Культурный код

Как устроено шоу «Сны Пушкина»: современный цирк в поисках новой формы

С 25 декабря по 11 января в зале «Дружба» в Лужниках пройдут новогодние показы уникального театрализованного циркового шоу «Сны Пушкина» от «Нового русского цирка». Это представление — гимн поэтическому гению и блистательный сплав жанров в исполнении лучших цирковых артистов. Рассказываем, как устроено это фантастическое шоу и почему его обязательно стоит посетить.

Подробнее

Лабубу, Долина и дочка Бони: поп-культурные феномены уходящего года

Конец года — традиционное время подводить итоги. Кто-то вычеркивает пункты из списка целей, другие пересматривают фотографии и вспоминают самые яркие моменты. Редакция «Московских новостей» решила взглянуть на 2025 год через призму поп-культуры — вспомнить феномены, события и персонажей, которые лучше всего отражают дух уходящего года.

Подробнее

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась экспозиция «Индия. Ткань времени»

В музее-заповеднике «Царицыно» стартовал международный выставочный проект «Индия. Ткань времени». Экспозиция открыта для посетителей с 23 декабря 2025 года и разместилась в Большом дворце. Выставка завершится 12 апреля 2026 года.

Индийский текстиль и его влияние на моду

Проект объединил более 300 образцов тканей и костюмов. Среди них — экспонаты Национального музея ремесел в Дели, российских музеев, частных собраний, а также работы дизайнеров и модных домов. Выставка показывает, как индийская текстильная традиция повлияла на мировую модную индустрию. Общий смысл проекта в том, что многие модные решения были придуманы в Индии и затем подхвачены всем миром. Экспозиция рассчитана на широкую аудиторию — от детей и студентов до профессионалов и поклонников моды.

  • Экспозиция заняла семь залов. Каждый из них посвящен отдельной теме: хлопку, шелку, шерсти, вышивке, окрашиванию, орнаментам и сари. Выставка прослеживает влияние индийских тканей на культуры Востока и Запада, а также на моду и массовую культуру XX и XXI веков. Рядом с музейными предметами представлены работы современных дизайнеров, в которых читается прямое или скрытое влияние индийской традиции.
  • В зале сари можно увидеть не только классические экспонаты, но и современные платья с косым кроем. Часть работ создана специально для проекта. По мере осмотра становится заметно, что многие привычные элементы одежды — от белой футболки и джинсов до «пижамного шика» — зачастую имеют индийские корни. Вышивки находят отражение в культовых сумках Chanel, восточные орнаменты — в психоделической моде эпохи хиппи. Даже в живописи Ван Гога и Ренуара прослеживается индийское влияние.
  • В пространстве выставки работают интерактивные зоны: ольфакторные станции, лаунж с коврами, специальный саундтрек и лаборатория моды.
Фото предоставлено организаторами

Команда проекта и программа событий

Кураторами проекта выступили Людмила Алябьева и Екатерина Шинкарева. Архитектором экспозиции стала Майя Фролова. Атмосферу восточного сада создала театральный художник Анастасия Нефедова, а за ольфакторную часть отвечала Анна Кабирова.

  • В рамках выставки запланировано более 30 мероприятий с участием дизайнеров и специалистов по истории моды.

Международный проект и культурный контекст

Министр правительства Москвы и глава департамента культуры Алексей Фурсин отметил, что в России впервые представлена столь масштабная коллекция Национального музея ремесел в Дели. Выставка стала исследованием роли индийского текстиля как одного из ключевых элементов мирового культурного наследия и его влияния на декоративно-прикладное искусство и моду на Западе и в России. Проект продолжает серию международных и национальных выставок в городских музеях, анонсированную мэром Москвы.

  • Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина обратила внимание на то, что предыдущая выставка была посвящена влиянию Индии на Россию, а новый проект расширяет фокус до мирового масштаба. Она отметила, что экспозиция показывает сокровища индийского ткачества под новым углом и находится на стыке музейной практики и модной индустрии.
  • Третий секретарь посольства Индии Арнав Сингх напомнил, что проект реализуется в год, значимый для двусторонних отношений: 25 лет назад Россия и Индия заключили соглашение о стратегическом партнерстве. Он назвал подобные выставки культурным мостом между странами и выразил надежду на продолжение таких инициатив.
  • Директор Национального музея ремесел в Дели Манож Рана отметил, что экспозиция посвящена не только тканям, но и связям между двумя странами. За 9 месяцев была проведена масштабная исследовательская, дипломатическая и логистическая работа. В итоге российская публика впервые получила возможность увидеть уникальную коллекцию музея Дели.
Фото предоставлено организаторами

Участники и партнеры

Со стороны России в проекте участвуют Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Государственный музей Востока, Исторический музей, Музей им. Андрея Рублева и РГУ им. Косыгина.

