Мир в огнеДеталиФранция

Макрон теряет контроль над ситуацией во Франции. Чего ждать после очередной отставки правительства

Политический кризис во Франции усилился после отставки третьего за год премьер-министра Себастьяна Лекорню, правительство которого просуществовало менее одного дня. На фоне нерешенных проблем президент Эммануэль Макрон теряет поддержку среди соратников и веру в его способность выйти из парламентского тупика.

Как во Франции начался политический кризис

Очередной политический кризис во Франции является следствием досрочных парламентских выборов в июле 2024 года. Решение президента Эммануэля Макрона после поражения его коалиции на выборах в Европарламент распустить Национальное собрание привело к формированию «подвешенного» законодательного органа, расколотого на три блока: левую коалицию, центристский альянс президента и крайне правое «Национальное объединение». Ни одна из этих сил не получила абсолютного большинства, а потому не может протолкнуть собственную повестку в законодательном органе, в том числе принять бюджет.

В то же время оппозиция оказалась способна сформировать парламентское большинство, когда дело касалось вынесения вотумов недоверия. В результате серии таких вотумов один за другим пали два лояльных Макрону правительства: кабинет Мишеля Барнье был отправлен в отставку в декабре 2024 года, а правительство Франсуа Байру — 8 сентября 2025 года. Оба премьера потерпели поражение при попытке провести через парламент бюджет, который включал в себя непопулярные статьи вроде сокращения социальных расходов.

В этих условиях 9 сентября президент назначил на пост главы правительства 39-летнего министра обороны Себастьяна Лекорню. Опытный переговорщик и крайне лояльный Макрону политик без амбиций принять участие в президентских выборах в 2027 году рассматривался Елисейским дворцом как лицо, способное найти компромисс с оппозицией.

Однако назначение Лекорню лишь обострило противостояние французских партий на фоне масштабных протестов «Заблокировать все» (Bloquer Tout). Организованные через социальные сети акции начались 18 сентября и вскоре получили поддержку левых профсоюзов: всего, по данным французских СМИ, на улицы вышли более миллиона человек. Участники демонстраций блокировали дороги и заводы, поджигали машины.

В Париже и других крупных городах демонстрации переросли в столкновения с полицией, которая применяла слезоточивый газ для разгона митингующих. Протестующие, которые изначально выходили против бюджетного законопроекта Мишеля Барнье, в итоге отвергли кандидатуру Лекорню. Оппозиция, опираясь на общественное недовольство, пообещала отправить нового главу правительства в отставку.

Что Лекорню успел сделать на посту премьер-министра Франции
  • Лекорню провел на посту премьер-министра 27 дней — это самый короткий срок за всю историю Пятой республики.
  • В течение почти месяца он вел интенсивные переговоры со всеми ключевыми политическими силами в парламенте — как с умеренными представителями левого альянса, так и с правоцентристами и крайне правым «Национальным объединением».
  • 3 октября премьер предложил оппонентам «пакт о ненападении». Лекорню пообещал полностью отказаться от использования статьи 49.3 конституции, позволяющей правительству принимать законы, в первую очередь бюджет, без финального голосования в парламенте — в обмен на готовность оппозиции конструктивно рассмотреть и поддержать консервативный проект бюджета на 2026 год. Его попытка «примирения» с оппозицией сильно отличалась от конфронтационного курса, который выбрал его предшественник Барнье и позиционировалась партией власти как новый этап отношений между политическими силами.

Почему Себастьян Лекорню ушел в отставку

Все политические силы восприняли представленный Лекорню 5 октября кабинет министров не как путь к компромиссу, а как способ прикрыть жесткую линию президента.

Премьер не включил в состав правительства членов левой и правой оппозиции и фактически перемешал состав кабинета Барнье. В общей сложности 13 из 18 объявленных министров были переназначены. Ключевые посты сохранили знаковые фигуры предыдущих правительств:

  • Брюно Ретайо, лидер правоцентристской партии «Республиканцы», остался на посту министра внутренних дел;
  • Жеральд Дарманен — министр юстиции;
  • Жан-Ноэль Барро — министр иностранных дел.

Наиболее спорным стало назначение на пост министра обороны бывшего министра экономики Брюно Ле Мэра. Оппозиция считает его ответственным за выбор экономического курса президента и виновным в накопившихся в стране проблемах.

Решение включить его в правительство неожиданно вызвало острейшую критику в стане союзников Макрона. Брюно Ретайо заявил о «проблеме доверия» к президенту и его премьеру и пригрозил выходом из коалиции, если Лэ Мэр получит пост министра.

Внутренний бунт сделал правительство нежизнеспособным еще до любого голосования и рисковал оставить альянс Макрона «Возрождение» вообще без союзников. Ситуацию усугубила консолидированная позиция оппозиции: левые партии и крайне правые во главе с Марин Ле Пен также заявили о готовности немедленно вынести вотум недоверия Лекорню.

