1. Как готовился проект американского ПРО «Золотой купол»
20 мая президент США Дональд Трамп официально объявил о запуске масштабного проекта по созданию новой системы противоракетной обороны под названием «Золотой купол» (Golden Dome). Она призвана обеспечить защиту территории США от ракетных ударов, в том числе гиперзвуковых и баллистических ракет. Реализовать программу планируется как на Земле, так и в космосе.
27 января Дональд Трамп дал начальнику Пентагона Питу Хегсету 60 дней для проработки проекта, однако через 2 месяца официальной информации о ходе работы над системой ПРО не поступило. Отложенный старт не удивил военных экспертов: «Купол», по словам Трампа, должен радикально обновить американскую систему противоракетной обороны впервые за 40 лет, а также уметь отражать не только единичные, но и массовые атаки, исходящие от потенциальных противников США — России, Китая, КНДР — и других государств. Это гигантская по количеству задач и задействованных ресурсов работа.
Фото: Joyce N. Boghosian / Zuma / TASS Фото: Alex Brandon / AP / TASS
На данный момент Пентагон не разработал идеальную архитектуру будущей ПРО, но рассматривает три основных варианта — разной сложности и стоимости, которые объединяют существующие наземные системы перехвата (например, Thaad, Aegis Ashore и Patriot) с инновационными решениями по размещению перехватчиков и спутников в космосе. Какой из них будет воплощен в жизнь, пока не раскрывается.
Презентуя проект в Овальном кабинете, Трамп сообщил, что на реализацию первых этапов Конгрессом уже согласовано выделение $25 млрд, а всего, по расчетам администрации, финансирование может составить порядка $175 млрд. Кроме того, у «Золотого купола» появился куратор — генерал Космических войск США Майкл Гетлайн, один из самых опытных военачальников в сфере работы с ракетными технологиями.
2. От кого должна защитить новая система ПРО
Несмотря на наличие огромного количества предположений о новой американской ПРО в СМИ и работах ученых, проект остается декларативным. Намерение построить новую систему у США есть, а вот четкого плана реализации проекта пока не представлено.
В исполнительном указе «Железный купол» для Америки», выпущенном 27 января 2025 года, говорится, что «угроза атаки баллистическими, гиперзвуковыми и крылатыми ракетами, а также другими современными средствами воздушного нападения остается самой катастрофической угрозой, с которой сталкиваются Соединенные Штаты». Их купирование — цель новой системы ПРО.
В документе не говорится, кто именно представляет угрозу для США. Нанести удар по Соединенным Штатам ракетами средней и меньшей дальности могут только две страны: Мексика и Канада. Однако Оттава является членом НАТО и участвует с США в общей системе противоракетной обороны NORAD, которая фактически защищает две страны. Между Мехико и Вашингтоном военных договоров нет, так что теоретически США могут рассматривать Мексику как угрозу безопасности, хотя редкие взаимные «угрозы» не выходят за пределы политического дискурса.
Нанести удары по США межконтинентальными ракетами (МБР) могут Франция, Великобритания, Россия, Китай и КНДР. Париж и Лондон, как союзники США по НАТО, вряд ли могут стать оппонентами Вашингтона. Потенциальную опасность в будущем могут представлять Индия и Пакистан. Они ведут разработки в этой области, но еще не приняли МБР на вооружение.
3. Почему США недостаточно старой системы ПРО
«За последние 40 лет угроза со стороны стратегического оружия следующего поколения не уменьшилась, а, наоборот, стала более актуальной и сложной в связи с разработкой равными и почти равными по уровню противниками систем доставки следующего поколения и собственных интегрированных систем противовоздушной и противоракетной обороны», — из документа Белого дома.
Утверждение американских властей является частично верным. На данный момент Россия, Китай и КНДР обладают передовыми наступательными ракетными системами. Принятые на вооружение гиперзвуковые ракеты способны развивать настолько высокую скорость, что современные системы ПРО не успевают их сбить. Но если у КНДР ракеты такого типа имеют среднюю дальность (не могут долететь до США), то Россия и Китай обладают межконтинентальными гиперзвуковыми ракетами, способными достигать Северо-Американского континента.

