средой. Для дополнительной «перезагрузки» посетителям на входе предлагают разуться — это первый в своем роде архитектурный фестиваль «в носках».
Эффективность, скорость и решения — важные аспекты урбанистики, но мы редко говорим о праве на паузу и удовольствие. В мегаполисе это необходимость, а не роскошь. В нем нужны места для отдыха и тишины. Мы попросили архитекторов и художников рассказать об архитектуре на языке чувств и эмоций. Так, чтобы это было понятно каждому, интересно и взрослым, и детям. Наш фестиваль также становится залогом создания архитектурной биеннале в России.
Сергей Кузнецовглавный архитектор Москвы, идеолог и создатель фестиваля

В этом году в фестивальном марафоне 12 участников: Александр Бродский, radugadesign, СПИЧ, Григорий Орехов, Yoomoota, Totan, ХВОЯ, Новое, Saga, GAFA+Vesper, STEEL и PLER Bureau. Каждая команда представляет свой интерактивный павильон. Так, в павильоне radugadesign организовано пространство для медитаций. А бюро СПИЧ предлагает участникам фестиваля совместно плести большой кокон и качаться в гамаке.

Среди других концептуальных проектов — пространство березового леса, дачной жизни, звездного и солнечного света. Участники подчеркивают: выставка посвящена отдыху от излишних визуальных символов, суеты большого города, борьбе с выгоранием. Фестиваль будет свободным для посещения (по регистрации) и продолжится до 17 января.
- Когда: 17.12.2025 – 17.01.2026
- Где: Музей Москвы (Зубовский б-р, 2), Красный зал: 3-й этаж, корпус 1, вход по рампе

На ВДНХ пройдет выставка «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х»
В павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ откроется выставка «Волга. Москва. Нева. Саратовские символисты в Москве и Ленинграде 1920–1940-х». Проект подготовили Музей Москвы и ВДНХ при поддержке Департамента культуры города Москвы.
- Экспозиция продолжает цикл международных и национальных выставок на базе городских музеев. Кураторами выступили историки советского искусства Ксения Гусева и Надежда Плунгян.
Выставка будет работать с 19 декабря 2025 года по 17 мая 2026-го.
Саратовская школа за пределами региона
Проект посвящен художникам, связанным с Саратовом и оказавшим заметное влияние на художественную жизнь Москвы и Ленинграда первой половины XX века. Речь идет о поколении, которое принято связывать с символизмом рубежа веков и объединением «Голубая роза», но чья активная работа продолжилась и в советский период.
- Авторы выставки показывают, что саратовская школа продолжила жить и после революции 1917 года. Ее представители органично вошли в новые художественные процессы, реагировали на смену эпох и участвовали в формировании визуального языка раннего советского искусства.

От «Голубой розы» к советской картине
Экспозиция выстроена хронологически. Посетители проследят путь саратовских художников от объединений «Голубая роза» и «Алая роза» к авангардным экспериментам 1920-х годов, проектам советской монументальной живописи и поискам новой картины 1930–1950-х.
- Такой маршрут позволяет взглянуть на историю советского искусства через оптику местной школы, сохранившей собственный метод и художественный язык.
Свободные мастерские и «Четыре искусства»
Отдельные разделы выставки посвящены саратовским Свободным мастерским, где в начале 20-х шли активные авангардные эксперименты под руководством Валентина Юстицкого.
- Зрители также увидят работы участников объединения «Четыре искусства». Особое место в экспозиции занимает Алексей Карев — уроженец Саратова, преподававший в Академии художеств и повлиявший на ленинградских пейзажистов 1930–1950-х годов.
Мастера символизма и их ученики
Через всю выставку проходят произведения основателей «Голубой розы»: Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина и Александра Матвеева. После революции каждый из них разработал собственную педагогическую систему и расширил географию влияния своей школы.
- Впервые представлены и лирические, созерцательные работы учеников Петра Уткина, посвященные волжским пейзажам.

Три реки как образ выставки
Ключевая метафора проекта — диалог трех рек. Маршрут экспозиции сравним с речным путешествием по Волге, Москве-реке и Неве. Этот образ помогает связать разные города и художественные контексты в единое пространство.
- Цветовая палитра выставки строится вокруг сине-голубых оттенков — лазури, кобальта, василькового. Эти цвета остаются узнаваемой чертой саратовской школы, но каждый раз меняются в зависимости от города и времени.

