Очередной кризис во Франции: правительство на грани отставки из-за бюджета и протестов

Вторая по величине экономика еврозоны находится на пороге нового политического кризиса. Премьер-министр Франсуа Байру поставил на кон свое правительство, когда 25 августа предложил на голосование в парламенте план жесткой экономии на €44 млрд. Несмотря на «просчитанный риск» президента Эммануэля Макрона и его премьера, все оппозиционные силы — от крайне правых до левых — объединились против правительства, а уже 10 сентября на улицы выйдут тысячи протестующих, готовых «заблокировать все».

Во Франции назревает новый политический кризис

25 августа премьер-министр Франсуа Байру объявил о решении запросить вотум доверия у Национального собрания. Поводом стал представленный в июле проект бюджета на 2026 год, направленный на сокращение государственных расходов на €43,8 млрд. Целью правительства стало снижение дефицита бюджета с ожидаемых 5,4% ВВП в 2025 году до 4,6% в 2026 году. Кроме того, государственный долг Франции достиг 114% ВВП, а дефицит в 2024 году составил 5,8%, что почти вдвое превышает лимит ЕС в 3%. Итоговый план экономии французского правительства включает такие непопулярные меры, как отмена двух государственных праздников и замораживание социальных выплат.

Сам Байру назвал свой шаг «просчитанным риском», заявив, что законодатели должны выбрать между «хаосом и ответственностью». По его замыслу, голосование должно касаться не конкретных мер, а принципиального согласия парламента с необходимостью фискальной консолидации. Однако эта стратегия не нашла поддержки.

Премьер-министр Франции Франсуа Байру объявил о вотуме доверия на пресс-конференции в Париже
Премьер-министр Франции Франсуа Байру объявил о вотуме доверия на пресс-конференции в Париже
Фото: EPA / TASS

Прежде всего решение правительства вызвало резкую реакцию в обществе. Движение «Bloquons tout» («Заблокируем все»), поддержанное левыми партиями и профсоюзами, призвало к общенациональной забастовке и акциям протеста 10 сентября. Согласно опросу Odoxa, 73% французов не доверяют премьер-министру, а по данным Toluna Harris Interactive, 68% граждан хотят, чтобы депутаты проголосовали против правительства.

«Заблокируем все»: что известно об акции протеста 10 сентября во Франции

  • «Заблокируем все» (Bloquons tout) — это децентрализованное движение, зародившееся в социальных сетях летом 2025 года. Оно призывает к общенациональной забастовке и массовым акциям протеста 10 сентября. Движение не имеет единого формального лидера.
  • Прямым катализатором возникновения движения стало предложение Франсуа Байру отменить два государственных праздника. Мера была воспринята как символическая атака на права трудящихся и социальные завоевания, что вызвало широкое возмущение.
  • Хотя движение имеет социальный, а не политический характер, оно было немедленно поддержано всеми левыми силами («Непокоренная Франция», социалисты, «Зеленые», коммунисты) и некоторыми профсоюзами. Они используют протест как инструмент для мобилизации своего электората и усиления давления на правительство.
  • Протесты назначены на 10 сентября, через 2 дня после голосования о доверии. Если правительство уцелеет, протесты станут ответом на «антинародное» решение об отмене льгот и выходных дней. Если правительство падет, акции превратятся в демонстрацию силы, предостерегающую любого преемника от проведения аналогичной политики.
  • Массовая уличная мобилизация делает для депутатов от оппозиции, особенно левых, политически невозможным любое проявление компромисса с правительством. Голосование против становится единственным приемлемым вариантом для их электората.

Раскол во французском парламенте: как партии проголосуют 8 сентября о доверии правительству

Правительство Франсуа Байру обречено на поражение. Пропрезидентские группы контролируют только 210 из 577 мест в Национальном собрании, что значительно меньше необходимых 289 голосов для получения большинства. 

Оппозиция, напротив, демонстрирует редкое единство в намерении свергнуть кабинет. Ведущие оппозиционные партии, от крайне правого «Национального объединения» до левых социалистов, заявили о намерении проголосовать против, что делает падение кабинета почти неизбежным.

  • Крайне правые («Национальное объединение», RN) и крайне левые («Непокоренная Франция», LFI): эти две крупнейшие оппозиционные силы проголосуют категорически против. Их цели совпадают тактически (свержение правительства), но расходятся стратегически. RN во главе с Джорданом Барделлой требует немедленного роспуска парламента и новых выборов, рассчитывая стать крупнейшей партией. LFI под руководством Жан-Люка Меланшона идет дальше, призывая к отставке самого президента Макрона.
  • Левоцентристы (Социалистическая партия, PS) и «Зеленые»: также проголосуют против. В отличие от RN и LFI, их основной мотив — неприятие содержания бюджета, который они считают «социально несправедливым». Лидер социалистов Оливье Фор заявил, что решение его партии «бесповоротно», и представил альтернативный план сокращения дефицита на €21,7 млрд (вдвое меньше, чем у Байру) за счет повышения налогов на сверхдоходы и корпорации, а не сокращения социальных расходов.
  • Правоцентристы («Республиканцы», LR): фракция расколота. Министры из числа «Республиканцев» в правительстве, как глава МВД Брюно Ретайо, призывают поддержать кабинет ради «стабильности». Однако сама парламентская группа не обязана следовать их призыву и, вероятно, не обеспечит единой поддержки, что лишает правительство последней надежды.

Экономические последствия политической нестабильности

Финансовые рынки отреагировали на угрозу падения очередного французского правительства негативно. Большой бизнес, когда начинает сомневаться в стабильности правительства, мгновенно «голосует деньгами». Именно это и произошло: после объявления Байру о голосовании 8 сентября ключевой фондовый индекс Франции CAC 40 просел почти на 2%, а акции крупнейших банков вроде Société Générale и BNP Paribas рухнули более чем на 6%.

Однако гораздо более тревожным сигналом для экономики страны стала ситуация на рынке государственного долга. Спрэд — то есть разница в доходности между 10-летними гособлигациями Франции и эталонными, сверхнадежными облигациями Германии — превысил 80 базисных пунктов. Инвесторы требуют от Франции все большую плату за риск, чтобы одолжить ей деньги. Теперь страна рискует попасть в долговую спираль. Политический паралич не позволяет сократить расходы, а растущая стоимость долга увеличивает дефицит.

Ситуация обострилась до такой степени, что в правительстве заговорили о сценариях, которые еще недавно казались немыслимыми. Министр финансов Эрик Ломбар публично предупредил, что стоимость французского долга рискует превысить итальянский, который десятилетиями рассматривался как символ бюджетной безответственности в еврозоне. Он даже не исключил, что в будущем стране может потребоваться помощь Международного валютного фонда (МВФ), который обычно вмешивается в экономические дела стран только тогда, когда они теряют способность самостоятельно занимать средства на рынках.

Последствия кризиса второй по величине экономики в ЕС будут ощущаться во всей еврозоне, так как финансовый кризис неизбежно ударит по курсу евро и может вызвать «эффект домино» в других странах. Именно поэтому президент Европейского центрального банка Кристин Лагард считает, что проблемы Парижа быстро станут проблемами всего Брюсселя.

Зачем Макрон затеял опасную игру с бюджетом

Решение премьер-министра Франсуа Байру инициировать вотум доверия является продуктом стратегии, полностью одобренной президентом Эммануэлем Макроном. Согласно сообщениям некоторых СМИ, Макрон оказал Байру «полную поддержку» и председательствовал на заседании кабинета министров, где этот шаг был утвержден. 

Однако, как отмечают аналитики, первоначальный замысел, вероятно, принадлежал самому Байру, политику с многолетним опытом, который с 2012 года строил свою президентскую кампанию на теме борьбы с госдолгом. Макрон, в свою очередь, санкционировал этот рискованный маневр, рассчитывая извлечь из него тактическую выгоду.

План, вероятно, состоял в том, чтобы поставить оппозицию перед выбором: либо поддержать правительство в вопросе «национальной ответственности» за бюджет, либо объединиться в «негативную коалицию» с идеологическими противниками и спровоцировать хаос. Макрон и Байру, вероятно, полагали, что умеренные фракции, в частности Социалистическая партия (PS) и правоцентристские «Республиканцы» (LR), не смогут политически оправдать союз с крайне правым «Национальным объединением» (RN) и крайне левой «Непокоренной Францией» (LFI) для свержения правительства. В прошлом правительству удавалось выживать благодаря тому, что социалисты воздерживались при голосовании по вотуму недоверия. Расчет был на повторение этого сценария.

Однако он не оправдался. Вместо раскола, ультиматум Байру привел к консолидации оппозиции. Бывший президент Франсуа Олланд в эфире France 5 выразил недоумение, заявив, что не понимает, «как Макрон мог позволить Байру пойти на такую инициативу». Политический аналитик Винсент Мартиньи из Университета Лазурного берега в комментарии для The New York Times назвал этот шаг «политическим самоубийством», сравнив его с ошибочным решением Макрона о досрочных выборах 2024 года.

