Интернет
Вернувшимся из-за границы россиянам будут на сутки блокировать мобильный интернет — СМИ
В ближайшее время в РФ собираются ввести 24-часовой «период охлаждения» для сим-карт, если пользователи были в международном роуминге или сим-карта была неактивна более 72 часов, пишет «Коммерсант». Таким образом, после возвращения в Россию абонент не сможет пользоваться СМС и мобильным интернетом. Впрочем, источники газеты уверяют, что будет действовать механизм, который сократит время «охлаждения»: на телефон придет СМС с ссылкой, по ней нужно будет пройти и ввести капчу (проверка на ботов). При этом не все операторы смогут реализовать подобные меры, полагают собеседники издания.
Как объясняют временное отключение сим-карт
В обращении находится много бесхозных сим-карт, среди них — оформленные на людей, которые об этом даже не подозревают, говорят эксперты. Именно такие сим-карты могут встраивать потом в беспилотники. Меры по «охлаждению» карт призваны помешать этому, говорят собеседники газеты. Однако само по себе «охлаждение» карт не дает полной гарантии безопасности, считают специалисты: понадобится сочетать разные способы противодействия БПЛА — цифрового, радиоэлектронного, физического. Только так получится свести к минимуму вероятность успешных ударов.
Реакция пользователей
В первое время операторы могут столкнуться с раздражением абонентов, особенно на авиаузлах, где вопрос времени особенно важен, говорят собеседники газеты. Часть операторов уже смогли решить вопрос с приостановкой работы иностранных сим-карт, а с российскими картами все будет проще. Однако в первое время не исключены технические неполадки: СМС могут не доходить даже с капчей.
- Проблему с «подозрительными» сим-картами может решить введение контроля IMEI-номеров. Мера обсуждается на уровне законодательства. Так, оператор центральной базы сможет увидеть, что сим-карта связана с конкретным телефоном. При комплексном решении вопроса, создании базы IMEI-номеров и без технических ошибок россияне не должны будут почувствовать неудобств, полагают эксперты.
Пользователи «Госуслуг» смогут получать оповещения о поисках пропавших людей
С 2026 года на портале «Госуслуги» заработает новый сервис, который будет информировать пользователей о пропавших людях. Об этом сообщил министр цифрового развития Максут Шадаев на межрегиональном форуме поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».
- Новый инструмент позволит пользователям получать уведомления о поисках пропавших людей в их регионе. Каждый гражданин сможет сам решить, хочет ли он получать такие уведомления, — функция не будет включаться автоматически.
- В Минцифры рассчитывают, что новая опция поможет значительно увеличить число участников поисковых операций. Сейчас на «Госуслугах» зарегистрировано около 120 млн человек, а ежедневная аудитория портала достигает 10–11 млн пользователей. Министр подчеркнул, что это огромный потенциал для вовлечения неравнодушных граждан в совместную работу по поиску людей.
96% российских телеком-операторов повысят тарифы в 2026 году
Почти все российские телеком-операторы (96%) планируют повысить тарифы на мобильную связь, интернет, платное ТВ и телефонию. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на октябрьский опрос Telecom Daily, в котором участвовали около 70 топ-менеджеров и владельцев компаний федерального уровня. Почти половина из них (48%) намерена поднять цены в 2026 году на 5–10%, а 16% — более чем на 10%.
- По оценке 70% опрошенных, сильнее всего подорожают комплексные пакеты услуг, аренда защищенных каналов связи для бизнеса и сервисы безопасного доступа к корпоративным ресурсам. 60% участников опроса ожидают роста тарифов на мобильную связь, 53% — на облачные сервисы и центры обработки данных, 50% — на фиксированный интернет. Годом ранее Telecom Daily прогнозировала увеличение ежемесячных расходов на сотовую связь и ШПД на 10–12%; фактически за 10 месяцев 2025 года они выросли на 9,5%.
- Данные Росстата подтверждают общий тренд. За 9 месяцев 2025 года средняя абонентская плата за пакет мобильных услуг увеличилась на 17,3%, а за доступ к интернету — на 6,3%.
- В iKS-Consulting считают, что в 2026 году операторы пересмотрят структуру пакетных предложений и адаптируют их под новые сценарии потребления (с учетом появления «белых списков» ресурсов и блокировки звонков на популярных мессенджерах).
- В Content Review ожидают продолжения роста тарифов: операторы индексируют цены на старые тарифы, что выглядит оправданным с учетом инфляции и роста издержек.
- В департаменте финансового консультирования ДРТ отметили влияние инфляции затрат: операторы сталкиваются с трудностями в развитии сетей из-за ограниченного доступа к технологиям и сложностей с логистикой. Свою роль играет и подорожание электроэнергии.
- Большинство операторов, опрошенных газетой, воздержались от прямых ответов о повышении тарифов. Представитель МТС сообщил, что компания в 2025 году сосредоточилась на развитии экосистемных сервисов. В «МегаФоне» отметили, что на стоимость услуг влияют цены на оборудование, эксплуатационные расходы и энергозатраты. В «Транстелекоме» заявили, что стараются сохранять баланс и удерживать выгодное соотношение «цена – качество». В Cloud.ru сообщили, что тарифы на облачные сервисы в 2025 году не менялись. В Selectel уточнили, что проводили лишь точечную корректировку цен для отдельных ресурсов платформы.
- В Yandex Cloud рассказали, что в мае компания подняла цены в некоторых сервисах не более чем на 8%. В «Софтлайн решениях» сообщили, что корректировки были минимальными и соответствовали уровню инфляции.
В августе 2025 года «Коммерсантъ» сообщал: траты россиян на мобильную связь в первом полугодии выросли на 7% по сравнению с прошлым годом и превысили 1100 рублей в месяц. Тогда операторы также объясняли рост тарифов увеличением стоимости оборудования, содержания сетей и электроэнергии.
Названы способы войти в популярные мессенджеры без звонков и СМС
В России наблюдаются перебои с получением аутентификационных звонков и СМС от популярных мессенджеров Telegram и WhatsApp*. Это может создать проблемы с доступом к учетной записи при смене устройства: стандартный способ, связанный с СМС или входящим звонком, может оказаться недоступным. Рассказываем, как избежать проблем с входом в мессенджеры.
Для Telegram
Сохранять активные сессии
Многие мессенджеры позволяют входить в учетную запись при помощи другого устройства, на котором уже есть активная сессия. Поэтому если поддерживать активность сессии на другом устройстве, СМС и телефонные звонки для входа не понадобятся.
Установить пароль
В Telegram есть функция установки пароля для двухфакторной аутентификации. Можно задать так называемый облачный пароль, для восстановления которого нужно указать email. На этот адрес будет приходить ссылка для сброса пароля.
«Настройки» – «Конфиденциальность» – «Облачный пароль» / Settings – Two-Step Verification.
Войти в учетную запись по email
Электронная почта может быть альтернативой СМС и телефонным звонкам. Такую возможность система предлагает при входе с нового устройства — нужно принять предложение и задать адрес email для верификации входа.
31 октября после обновления версии Telegram аутентификация по адресу электронной почты доступна в меню «Конфиденциальность». Для сброса облачного пароля и входа в учетную запись лучше использовать разные ящики электронной почты.
Для WhatsApp*
Что касается мессенджера WhatsApp*, он не поддерживает несколько активных сессий. Из альтернативных способов входа в аккаунт есть ключ доступа:
«Настройки» – «Аккаунт» – «Ключ доступа» / Settings – Account – Passkeys
Система потребует активации биометрического доступа.
*принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной организацией
В России перестали поступать СМС новым пользователям Telegram и WhatsApp*
В РФ звонки и СМС перестали поступать новым пользователям Telegram и WhatsApp*. Об этом пишут «Код Дурова» и РБК. По данным СМИ, власти потребовали от операторов пресечь передачу звонков и СМС новым пользователям со стороны подрядчиков указанных мессенджеров.
- «Код Дурова» уточняет, что СМС приходят, но не на все российские номера. Например, при попытке поменять номер телефона одного из личных аккаунтов СМС пришло на номер операторов «МегаФон» и МТС, а на номер «Билайна» — нет.
- Ранее «Код Дурова» обнаружил, что Telegram ввел в России опцию рассылки кодов авторизации от пользователя к пользователю. Функция Peer-to-Peer Login Program пока доступна малому количеству пользователей и работает на Android. Благодаря такой функции устройство пользователя превращается в «ретранслятор»: юзер разрешает Telegram отправлять со своего номера до 100 СМС в месяц с кодами авторизаций, которые получают другие пользователи.
В последние месяцы россияне не раз жаловались на проблемы в работе мессенджеров. 13 августа Роскомнадзор заблокировал звонки в них из соображений «противодействия преступникам». Летом президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании национального мессенджера. Им стал мессенджер Мах. Уже в августе стало известно о первых случаях мошенничества через этот мессенджер. Так, злоумышленник выманил у жительницы Петербурга 2,5 млн рублей.
*Принадлежит Meta, ее деятельность признана экстремистской и запрещена в России.
Под видом купонов на скидку к «черной пятнице» мошенники начали распространять вредоносные файлы
Злоумышленники чаще распространяют вредоносные файлы и приложения с троянами под видом купонов на скидку, сообщают эксперты. Раньше многие схемы сводились к переходу пользователя на поддельный сайт онлайн-магазина, где сам обманутый покупатель передавал свои деньги мошенникам.
- В последнее время пользователю предлагают скачать «купон на скидку», «приложение магазина» или «специальное предложение» к «черной пятнице». На деле это часто оказывается APK-файл с трояном. Если открыть его, файл загрузит вирус на устройство, который даст мошенникам удаленный доступ. Злоумышленники потенциально могут получить также фотографии и список контактов. Собранная информация может использоваться в будущем для шантажа.
Пример «развода» с трояном
Один пользователь поделился своей историей на форуме. Ему звонили якобы сотрудники МТС — узнать, доволен ли он тарифом. После пообещали обслуживание с 20%-ной скидкой и предложили перейти в мессенджер. Там мужчине прислали файл — якобы для автоматической установки настроек 5G. Мошенники настаивали, чтобы файл пользователь скачал на телефон. Однако он открыл его в браузере на компьютере. После вопроса юзера о содержимом файла злоумышленники бросили трубку. Антивирус на компьютере определил файл как Trojan-Banker: программа ворует данные пользователей онлайн-банкинга, систем электронных платежей и пластиковых карт.
Способы защиты от мошенников
Рекламным сетям надо усиливать модерацию и фильтрацию предложений, а магазинам приложений — ужесточать процедуру проверки разработчиков, говорят эксперты. Банкам и операторам следует вовремя реагировать на массовые атаки и предупреждать клиентов.
- Специалисты рекомендуют юзерам не переходить по подозрительным ссылкам из непроверенных писем. Также следует напрямую заходить на сайт при получении скидок, включить двухфакторную аутентификацию. Кроме того, лучше использовать виртуальные карты для покупок и устанавливать антивирус с защитой от фишинга.