Осознав неминуемость поражения в парламенте, Лекорню утром 6 октября подал президенту прошение об отставке. В своем заявлении он возложил ответственность за провал на парламент, обвинив его в неспособности к компромиссу, «партийных аппетитах» и преследовании личных интересов в преддверии выборов 2027 года. Позднее в тот же день Брюно Ле Мэр также отказался от поста министра обороны, заявив, что его уход позволит «возобновить дискуссии» и не будет «блокировать работу институтов». В итоге правительство Лекорню оказалось самым недолговечным в истории Пятой республики, просуществовав всего тринадцать с половиной часов.

Шансы Макрона на выход из политического кризиса 

В ответ на отставку президент Макрон предпринял попытку сохранить контроль, поручив Лекорню провести 48-часовые переговоры с политическими силами для поиска «платформы стабильности». Бывший премьер сообщил президенту о нежелании вернуться на свой пост, но все же согласился провести встречи в рамках исполняющего обязанности главы правительства с оппозицией и центристами для обсуждения будущих шагов.

Теперь у президента остается несколько возможных вариантов действий:

Макрон может в четвертый раз попробовать найти кандидата на пост премьера, способного сыграть роль переговорщика, однако действительно подходящих для решения этой задачи людей, судя по всему, не осталось.

Назначение нового премьера-центриста приведет к повторению судьбы его предшественников. Выбор в пользу левого политика остановил бы проведение правоцентристских реформ, в том числе непопулярной, но важной для президента пенсионной реформы.
На этом варианте настаивает «Национальное объединение», так как после него в стране пройдут внеочередные выборы. Согласно опросам, их результаты могут привести к победе крайне правых и формированию ими устойчивого правительства. Такой шаг стал бы для президента признанием полного поражения.
Крайне левые попытались объявить импичмент президенту несколько раз, однако инициатива не получила поддержки в парламенте. Сейчас они предлагают ему пойти на это добровольно, но Елисейский дворец категорически отказался.

Согласно опросу Elabe, 51% французов считает, что наилучшим исходом кризиса стало бы прекращение карьеры Макрона на посту президента. После отставки уже третьего премьера эта идея становится все более обсуждаемой в политических кругах, которые ранее склонны были верить в способность Макрона выйти из конфликта победителем. Президента все чаще называют «хромой уткой».

По данным зарубежных СМИ, от президента начали публично дистанцироваться даже ближайшие соратники. Наиболее показательным стало заявление бывшего премьер-министра Габриэля Атталя, лидера альянса «Возрождение» в парламенте, который в эфире телеканала TF1 охарактеризовал действия Макрона как «своего рода упорство в желании сохранить контроль», что было воспринято прессой как открытый отказ от продолжения сотруднических связей с главой государства.

Как и многие французы, я больше не понимаю решений президента.

Габриэль Аттальэкс премьер-министр Франции

Другой бывший премьер Макрона, популярный и влиятельный правоцентристский политик Эдуард Филипп, пошел дальше и призвал провести в стране досрочные президентские выборы после того, как парламент примет бюджет на новый финансовый год.

Мы не можем позволить, чтобы то, что мы переживаем последние 6 месяцев, тянулось еще 18 — это слишком долго и это вредит Франции.

Эдуард Филиппбывший премьер-министр Пятой Республики

Французская пресса отмечает, что оба политика могут стать кандидатами на пост президента от правоцентристского альянса и на фоне неудач Макрона все чаще используют критику в его адрес для самопиара.

Президент после очередного парламентского тупика потерял свой козырь — глубокую поддержку собственных союзников, которые ранее не выражали публичного осуждения.

Президент Макрон один гуляет по набережной Сены
Фото: BFMTV

Ситуация, вероятнее всего, сказалась на эмоциональном состоянии лидера Пятой Республики: Макрон был замечен на прогулке в одиночестве по набережной Сены в сопровождении лишь охранников.

Как политический кризис влияет на экономику Франции

Политический паралич напрямую бьет по экономике Франции. В основе проблемы лежат государственный долг, достигший €3,3 трлн (114% ВВП), и дефицит бюджета в 5,8% ВВП, что почти вдвое превышает лимит, установленный правилами Евросоюза. Неспособность правительства принять бюджет, направленный на сокращение этих показателей, ударяет по вере бизнеса в способность Парижа управлять собственными финансами. Рынки отреагировали на отставку Лекорню крайне негативно. 6 октября ключевой фондовый индекс Франции CAC 40 упал на 1,4%, а акции крупнейших банков, таких как Société Générale и BNP Paribas, потеряли более 3–4%. 

Ключевая угроза заключается в последствиях непринятия бюджета на 2026 год. Хотя во Франции существует механизм, позволяющий избежать полного «шатдауна» в американском стиле путем временного продления бюджета предыдущего года, этот сценарий лишь усугубит кризис. Он фактически заморозит расходы на текущем уровне и сделает невозможными любые сокращения, запланированные для борьбы с дефицитом.

Это означает, что долг продолжит расти, что, в свою очередь, спровоцирует дальнейшее повышение стоимости заимствований и почти гарантированно приведет к снижению суверенного кредитного рейтинга страны, о чем уже предупредили агентства Fitch и S&P Global. Таким образом, политическая нестабильность запускает порочный круг, выйти из которого становится все сложнее.

Фото обложки: Yves Herman / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано