Повестка саммита НАТО 2025
Саммит НАТО станет своего рода подведением итогов работы, которую члены альянса провели с момента возвращения президента Дональда Трампа в Белый дом.
Администрация в Вашингтоне фактически заставила европейские страны увеличить расходы на оборону с 2% до 5% от ВВП, ясно дав понять своим партнерам, что не готова тратить огромные ресурсы на их защиту.
Более приоритетным направлением для США стал Азиатско-Тихоокеанский регион и борьба с Китаем. При этом установленная столь высоко планка расходов отражает страхи европейских столиц относительно невозможности своими силами противостоять растущей военной мощи России и обеспечить Украину достаточной помощью.
Как и во время прошедшего саммита «Большой семерки» (G7) в Канаде, организаторы явно пытаются угодить Дональду Трампу и сделать все, чтобы его не разозлить. Вместо традиционных трех пленарных дискуссий в этот раз запланирована только одна, согласованная по сценарию «короче — значит лучше». А итоговое коммюнике саммита уместится всего на один лист формата А4. Для сравнения: на саммите в 2024-м предшественник Трампа Джо Байден подписал заявление из 44 абзацев и 5 тыс. слов.
Украинский кризис уходит на второй план для НАТО
Украинская тематика, которая 3 года подряд была приоритетной темой, в этот раз из-за публичной позиции Трампа будет сведена к «одному из направлений» деятельности альянса. Украинский президент Владимир Зеленский должен принять участие в саммите, однако его роль была заметно понижена, чтобы не обострить тлеющий конфликт двух политиков, встречи которых часто заканчиваются скандалами.
По данным СМИ, Зеленский примет участие в совместном обеде участников альянса, но не проведет ни с одним из лидеров личной встречи. Сам факт приглашения, однако, можно расценивать как попытку европейцев обратить внимание президента США на Киев. Она была уже предпринята на саммите G7, но провалилась, так как глава Белого дома проигнорировал присутствие Зеленского и досрочно покинул Канаду.
Кроме того, администрация Трампа резко отвергает вступление Украины в НАТО, так как это решение будет противоречить «нейтральному статусу» Киева — одному из ключевых требований России для заключения мирного соглашения. С позицией США согласны некоторые участники НАТО (Венгрия и Словакия), которые опасаются втягивания альянса в прямой конфликт с Россией.
В связи с этим итоговое коммюнике по Украине будет осторожным: «безоговорочная поддержка» сменится ритуальной декларацией о необходимости «дальнейшей помощи», которая продолжится.
Как страны НАТО переводят экономику на военные рельсы
Вторая ожидаемая тема саммита — демонстрация готовности стран союза к «большой войне», в первую очередь с Россией. Наиболее активны в процессе милитаризации страны Балтии, Польша, Швеция и Финляндия. Балтийские республики громче всех заявляют о «российской угрозе» и уже пообещали достигнуть новой планки расходов к 2032 году (целевой дате).
Кроме того, Польша, Финляндия, Эстония, Латвия и Литва заканчивают процесс по выходу из Оттавской конвенции по запрещению противопехотных мин. Это крайне агрессивное решение противоречит декларируемым «гуманитарным ценностям» этих членов НАТО.
Крупнейшие военные державы Европы перестраивают собственную военную политику.
В Германии новое правительство во главе с канцлером Фридрихом Мерцем впервые со времен холодной войны перешло к укреплению собственных вооруженных сил. Бундесвер начал размещение бригады немецких военных в Литве, планируется строительство сети бункеров, превращение в убежища станций метро, а также создание оборонной инфраструктуры для оперативной переброски воинских частей на восточные границы.
Великобритания в опубликованной в июне обновленной оборонной стратегии перешла в режим «готовности к войне». Россия рассматривается как «непосредственная опасность». Власти рассчитывают к 2027 году довести военные расходы до 2,5% ВВП, а после новых выборов — до 3%.
Франция, которая в марте подняла вопрос о размещении собственного ядерного оружия на территории европейских стран, явно теряет лидерские позиции. Переговоры по этому вопросу пропали из публичного поля. Французский президент Эммануэль Макрон, ранее говоривший о «смерти мозга НАТО», не смог сделать свою страну гарантом обороны континента.
Страны Южной Европы, включая Испанию, отстаивают идею гибкости в трактовке оборонных трат. Несмотря на общий курс Европы на милитаризацию, премьер-министр Педро Санчес заявил, что хочет «более гибкую формулу», которая сделает цель по расходам необязательной или позволит Мадриду отказаться.
Это законное право каждого правительства решать, готовы ли они пойти на эти жертвы. Как суверенный союзник, мы выбираем не делать этого.
Педро Санчеспремьер-министр Испании
Модернизировать военную экономику в короткие сроки вряд ли выйдет. Только 23 из 32 стран-участниц достигли 2% ВВП на оборону к середине 2025 года. Многие европейские страны уже сталкиваются с нехваткой средств на социальную сферу, что вызывает недовольство общества. Показательно, что США сами тратят на армию около 3,4% ВВП.
Демарш Испании, распад коалиции в Нидерландах, рост ультраправых настроений по всей Европе и торговые войны с США ослабляют стратегическую устойчивость альянса.
В НАТО все же пытаются хотя бы формально сохранить прежнее единство. Необходимость действовать без помощи Вашингтона формально декларируется как триумф прагматизма, который сменил излишнюю идеологизацию. Но скрывать проблемы становится все сложнее, при этом нынешний кризис подтолкнул военную политику континента к реальным реформам.
Фото обложки: Utrecht Robin / ABACA / TASS