Более 200 работ из музеев по всей стране
На выставке покажут более 200 живописных, графических и скульптурных произведений. Работы собирали по всей стране при участии 14 российских музеев.
- Основу экспозиции составят произведения Саратовского художественного музея им. Радищева. Помимо работ Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Кузнецова, зрители увидят произведения менее известных, но значимых для саратовской школы художников — Михаила Аринина, Евгения Егорова, Владимира Кашкина, Елены Бебутовой и других.
Римские военачальники держали обезьян в качестве питомцев
Военачальники Древнего Рима, дислоцированные в Египте, держали в качестве домашних животных обезьян, привезенных из Индии. Об этом говорят исследования кладбища в Беренике на восточном побережье Египта. За более чем 20 лет ученые раскопали на этом месте почти 800 захоронений.
- Одним из самых интригующих результатов раскопок стало обнаружение 35 обезьян на участке, расположенном недалеко от городской черты египетского порта. Останки этих приматов датируют I и II веками нашей эры — временем, когда в этом районе проживали высокопоставленные римские военачальники.
- Анализ костей показал, что большинство обезьян — макаки из Индии. Это стало первым материальным доказательством ввоза животных из Индии в римский Египет.
- Судя по всему, обезьян высокопоставленные римляне держали в качестве домашних животных. Рядом со скелетами приматов нашли удерживающие ошейники, остатки продуктов питания и предметы роскоши (например, раковины). У некоторых обезьян, по-видимому, даже были «свои» домашние животные, например поросенок или котята, которых хоронили рядом.
- В двух из пяти захоронений обезьян на этом месте были обнаружены погребальные принадлежности, при этом захоронений кошек и собак было очень мало.
- По словам ученых, у обезьян был особый статус среди других животных. Владение приматом могло быть элементом самоидентификации, отличительным признаком элитарного положения человека в обществе.
- Впрочем, за некоторыми обезьянами, вероятно, плохо ухаживали. На некоторых черепах макак нашли признаки недоедания, вызванного скудным рационом, в котором отсутствовали фрукты и овощи.
- Полученные данные представляют собой наиболее полное на сегодня свидетельство того, что римляне в Египте содержали экзотических животных в качестве домашних питомцев.
Индийский ситец произвел в Европе революцию: о чем новая выставка в «Царицыно» — «Индия. Ткань времени»
23 декабря в музее-заповеднике «Царицыно» откроется масштабный международный выставочный проект «Индия. Ткань времени», где покажут более 300 образцов тканей и костюмов из коллекций Национального музея ремесел в Дели, государственных музеев России, частных коллекций, модных домов и дизайнеров. Кураторы проекта — Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория моды», и Екатерина Шинкарева, куратор и хранитель индийской коллекции в Музее Востока, — рассказали «Московским новостям», какую роль играет текстиль в истории искусств, зачем живой моде приходить в музей и что за путешествие «турецкого огурца» увидят зрители.
В усадьбе Кузьминки отреставрировали Львиную пристань
Реставрация в усадьбе Кузьминки началась в 2024 году, сообщил в блоге мэр Москвы Сергей Собянин. В течение года привели в порядок «Мыльную» (Ванный домик), два грота и Арочный мост с фонарями и грифонами, завершается реставрация Кузницы. Завершились работы на Львиной (или Круглой) пристани на берегу Верхнего Кузьминского пруда.
Как восстанавливали Львиную пристань
Ее возвели в 1811 году на месте более ранней пристани XVIII века. В 1830-х перестроили, предположительно по проекту Доменико Жилярди. Со временем сооружение пришло в упадок. К 1950-м годам оно фактически превратилось в руины, а в 2000-х оказалось почти полностью утрачено. До наших дней дошли лишь разрозненные фрагменты.
- Во время реставрации пристань фактически воссоздали заново. При этом специалисты сохранили все элементы исторической кладки, которые удалось спасти.
- Каменную поверхность очистили от слоев краски и растительности. Кладку восстановили методом вставок. Плиты площадок из песчаника расчистили и перебрали, а утраченные элементы воссоздали. Также были отреставрированы металлическое ограждение и чугунные плиты смотровой площадки.
- Отдельные работы провели со скульптурами чугунных львов. Их реставрация проходила в мастерских. С поверхности удалили многолетние наслоения краски и следы коррозии, устранили трещины и дефекты металла. Особое внимание уделили восстановлению утраченных и деформированных деталей. В результате все четыре египетских чугунных льва вернулись на прежнее место.
В 2026 году планируется завершить реставрацию Западного и Восточного флигелей, флигеля №6 (деревянного), Прачечного корпуса, Служительского флигеля. Полностью реставрацию комплекса усадьбы закончат в 2027 году.

Пьесу Екатерины Второй впервые в современной истории покажут в Малом театре
31 января 2026 года в Малом театре состоится премьера спектакля «Расстроенная семья» по пьесе императрицы Екатерины Второй. Режиссер-постановщик, автор сценической версии — Андрей Максимов.
«Расстроенная семья» (1786) — образец литературного наследия самой успешной женщины на российском престоле, проявлявшей себя не только в политике, но и в искусстве. Это лирическая комедия о семейных отношениях и ценностях, интересе к жизни, который не должен угасать в человеке любого возраста.
Надо понимать, что Екатерина считала театр чрезвычайно важным делом для воспитания людей, что с помощью театра можно воспитать настоящих граждан, тех людей, которые ей нужны для построения России. Она к этому относилась как к миссии. Для нас очень важен в этой пьесе язык. Это очень красивый русский язык, который уже ушел... Но при этом остался понятным.
Андрей Максимоврежиссер-постановщик
В игровой, но сохраняющей флер эпохи декорации метафорой семейных тайн становятся шкафы — в них вместе с вещами хранятся секреты домочадцев. Легкое, воздушное сценическое пространство словно создано для разрешения конфликта добра и зла. Оно передает царящую в доме атмосферу любви, которую, несмотря на происки недоброжелателя, невозможно разрушить.

Представления авторов об эпохе нашли отражение и в музыке Кирилла Лукина. Балетмейстер-постановщик Лёша Кот в танце передаст современный взгляд на культуру XVIII века. Световая партитура Нарека Туманяна добавит увлекательной истории эмоциональные нюансы и особую художественную выразительность.
В спектакле заняты: народные артисты России Елена Харитонова, Владимир Носик, Владимир Дубровский, Александр Ермаков, заслуженная артистка России Екатерина Базарова, артисты Дмитрий Зеничев, Елизавета Соловьёва, Никита Шайдаров, Кирилл Шварценберг, Алексей Анохин, Пётр Жихарев, Алексей Коновалов.