Генеральным fashion-партнером выставки стал ЦУМ.Свои работы также предоставили российские дизайнеры и бренды, среди которых Nina Verezova, Татьяна Кочнова, «Татьяна Парфенова», Alena Akhmadullina, Asya Malbershtein, Radical Chic и другие. В экспозиции представлены и частные коллекции, включая собрания Назима Мустафаева, Peremotka Ольги Самодумовой, Андрея и Екатерины Теребениных, а также музея-галереи Purseum.

Фото предоставлено организаторами

Топ-5 выставок января в Москве

Мистическая сила городов, медный куб-музей и семигранный человек — январь в московских музеях обещает быть насыщенным. Специально для «Московских новостей» автор Telegram-канала «я поведу тебя в музей» Наталия Крючкова подобрала выставки, ради которых стоит выйти из дома в праздничные дни.

Подробнее

Проект «Театр в кино» показал прямую трансляцию «Щелкунчика» из МАМТа в 300 кинотеатрах

21 декабря сразу в 300 кинотеатрах и арт-площадках прошла прямая трансляция балета Чайковского «Щелкунчик» в прочтении Московского академического Музыкального театра (МАМТ) им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. При поддержке телеканала «Россия-Культура» спектакль увидели более чем в 100 российских городах, а также в Беларусии. «Щелкунчик» стал четвертой совместной работой МАМТа и проекта «Театр в кино».

Постановка Щелкунчика в МАМТ
Фото: Карина Житкова

В московском киноцентре «Октябрь» перед показом публику ждала встреча с солистами МАМТа и участниками пятого сезона проекта канала «Россия-Культура» «Большой балет»: Субедеем Дангытом и Камиллой Исмагиловой, которая стала лучшей танцовщицей конкурса, а также Екатериной Ивановой. По красной ковровой дорожке прошли заслуженный артист РФ Рамиль Мехдиев и танцовщик, хореограф Александр Могилёв, знакомые телезрителям по работе в танцевальном проекте «Большие и маленькие».

Прямая трансляция спектакля «Щелкунчик» стала для проекта красивым завершением 2025 года. Когда мы думаем о том, как много зрителей по всей стране благодаря проекту «Театр в кино» увидели одновременно этот атмосферный балет Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, то понимаем, что наша миссия должна продолжаться. Ведь популярность театров растет, у зрителей наших показов появляется диапазон, интерес к проекту только усиливается. И мы по-настоящему этим гордимся.

Екатерина Жутаутайтекуратор проекта «Театр в кино»
Самой торжественной была трансляция в киноцентре Октябрь.
Фото: Елена Юнина

Постановка хореографа Юрия Посохова сочетает академический инструментарий с новаторским подходом. Каждая сцена существует на грани реальности и сна. Особое место в спектакле отведено образу кукольного мастера и волшебника Дроссельмейера. В этой роли 21 декабря после долгого перерыва специально для трансляции предстал художественный руководитель балетной труппы МАМТ Максим Севагин.

В главных партиях на сцену вышли прима-балерины, премьеры, ведущие солистки и солисты. В роли Мари выступила Анастасия Лименько. Щелкунчик-принц — Иван Михалёв, Король Мышей — Максим Гемри. Дирижер — Ариф Дадашев. Также в спектакле были задействованы оркестр, миманс, детский хор МАМТ и ученики МГАХ. Визуальный образ спектакля создали художник-постановщик Полина Бахтина и художник по костюмам Сандра Вудалл, художник по свету Нарек Туманян и видеохудожник Сергей Рылко.

Постановка Щелкунчика в МАМТ
Фото: Карина Житкова

Постановку вскоре увидят и телезрители: 1 января балет «Щелкунчик» в постановке Юрия Посохова выйдет в эфир канала «Россия-Культура». А в рамках проекта «Театр в кино» будут также показаны киноверсии постановок «Рождественская история» Театра кукол имени С. В. Образцова, «Снежная королева» МАМТа, «Ночь перед Рождеством» Детского музыкального театра имени Наталии Сац и «Щелкунчик» Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

От «ИИ-помоев» до «зумеров»: какими словами запомнится 2025 год

Лингвисты — главные любители подводить итоги. Они начинают объявлять «слова года» еще осенью и до самых праздников объясняют, что же значат все эти термины и как они соотносятся с нашей реальностью. Например, к концу 2025-го в списке оказались «вайбкодинг», AI slop (проще — «ИИ-помои»), «рейджбейт» и даже просто число — 67. Так или иначе, они связаны с искусственным интеллектом и интернет-культурой. Разбираемся, что все это значит.  

Подробнее