Технологии
Технологическая война США и ЕС дошла до санкций
Союзники по НАТО и партнеры по G7 стали врагами в цифровом пространстве. Вашингтон ввел визовые ограничения против европейских чиновников, обвинив их в «цензуре» и нарушении свободы слова.
Технодайджест недели: Xiaomi 17 Ultra, человек на инвалидной коляске полетел в космос, а ChatGPT достиг уровня живых экспертов
Глава SMM «Московских новостей» Павел Дыга о самых заметных событиях из мира технологий за минувшую неделю.
Вайбкодинг: как твит одного инженера создал индустрию на $36 млрд
За этот год вайбкодинг стал частью жизни обычных пользователей, программистов и даже глобальной экономики. Однако «вайбы» нового вида кодинга могут быть как позитивными, так и негативными.
Технодайджест недели: вечное хранение данных, из крыс сделали геймеров, а ChatGPT стал соучастником убийства
Глава SMM «Московских новостей» Павел Дыга о самых заметных событиях из мире технологий за минувшую неделю.
Больше 30% россиян не хотят пользоваться сервисами, если в службе поддержки только боты
По данным аналитиков Solar Staff, 33% респондентов не готовы пользоваться сервисами, где общение полностью строится на ИИ или чат-ботах.
- Еще 22% считают, что сложные вопросы должны решаться с участием живого специалиста. Для 20% пользователей общение с человеком в принципе более комфортно. Почти половина опрошенных ожидает, что в любом сервисе будет возможность быстро переключиться с бота на оператора.
Отношение к использованию ИИ и чат-ботов в службах поддержки распределилось неравномерно.
- Почти 45% пользователей относятся к автоматизации нейтрально, но все же предпочитают помощь оператора. Еще 21% воспринимают такие решения, скорее, позитивно. При этом 23% настроены к ботам негативно, а 11% полностью не доверяют автоматизированным системам.
- Несмотря на противоречивое отношение к автоматизации, большинство пользователей предпочитают общаться со службой поддержки в чате. Такой формат выбрали 83% респондентов. При этом участники исследования отмечают, что невозможность быстро обратиться к человеку усложняет решение проблем и подрывает доверие к сервису.
Однако в конечном счете для пользователей важнее не формат ответа, а его качество. Чаще всего они выделяют гибкость и способность решать нестандартные ситуации: этот фактор назвали ключевым 51% опрошенных. Почти столько же ценят персональный подход. Скорость ответа важна для 41% респондентов, а сам факт общения с живым специалистом — для 36%.
Пользователи не доверяют ИИ в сложных ситуациях
Главной причиной недоверия к полностью автоматизированной поддержке пользователи называют непонимание контекста. На это указали более 62% респондентов. Многие отмечают, что при общении с ИИ им приходится слишком долго объяснять суть проблемы.
- Около 40% считают такие диалоги затянутыми и неэффективными. Еще 28% не доверяют автоматическим ответам в принципе. Более 22% уверены, что существуют нюансы, которые может учесть только специалист службы поддержки.
ИИ на рынке труда
По данным ВШЭ, почти 60% компаний уже рассматривают использование ИИ-агентов — решений, способных обрабатывать запросы и выполнять прикладные задачи без участия человека.
- Исследование «Яндекса» и компании «Яковы и партнеры» показывает, что генеративный ИИ уже используют 71% крупных российских компаний. Почти 80% из них отмечают экономический эффект от внедрения. Наиболее активно технологии применяются в ИT, телекоме, электронной коммерции, банковском и страховом секторах, где на ИИ приходится от 13% до 17% ИT-бюджетов.
- По словам специалистов, полного замещения людей искусственным интеллектом на рынке труда не произойдет, но есть наиболее уязвимые сферы, например рутинный ввод данных и даже программирование начального уровня.
Четвертый беспилотный трамвай выйдет на испытания в Москве
В столице готовят к тестовому запуску четвертый беспилотный трамвай. Об этом сообщили в дептрансе города. По данным департамента, до конца 2025 года на тестовые рейсы выйдет трехсекционный трамвай «Витязь-Москва». Испытательные поездки нужны для подготовки к дальнейшему запуску движения с пассажирами.
- Сейчас специалисты Центра исследований и разработок беспилотного транспорта проводят первичное тестирование в депо. В вагоне устанавливают лидары, камеры и радары. Также оборудуют рабочее место для сотрудников, подключают и проверяют специализированные системы управления.

В сентябре 2025 года в Москве начал курсировать первый в России полностью беспилотный трамвай «Львенок-Москва». Он ежедневно работает в стандартном восьмичасовом режиме. За время эксплуатации пассажиры совершили на нем более 45 тыс. поездок.
Кроме того, на линии уже задействованы два беспилотных трамвая-лаборатории. Они собирают данные для создания высокоточных карт новых маршрутов и тестирования обновленного функционала. Ожидается, что к концу 2026 года в беспилотном режиме будут работать 15 трамваев Краснопресненского депо. Разработку технологии ведут сотрудники метрополитена.