Фото: Arms Control Association
В научной среде не существует консенсуса об эффективности удара таким типом вооружений. Есть сторонники идеи, что гиперзвуковые ракеты даже без ядерного заряда способны нанести точечный удар по наступательным системам противника и полностью его обезоружить, лишив возможности ответить. Так полагает, например, американец Уилсон Вонг и ряд его соотечественников. В их понимании ракеты нового типа являются «чудо-оружием», которое способно «нанести обезглавливающий удар». Российские ученые, включая научного сотрудника ИМЭМО РАН Дмитрия Стефановича, сотрудников ИСКРАН к. полит. н. Олега Криволапова и к.и.н. Игоря Шкробтака считают, что эта точка зрения является алармистской. По их мнению, этот тип вооружения пока не продемонстрировал своей эффективности как высокоточное оружие. Также они отмечают невозможность массового производства ракет такого типа, а значит, и нанесения эффективного обезоруживающего удара.
4. Как может выглядеть система американского ПРО нового поколения
«Для достижения цели мира посредством силы политика Соединенных Штатов заключается в следующем:
(a) Соединенные Штаты обеспечат общую оборону своих граждан и нации путем развертывания и поддержания противоракетного щита следующего поколения;
(b) Соединенные Штаты будут сдерживать противников и защищать своих граждан и критически важную инфраструктуру от любого иностранного воздушного нападения на Родину; и
(c) Соединенные Штаты гарантируют свою безопасную способность нанесения второго удара».
Судя по документу, Белый дом использует угрозу гиперзвуковых ракет как официальное обоснование своей военной программы. То есть, по мнению Вашингтона, в ответ на наступательное вооружение «нового уровня» он имеет право создать систему обороны «нового уровня».
Система ПРО работает по простому правилу: «Чтобы сбить быструю ракету, нужно быстро ее заметить». Чем раньше это произойдет, тем больше шанс на успех. Как именно Соединенные Штаты собираются это сделать, пока доподлинно неизвестно.
«Архитектура должна включать как минимум планы для:
(i) обороны Соединенных Штатов от баллистических, гиперзвуковых, усовершенствованных крылатых ракет и других воздушных атак следующего поколения со стороны равных, почти равных и неавторитетных противников;
(ii) ускорения развертывания слоя гиперзвуковых и баллистических космических датчиков слежения».
Тем не менее в документе прямо говорится о «как минимум» планах развернуть датчики слежения за вражескими ракетами в космосе. В таком случае можно ожидать отправку на орбиту американского роя специальных военных спутников с сенсорами слежения для контроля за ракетной активностью противника. Спутники такого типа на орбите уже есть (упреждают пуск обычных и сверхзвуковых ракет), но сколько будет стоить целая система инновационных космических аппаратов для контроля пусков гиперзвуковых ракет, сможет ли она действительно купировать атаки, пока неизвестно. Одновременно с этим США могут развивать и радиолокационные, иные системы контроля за военной активностью своих противников. Ясности здесь мало, поэтому стоит ограничиться тем, что США в идеале хотели бы знать о пуске ракет как можно раньше.
«(iii) Разработка и развертывание распространенных космических перехватчиков, способных осуществлять перехват на этапе разгона;
(iv) Развертывание возможностей перехвата на нижнем и конечном участке, предназначенных для отражения контратаки;
(v) Разработка и развертывание уровня охраны архитектуры космического истребителя с расширенным боевым потенциалом;
(vi) Разработка и развертывание возможностей отражения ракетных атак до запуска и на этапе разгона;
(vii) Разработка и развертывание безопасной цепочки поставок для всех компонентов с функциями безопасности и устойчивости следующего поколения; и
(viii) Разработка и развертывание некинетических возможностей для усиления кинетического поражения баллистических, гиперзвуковых, усовершенствованных крылатых ракет и других средств воздушного нападения следующего поколения».
Второй задачей, которая стоит перед Пентагоном, является разработка и дальнейшее размещение противоракетных систем, которые смогут сбивать любые вражеские ракеты. У американцев уже есть развитая система ПРО корабельного, воздушного и наземного базирования — ракеты SM-6 и Tomahawk, ЗРК Patriot. Они могут эффективно сбивать ракеты предыдущих поколений. На стадии разработок находятся наземные системы, способные поражать гиперзвуковые ракеты. Однако США, судя по заявлению, планируют дополнительно отправить на орбиту реальное оружие.
Это объясняется принципом работы баллистической ракеты. Сначала она взлетает в космос, а затем падает вниз на огромной скорости. Именно на орбите ее скорость практически равна нулю, а значит, там ее проще всего сбить. Теоретически это можно сделать несколькими путями: спутник на орбите может выстрелить в ракету лазером, врезаться в нее (так называемый кинетический удар). Все это экспериментальные разработки, и на практике их никогда не применяли.

Фото: U.S. Government Accounting Office
Наконец, судя по заявлению Белого дома, США собираются в рамках новой системы ПРО развивать и наступательное ракетное вооружение. То есть собственные гиперзвуковые ракеты или системы какого-то иного типа. На данный момент в армии США только испытывают опытные образцы вроде гиперзвуковой Dark Eagle. И снова в открытых документах нет четких заявлений о том, чего конкретно хотят американцы.
Если учесть, что подлетное время гиперзвуковых ракет исчисляется секундами, то резонно было бы передать часть решений искусственному интеллекту, который координировал бы действия всей системы. Здесь тоже конкретики нет: в тендере участвуют эксперты в области спутниковой связи и аэрокосмических программ, включая SpaceX Илона Маска, а также стартапы в области искусственного интеллекта вроде Palantir. Предложенные ими проекты не публикуются в открытом доступе, но некоторые эксперты предполагают внедрение машинных алгоритмов для координации действий военных.
5. Можно ли создать самую эффективную систему ПРО
Как показывает практика, создать непробиваемую систему ПРО невозможно, хотя проекты нового уровня принимаются на вооружение Россией, Китаем, другими военными державами. Все дело в площади, которые ПРО должна покрыть. Это актуально не только для России как самой большой по площади стране планеты, но и для Китая, а также США с площадью около 19 млн кв. км.
Пока наибольшего успеха в этом вопросе достиг Израиль. Его ПРО, включая систему «Железный купол», защищает страну от ударов неуправляемых ракет в условиях перманентной угрозы со стороны арабских соседей. Однако есть пара нюансов: во-первых, Израиль по площади меньше Московской области, во-вторых, атаки в сторону Израиля производят не технологические сверхдержавы, а подпольные вооруженные организации, которые делают ракеты из канализационных труб. И, в-третьих, даже несмотря на это, прилеты по еврейскому государству происходят с определенной регулярностью.
6. С какими сложностями могут столкнуться США при создании «Золотого купола»
Завершить работу американское правительство в обещанные 3 года вряд ли успеет. Проект ПРО «Золотой купол», вероятно, столкнется с рядом проблем при своей реализации.
- Необходимость гигантских вложений. Большая часть технологий, необходимых для развертывания столь масштабной системы, пока представлена лишь в рамках экспериментальных проектов. Ввести их в эксплуатацию возможно только форсированными темпами и путем гигантских вложений. Выделенные $175 млрд — очень мало для проекта такого масштаба. Если считать, что передовая американская ЗРК HAAD (Terminal High Altitude Area Defense) стоит около $800 млн за систему без учета арсенала, то на эти средства Пентагон сможет закупить 218 таких батарей. Еще $600 тыс. останется на противоракеты (не более шести штук).
- Ограничения американского ВПК. На данный момент американский ВПК не справляется и с насущными задачами. Украинский кризис показал, что военные заводы в Соединенных Штатах не могут выполнять большие заказы в срок: там наблюдаются большая текучка кадров, низкая подготовка персонала, проблемы с логистикой. Не решая текущие проблемы военной экономики, Трамп собирается увеличить нагрузку на нее в разы. Поэтому простое вливание средств в отрасль вряд ли ускорит производство наукоемких систем ПРО.
7. Кого будет защищать «Золотой купол»
Несмотря на ожидаемые проблемы, проект собираются расширить на всех американских союзников. Во время предвыборной кампании Трамп заявлял, что это будет система, которая защитит территорию США. В указе президента также отмечается, что «Соединенные Штаты продолжают сотрудничать в области противоракетной обороны со своими союзниками и партнерами для оказания помощи в защите населения и войск союзников». Также отмечается, что США должны «расширить двустороннее и многостороннее сотрудничество в разработке технологий противоракетной обороны и расширить и ускорить предоставление возможностей противоракетной обороны Соединенных Штатов союзникам и партнерам».
Вероятно, это связано с обязанностью США защищать небо своих партнеров в рамках НАТО, но такие «союзнические» планы звучат неоднозначно на фоне изоляционистских заявлений главы Белого дома и его желания сократить участие Соединенных Штатов в НАТО.
Примечательным в данном случае стало желание Канады присоединиться к проекту на фоне ухудшения ее отношений с США. Вероятно, канадское правительство рассматривает «Золотой купол» как часть или аналог совместной американо-канадской системы ПРО NORAD. Оттава может опасаться, что Трамп откажется от старого проекта в пользу нового. Однако ее финансовые и производственные возможности в случае вступления вряд ли ускорят процесс. Впрочем, сам Трамп в очередной раз пошутил, что Канада может бесплатно присоединиться к ПРО, если вступит в состав США.
Может быть, США разместят элементы системы на территории Европы с целью повышения эффективности перехвата. Однако непонятно, будут ли США объединять систему с программами ПРО других стран или она будет работать автономно. Планирует ли Вашингтон взять на себя ответственность за защиту стран-участниц? Официальных договоров по этому вопросу нет.
Создается ощущение, что Вашингтон в таком случае может попытаться переложить часть финансового бремени на своих союзников. То есть заявить в будущем, что вообще откажется от своих обязательств в этой области, если Европа и другие партнеры США не примут участие в дорогостоящем проекте. Но по мере присоединения новых участников будет расти и площадь покрытия «Купола». Это снизит его эффективность при массированном ударе.
8. Зачем еще Трампу нужен масштабный оборонный проект
Помимо официально заявленной оборонной составляющей ПРО, можно предположить, что для Белого дома создать новую программу ПРО необходимо по двум другим причинам.
- Идеологическая. Своим решением Дональд Трамп пытается закончить дело, начатое президентом Рональдом Рейганом. Любимый консервативный президент Трампа свернул знаменитую программу по размещению системы ПРО «Звездные войны» в космосе. В своеобразном «возрождении» наблюдаются элементы преемственности.
- Финансовая. Независимые эксперты и Конгресс уверены: окончательная стоимость «Золотого купола» может превысить полтриллиона долларов, а реализация — 20 лет. Республиканцы-лоббисты военного сектора с радостью встретили инициативу, так как она может обеспечить предприятия ВПК долгосрочными заказами и продлить горизонт их планирования. Если учесть возможность присоединения к проекту других государств, то «Купол» озолотит американские военные заводы, что важно для сохранения хороших отношений с однопартийцами и для стимулирования экономического роста внутри страны.

Фото: White House
9. Как Россия, Китай и КНДР отреагировали на проект
Страны-конкуренты США в военной сфере — Россия, Китай и КНДР — уже выразили резкое недовольство американскими планами.
Реакция России. Еще до выступления Дональда Трампа в Белом доме Россия и Китай по итогам переговоров Си Цзиньпина и Владимира Путина в Кремле 8 мая опубликовали совместное заявление, в котором назвали запланированную программу «глубоко дестабилизирующей». Две страны добавили: «Золотой купол» имеет собой «полный и окончательный отказ от признания существования неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, что является одним из центральных и основополагающих принципов поддержания глобальной стратегической стабильности».
Реакция Китая. Позже представитель МИД Китая Мао Нин, отвечая на вопрос об американском проекте, отдельно отметил, что он несет в себе «серьезные оскорбительные последствия» и повышает риски милитаризации космоса и гонки вооружений.
Реакция КНДР. 27 мая реакция пришла и от КНДР. Пхеньян обвинил Вашингтон в попытке «милитаризации космоса» и фактическом отходе от курса на глобальную разрядку.
10. Почему проект «Золотой купол» создает угрозу новой гонки вооружений
С учетом «сырости» проекта, его гигантских масштабов и непредсказуемой эффективности резкая реакция глобальных держав может выглядеть чрезмерной. Однако именно в неопределенности кроется главная опасность проекта. Гонка вооружений между ведущими мировыми державами шла всегда. Каждая из сторон пыталась разработать собственное «чудо-оружие», в том числе непробиваемый противоракетный «Купол», чтобы иметь возможность ударить первой и лишить противника возможности нанесения ответного удара.
В связи с этим одной из ключевых идей «сдерживания» является «Концепция взаимного гарантированного уничтожения» (Mutual Assured Destruction, MAD). Проще говоря, Россия, Китай, США, КНДР и другие ядерные державы находятся в перманентной мексиканской дуэли. Каждый знает, что начать стрельбу смертельно опасно.
Развертывание «Золотого купола» — даже в экспериментальном масштабе — разрушает этот устоявшийся паритет, провоцируя наращивание наступательных арсеналов у соперников США и начало гонки вооружений абсолютно иного характера.
Раньше страны развивали уже известные всем системы вооружения, просто повышая их тактико-технические характеристики. Причем в 1967 году государства добровольно отказались от размещения оружия в космосе, чтобы не повторить ошибки Карибского кризиса. Теперь США предлагают Китаю, России, КНДР начать реальную военную гонку в космосе. Причем еще при Джо Байдене Вашингтон обвинял именно Москву и Пекин в нелегальной отправке на орбиту «спутников-убийц».
Гонка вооружений особенно опасна в эпоху истекающего договора СНВ-3 и исчезновения прежних договоренностей по ограничению ПРО. Новый проект может поставить крест на любых попытках возобновить переговоры об ограничениях стратегических вооружений. Ведь последний шаг США рассматривается именно как агрессивная попытка навязать свои условия на мировой арене.
Впрочем, нельзя исключать, что Белый дом взвинтил градус игры на максимум, чтобы использовать анонсированный проект как несуществующий, но веский аргумент в будущих переговорах о разоружении. Аналогичная ситуация наблюдалась в 1980-х, когда анонсированные «Звездные войны» Рейгана поставили СССР перед выбором: еще больше увеличить нагрузку на собственный ВПК или попытаться договориться с США. В итоге нереализованная программа была использована Белым домом как козырь в переговорах о сокращении наступательных и оборонительных систем Москвы.

Фото: Юрий Лизунов, Александр Чумичев / Фотохроника ТАСС
Но если в 1980-х СССР был отстающим с экономической и технической точки зрения (просто не мог ответить аналогично на действия Соединенных Штатов), то сегодня США должны конкурировать с равными по мощи военными экономиками России и Китая. Во всех смыслах Вашингтону сегодня было бы выгоднее посадить своих конкурентов за стол переговоров и обсудить с ними новую, многополярную систему военных договоров. Если бы Трамп смог создать новую систему сдерживания, Нобелевская премия мира, о которой он мечтает, точно была бы у него в руках. Но пока действия президента, скорее, повышают шанс нового глобального противостояния.
Фото обложки: Mark Schiefelbein / AP / TASS