Технологии

Технодайджест недели: вечное хранение данных, из крыс сделали геймеров, а ChatGPT стал соучастником убийства

Глава SMM «Московских новостей» Павел Дыга о самых заметных событиях из мире технологий за минувшую неделю.

Подробнее

Больше 30% россиян не хотят пользоваться сервисами, если в службе поддержки только боты

По данным аналитиков Solar Staff, 33% респондентов не готовы пользоваться сервисами, где общение полностью строится на ИИ или чат-ботах.

  • Еще 22% считают, что сложные вопросы должны решаться с участием живого специалиста. Для 20% пользователей общение с человеком в принципе более комфортно. Почти половина опрошенных ожидает, что в любом сервисе будет возможность быстро переключиться с бота на оператора.

Отношение к использованию ИИ и чат-ботов в службах поддержки распределилось неравномерно.

  • Почти 45% пользователей относятся к автоматизации нейтрально, но все же предпочитают помощь оператора. Еще 21% воспринимают такие решения, скорее, позитивно. При этом 23% настроены к ботам негативно, а 11% полностью не доверяют автоматизированным системам.
  • Несмотря на противоречивое отношение к автоматизации, большинство пользователей предпочитают общаться со службой поддержки в чате. Такой формат выбрали 83% респондентов. При этом участники исследования отмечают, что невозможность быстро обратиться к человеку усложняет решение проблем и подрывает доверие к сервису.

Однако в конечном счете для пользователей важнее не формат ответа, а его качество. Чаще всего они выделяют гибкость и способность решать нестандартные ситуации: этот фактор назвали ключевым 51% опрошенных. Почти столько же ценят персональный подход. Скорость ответа важна для 41% респондентов, а сам факт общения с живым специалистом — для 36%.

Пользователи не доверяют ИИ в сложных ситуациях

Главной причиной недоверия к полностью автоматизированной поддержке пользователи называют непонимание контекста. На это указали более 62% респондентов. Многие отмечают, что при общении с ИИ им приходится слишком долго объяснять суть проблемы.

  • Около 40% считают такие диалоги затянутыми и неэффективными. Еще 28% не доверяют автоматическим ответам в принципе. Более 22% уверены, что существуют нюансы, которые может учесть только специалист службы поддержки.

ИИ на рынке труда 

По данным ВШЭ, почти 60% компаний уже рассматривают использование ИИ-агентов — решений, способных обрабатывать запросы и выполнять прикладные задачи без участия человека.

  • Исследование «Яндекса» и компании «Яковы и партнеры» показывает, что генеративный ИИ уже используют 71% крупных российских компаний. Почти 80% из них отмечают экономический эффект от внедрения. Наиболее активно технологии применяются в ИT, телекоме, электронной коммерции, банковском и страховом секторах, где на ИИ приходится от 13% до 17% ИT-бюджетов.
  • По словам специалистов, полного замещения людей искусственным интеллектом на рынке труда не произойдет, но есть наиболее уязвимые сферы, например рутинный ввод данных и даже программирование начального уровня. 

Четвертый беспилотный трамвай выйдет на испытания в Москве

В столице готовят к тестовому запуску четвертый беспилотный трамвай. Об этом сообщили в дептрансе города. По данным департамента, до конца 2025 года на тестовые рейсы выйдет трехсекционный трамвай «Витязь-Москва». Испытательные поездки нужны для подготовки к дальнейшему запуску движения с пассажирами.

  • Сейчас специалисты Центра исследований и разработок беспилотного транспорта проводят первичное тестирование в депо. В вагоне устанавливают лидары, камеры и радары. Также оборудуют рабочее место для сотрудников, подключают и проверяют специализированные системы управления.
Фото: mos.ru

В сентябре 2025 года в Москве начал курсировать первый в России полностью беспилотный трамвай «Львенок-Москва». Он ежедневно работает в стандартном восьмичасовом режиме. За время эксплуатации пассажиры совершили на нем более 45 тыс. поездок.

Кроме того, на линии уже задействованы два беспилотных трамвая-лаборатории. Они собирают данные для создания высокоточных карт новых маршрутов и тестирования обновленного функционала. Ожидается, что к концу 2026 года в беспилотном режиме будут работать 15 трамваев Краснопресненского депо. Разработку технологии ведут сотрудники метрополитена.

ChatGPT получил обновленную модель для генерации изображений

OpenAI запустила ChatGPT Images, который работает на новой флагманской модели генерации изображений. Об этом компания сообщила на своем сайте.

  • Новая модель позволяет вносить более точные правки и аккуратно сохранять детали. Кроме того, скорость создания изображений выросла примерно в 4 раза. Параллельно OpenAI представила функцию «Изображения» в ChatGPT. Она предназначена для того, чтобы процесс создания иллюстраций стал проще, нагляднее и доступнее для пользователей.
  • Модель Images уже доступна в ChatGPT для всех пользователей. Она также представлена в API под названием GPT Image 1.5. Функцией «Изображения» в ChatGPT сейчас могут воспользоваться большинство пользователей. Корпоративный доступ планируется открыть позднее.
  • Ранее СМИ сообщили, что OpenAI прогнозирует рост числа платных подписчиков ChatGPT до 220 млн к 2030 году. Такой показатель может вывести сервис в число крупнейших компаний мира. По состоянию на июль 2025 года около 35 млн человек, или 5% от еженедельной активной аудитории ChatGPT, пользовались подписками Plus и Pro. Их стоимость составляет $20 и $200 в месяц соответственно.

Nvidia делает ставку на открытые ИИ-модели. Как они работают и зачем нужны самой дорогой компании в мире

Nvidia, известная в ИИ-мире своими графическими процессорами, расширяет зону влияния. Компания выпустила третье поколение семейства ИИ-моделей Nemotron с открытым исходным кодом. Это значит, что инструментом смогут пользоваться сторонние разработчики — «кастомизировать» ИИ и настраивать его под конкретные задачи.

Подробнее

Технодайджест недели: трикладушка от Samsung, шлем дополненной реальности и критическая ошибка ИИ-агента

Глава SMM «Московских новостей» Павел Дыга о самых заметных событиях из мира технологий за минувшую неделю.

Подробнее