Как Франция оказалась в затяжном политическом кризисе
  • июнь-июль 2024 г. — исходная точка: текущий кризис является прямым следствием досрочных парламентских выборов в июне 2024 года, инициированных президентом Эммануэлем Макроном. Выборы привели к формированию «подвешенного» парламента, разделенного на три враждующих блока: центристский альянс Макрона, левая коалиция «Новый народный фронт» (NFP) и крайне правое «Национальное объединение» (RN). Ни один из блоков не обладает абсолютным большинством в 289 мест.
  • сентябрь 2024 г. — назначение Барнье: Макрон назначает премьер-министром представителя правоцентристской партии «Республиканцы» Мишеля Барнье в надежде создать широкую коалицию.
  • декабрь 2024 г. — падение правительства Барнье: правительство Барнье уходит в отставку спустя всего 3 месяца. Причиной стал вотум недоверия, вынесенный объединенными силами левой и крайне правой оппозиции из-за проекта бюджета на 2025 год.
  • декабрь 2024 г. — назначение Байру: Макрон назначает премьером своего давнего союзника, центриста Франсуа Байру, известного своей позицией по сокращению госдолга. Его задача — найти компромисс в парализованном парламенте. За время своего недолгого правления Байру не смог провести через парламент ни одной значимой реформы. Его деятельность была полностью сосредоточена на подготовке бюджета и попытках переговоров с оппозицией, которые, как показала практика, оказались безрезультатными.
  • июль 2025 г. — план жесткой экономии: Байру представляет свой план по сокращению расходов на €43,8 млрд. Ключевые и наиболее спорные меры включают отмену двух государственных праздников (Пасхального понедельника и 8 мая), замораживание социальных пособий на уровне 2025 года без учета инфляции, а также сокращение государственных расходов в различных секторах.
  • 25 августа 2025 г. — ультиматум Байру: столкнувшись с сопротивлением в парламенте и растущим общественным недовольством, Байру объявляет о проведении 8 сентября голосования по вотуму доверия, фактически ставя на кон судьбу своего правительства.

Три сценария для Франции: новый премьер, выборы или отставка президента

В случае поражения кабинета Байру 8 сентября Францию ожидает несколько вариантов развития событий.

Первый и наиболее вероятный — назначение Макроном нового, седьмого по счету с момента его первого избрания на пост президента в 2017 году премьер-министра. Однако любой новый глава правительства столкнется с той же проблемой отсутствия большинства и рискует быть свергнутым при первой же попытке провести бюджет.

Второй сценарий — роспуск парламента и проведение новых досрочных выборов. На этом настаивает «Национальное объединение» (RN), которое, по данным опросов, имеет поддержку около 29–31% населения, может усилить свои позиции. Джордан Барделла заявил, что его партия готова к выборам и уже отобрала 85% кандидатов. Партия, скорее всего, выйдет из выборов победителем, увеличив свое представительство и, возможно, станет крупнейшей фракцией в Национальном собрании. Однако получение ими абсолютного большинства в 289 мест маловероятно. Центристский блок Макрона («Возрождение» и союзники), вероятно, понесет дальнейшие потери, так как президент крайне непопулярен. Левый альянс (NFP) может как сохранить, так и потерять места, в зависимости от того, смогут ли партии договориться о единых кандидатах в округах.

Третий сценарий, которого требует LFI, — отставка самого Макрона. Президент категорически отвергает такую возможность, заявляя о намерении оставаться на своем посту до конца срока в 2027 году.

Экономические последствия: как кризис ударит по Франции и еврозоне

  • Аналитики Capital Economics в своей записке, цитируемой Reuters, утверждают, что независимо от исхода голосования «дефицит бюджета Франции останется значительно выше уровня, необходимого для стабилизации соотношения долга к ВВП». Политический паралич делает невозможным проведение необходимых фискальных реформ.
  • Прогноз по инвестициям: политическая неопределенность напрямую влияет на деловой климат. Компании откладывают инвестиционные решения и найм персонала, что, по данным Bloomberg, угрожает подорвать начавшееся восстановление экономики.

Перспективы решения экономических проблем полностью зависят от способности Франции выйти из политического тупика. Без стабильного правительства, способного принять и реализовать долгосрочную бюджетную стратегию, страна рискует столкнуться с дальнейшим ростом стоимости заимствований, снижением кредитного рейтинга и стагнацией экономики.

Фото обложки: Zuma / TASS

Копировать ссылкуСкопировано