Что представляет собой новый пятилетний план Китая
Четвертый пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 20-го созыва, проходивший в Пекине с 20 по 23 октября, утвердил «Рекомендации по разработке 15-го пятилетнего плана» на 2026–2030 годы. Документ задает ключевые принципы, цели и приоритетные направления экономического и социального развития КНР.
Теперь на основе директив Государственный совет КНР (правительство) и профильные министерства начнут разработку конкретных отраслевых программ с целевыми показателями, проектами и бюджетами на ближайшие 5 лет. Финальная, детализированная версия плана будет утверждена на сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте 2026 года.

Фото: Shen Hong / XinHua / Global Look Press
- Система пятилетних планов была введена в КНР в 1953 году по образцу советской модели. Первые планы носили строго директивный характер и устанавливали жесткие производственные квоты для экономики. Ключевой сдвиг произошел с началом 11-й пятилетки (2006–2010 годы), когда официальный термин «план» (кит. 计划, jìhuà), подразумевающий приказ, был заменен на «программу» или «планирование» (кит. 规划, guīhuà) как символ перехода от командной экономики к «социалистической рыночной», где государство лишь задает направление развития для рынка.
- Современный пятилетний план определяет национальные приоритеты и служит дорожной картой для всей экономической системы. Государство использует его как основу для распределения ресурсов:
- государственные инвестиции: прямое финансирование ключевых проектов и R&D;
- льготное кредитование: государственные банки выдают кредиты по низким ставкам компаниям, работающим в приоритетных отраслях;
- налоговые стимулы и субсидии: снижение налогов и прямые выплаты для поддержки нужных секторов;
- регуляторная поддержка: упрощение процедур для компаний, следующих курсу партии.
- Формально пятилетний план не является юридически обязательным для частных компаний. За его невыполнение не предусмотрено прямых наказаний. Однако на практике игнорировать его коммерчески нецелесообразно. Для частного бизнеса следование плану позволяет получить доступ к кредитам, субсидиям, государственным контрактам и лояльности регуляторов.
Почему Китай меняет свою экономическую модель
Центральная идея 15-го пятилетнего плана — обеспечение «безопасности через самодостаточность». Если прошлые пятилетние планы в качестве основного приоритета для экономики рассматривали рост ВВП, то теперь ставка сделана на обеспечение национальной безопасности и устойчивости к внешним шокам.
Сравнение 14-го и 15-го пятилетних планов Китая
| Направление | 14-й пятилетний план (2021–2025 годы) | 15-й пятилетний план (2026–2030 годы) |
|---|---|---|
| Основная экономическая стратегия | «Двойная циркуляция»: укрепление внутреннего рынка как основной опоры при сохранении открытости для международной торговли и инвестиций | «Безопасность через самодостаточность»: смещение акцента с чистого роста на экономическую устойчивость, национальную безопасность и снижение зависимости от внешних факторов |
| Наука и технологии | Стратегические прорывы: фокус на семи ключевых областях: 1) Искусственный интеллект нового поколения; 2) Квантовые технологии; 3) Интегральные схемы (полупроводники); 4) Нейронауки; 5) Генетика и биотехнологии; 6) Клиническая медицина; 7) Освоение глубокого космоса, моря и полярных регионов | Технологический суверенитет: углубление курса на полную самодостаточность в критических технологиях (ИИ, квантовые вычисления, биотехнологии) |
| Промышленность и производство | Цифровая трансформация: начало масштабной цифровизации промышленности, развитие «умного» производства и цифровой экономики. Цель к 2025 году — довести долю цифровой экономики в ВВП до 10% | Модернизация промышленной системы: построение системы с «передовым производством в качестве костяка». Сохранение доли производственного сектора в ВВП на «соответствующем уровне» |
| Социальная сфера и внутренний рынок | Решение структурных проблем: решение демографического кризиса, обеспечение продовольственной безопасности, модернизация деловой среды в интересах малого и среднего бизнеса | «Общее процветание»: приоритет отдан сокращению разрыва в доходах населения. План указывает на необходимость «совершенствовать систему распределения доходов» и «улучшать систему социального обеспечения» для стимулирования внутреннего спроса |
| Экология и энергетика | Низкоуглеродное развитие: формирование «экономики замкнутого цикла». Цели к 2025 году: сократить выбросы CO2 на единицу ВВП на 18% и довести долю неископаемых источников энергии до 20% | Ускоренный «зеленый переход»: форсированное движение к ранее заявленным целям — достижению пика выбросов CO2 к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году |
| Внешняя политика | Продолжение политики открытости: дальнейшее развитие инициативы «Один пояс, один путь» и расширение внешнеэкономических связей | «Открытость высокого стандарта»: подтверждение курса на открытость, но с акцентом на качестве, а не количестве. Продвижение инициативы «Один пояс, один путь» и создание «новых горизонтов для взаимовыгодного сотрудничества» |
| Культура и идеология | Фокус на внутренних аспектах развития | Укрепление культурного влияния: поставлена задача по развитию «процветающей социалистической культуры» для «расширения охвата и привлекательности китайской цивилизации» на мировой арене |
| Национальная безопасность и армия | Экономическая безопасность: основной фокус на обеспечении безопасности цепочек поставок, продовольственной и энергетической безопасности | Комплексная безопасность: включение в план пунктов по модернизации армии («достижение столетних целей НОАК») и укреплению «системы и потенциала национальной безопасности» |
Важную роль в пересмотре старого подхода сыграла набирающая обороты торговая война с США во время второго президентского срока Дональда Трампа. С января 2025 года Вашингтон и Пекин ведут торговые переговоры, которые, несмотря на неоднократные компромиссы двух сторон, включая сделку о передаче американской части китайской социальной сети TikTok под управление бизнесу из США, а также снятие Белым домом ограничений на поставку в КНР высокотехнологичных чипов, в итоге не привели к значительному прорыву.
После непродолжительного торгового перемирия по итогам третьих по счету сентябрьских переговоров в Мадриде Дональд Трамп в октябре снова пригрозил ввести 100%-ные пошлины на все китайские товары, в то время как Пекин значительно ужесточил правила поставок редкоземельных металлов в Соединенные Штаты. Введенные американским правительством 22 октября санкции против российских нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» создали угрозу для китайского энергетического рынка.
Одновременно внутренняя экономическая модель Китая сталкивается с комплексом проблем, требующих неотложного решения:
- слабый внутренний спрос: доля частного потребления в ВВП Китая составляет около 40%, что делает экономику крайне зависимой от экспорта. Для сравнения: в США этот показатель достигает 70%. Так, в сентябре розничные продажи в КНР выросли всего на 3%, что стало самым низким показателем с ноября прошлого года;
- кризис на рынке недвижимости: затяжной спад в строительном секторе, ранее обеспечивавшем до четверти ВВП, привел к падению цен на активы и подорвал благосостояние миллионов домохозяйств;
- промышленное перепроизводство: масштабные государственные инвестиции без учета актуального спроса привели к переизбытку производственных мощностей во многих отраслях. В итоге китайские заводы для сохранения конкурентоспособности вынуждены понижать цены на свои товары, часто в ущерб качеству и зарплатам. Явление получило название «инволюция».
Замедление экономического роста КНР в третьем квартале 2025 года до 4,8% и рост социального неравенства, особенно рекордная безработица среди молодежи (до 18% в 2024 году), создали риски для легитимности Коммунистической партии Китая, которая во многом основана на негласном общественном договоре: постоянный рост уровня жизни в обмен на политическую лояльность.
В этом контексте новый пятилетний план можно рассматривать как политический инструмент для снижения общественного недовольства через укрепление систем социальной защиты, более справедливого распределения доходов и улучшения доступа к образованию и здравоохранению.
Достигаться экономический рост теперь будет через развитие инноваций. Сектор «зеленых» технологий уже стал локомотивом роста: по данным китайских СМИ, в 2024 году он обеспечил 10,4% ВВП ($1,9 трлн) и стал источником 26% всего экономического роста страны. Без этого вклада рост ВВП составил бы 3,6% вместо целевых 5%.
Сможет ли новый план укрепить экономику Китая
Китайские официальные лица позиционируют период 2026–2030 годов как «критический» — «ключевое звено, связывающее прошлое с будущим». Однако, несмотря на признание «сложной международной обстановки» и «растущих неопределенностей», официальная риторика остается оптимистичной.
В Пекине план рассматривают как своевременный и адекватный ответ на внешние и внутренние вызовы, «которые можно превратить в возможности». Официальные лица подчеркивают, что страна обладает достаточной устойчивостью для реализации поставленных целей. Эта уверенность основана на вере в то, что государственные инвестиции в высокие технологии создадут новые, мощные драйверы роста, которые компенсируют спад в традиционных секторах. Пекин сохраняет амбициозную цель достичь к 2035 году статуса «среднеразвитой страны», что, по расчетам Линн Сонг, главного экономиста ING Bank по Большому Китаю, подразумевает среднегодовой темп роста ВВП на уровне 4–5% в течение следующего десятилетия.
За пределами Китая преобладает мнение, что план, правильно диагностируя проблему слабого внутреннего спроса, предлагает в качестве решения усиленную дозу того же средства, которое ее вызвало, — дальнейшие промышленные инвестиции. По словам экспертов, в новом плане сохраняется нерешенное противоречие между заявленным желанием руководства стимулировать потребление и его целью по увеличению производственного сектора.
По мнению скептиков, дальнейшее наращивание инвестиций в производство без соразмерного роста внутреннего потребления лишь усугубит проблему избыточных мощностей, усилит ценовые войны и приведет к новым торговым конфликтам, когда Китай будет пытаться экспортировать излишки продукции.
Фото обложки: Vernon Yuen / Keystone Press Agency / Global Look Press