Мир в огнеДеталиВооружение

США теряют преимущество под водой: почему американские субмарины проигрывают в гонке с Китаем

Подводный флот США может потерять давнее стратегическое преимущество: судостроительная отрасль не справляется с заказами и сроками, стоимость новых субмарин прирастает миллиардами долларов, а старые корабли десятилетиями простаивают на верфях в ожидании ремонта. И пока Вашингтон пытается вывести отрасль из кризиса, Китай быстро наращивает собственный флот и совершенствует подлодки.

Как подводный флот США теряет лидерство

США пытаются нарастить мощь своего подводного флота, выбраться из многолетних задержек и роста издержек — судостроительная отрасль страны испытывает острую нехватку рабочей силы и оборудования. Тем временем Китай активно совершенствует свои субмарины и по уровню их оснащения быстро догоняет США, пишет Bloomberg. 

Американская подлодка класса Ohio
Американская подлодка класса Ohio
Фото: Mcs2 Amanda R. Gray / Zuma / TASS Ohio

По данным Управления Конгресса США по бюджету, в стране строят в среднем 1,2 подводные лодки в год, в то время как для пополнения флота и замены устаревших судов нужны другие темпы — как минимум 2,3 в год. С учетом того, что срок службы многих американских субмарин подходит к концу, а конкуренты вроде КНР быстро наращивают свой флот, эксперты предупреждают: США могут потерять давнее преимущество в «подводном мире». 

Задержки ставят нас в опасное положение. Мы не можем демонстрировать мощь, если наши подлодки не готовы или наш флот не растет. 

Джон Фелан
министр ВМС США

Сейчас США работают над двумя программами — строительством стратегических подводных лодок типа Columbia (новое поколение атомных подводных ракетоносцев) и многоцелевых атомных подлодок типа Virginia. В частности, субмарины Columbia должны заменить устаревающие АПЛ класса «Огайо», которые долгое время были основой ядерной триады США. Предполагается, что новое поколение будет способно поражать цели на расстоянии более 11,2 тыс. км. Первую из 12 подлодок типа Columbia (ее название — USS District of Columbia) должны были сдать в октябре 2027-го, но дедлайн перенесли более чем на 2 года — на март 2029-го. Более того, из-за роста цен на материалы и рабочую силу затраты на ее строительство выросли до $16,1 млрд — +12% по сравнению с изначальными прогнозами. Общая стоимость программы Columbia увеличилась на 18% относительно расчетов на 2023 год и составляет почти $140 млрд. 

Американская подлодка класса Virginia
Американская подлодка класса Virginia
Фото: Ashley Cowan / HII

Новое поколение подводных лодок класса Virginia, предназначенное для замены многоцелевых субмарин класса Los Angeles, впервые спущенных на воду в 1970-х, тоже отстает от графика. 24 подлодки уже построены, но последняя партия из 10 задерживается на 36 месяцев. Программа так и не достигла поставленной военно-морским флотом цели — выпускать по две лодки класса Virginia в год. 

В чем проблема с подлодками США

В отчете Счетной палаты США говорится, что у судостроителей попросту «нет возможности» производить большее количество подлодок в год, несмотря на планы ВМС. Основная причина задержек — нехватка квалифицированных кадров. В американском Конгрессе отмечают, что судостроительные верфи с трудом удерживают сотрудников, некоторые из них уже потеряли около 20% рабочей силы. К тому же процесс тормозят длительные сроки изготовления оборудования, в том числе ядерных установок и двигателей.

Судостроительная верфь в США
Судостроительная верфь в США
Фото: Chris Oxley / Zuma / TASS

Еще одна проблема — сокращение числа судостроительных верфей. Во времена Второй мировой войны в США было 11 государственных объектов, еще более 60 управлялись частными компаниями. На сегодняшний день в стране действуют только две частные верфи, которые занимаются строительством подлодок, и четыре госпредприятия по ремонту и техническому обслуживанию субмарин. В результате, например, подлодка USS Boise класса Los Angeles с 2015 года простаивает в ожидании ремонта. Предполагается, что она вернется в строй не ранее 2029 года (к тому моменту ей «исполнится» 37 лет), а на ее обновление потребуется порядка $1,2 млрд. 

Все это связано в том числе с закрытием правительственных верфей в 1990-х годах и отменой работы над усовершенствованными подводными лодками класса Seawolf (из запланированных 29 подлодок класса Seawolf было построено только три. — Прим. ред.). Потребовались десятилетия, череда неверных предположений и неверных решений, чтобы достичь нынешнего состояния неподготовленности. 

Джерри Хендрикс
капитан ВМС США в отставке

Теперь Конгресс США вкладывает миллиарды долларов в судостроение. Закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2026 год предусматривает государственную поддержку в размере $1,5 млрд на обновление инфраструктуры, а также $521 млн на повышение зарплат сотрудников частных верфей, которые работают с атомными подлодками. Непосредственно на наращивание подводного флота направляют дополнительно $2,7 млрд. Но Bloomberg прогнозирует: на то, чтобы увидеть реальный прогресс, потребуется от 3 до 5 лет

Как Китай наращивает подводный флот

Эксперты, опрошенные The Wall Street Journal, говорят, что США по-прежнему превосходят конкурентов по численности и оснащенности своих подлодок. Они считаются жизненно важным арсеналом на случай конфликта с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе. 

Сколько подводных лодок у США

Подводный флот США — крупнейший в мире на данный момент — насчитывает 71 атомную подводную лодку. Обычно около 20 из них находятся в море, в состоянии боевой готовности. В конце сентября Дональд Трамп заявил, что США «опережают» Китай и Россию по подлодкам на 25 лет: «Россия на втором месте, Китай на третьем, но они догоняют — через 5 лет они будут наравне». 

Китай до недавнего времени не рассматривался США как конкурент: в течение многих лет Поднебесная спускала на воду только дизель-электрические подлодки для патрулирования территорий в западной части Тихого океана. Первая китайская атомная подводная лодка вступила в строй в 1974 году, и за полвека постепенного прогресса все изменилось: подводный флот Пекина с каждым годом становится более тихим и быстрым, способным нести более совершенное оружие и дольше оставаться под водой. 

Вполне возможно, что Китай находится на пороге технологического скачка в области строительства подводных лодок: они работают над тем, чтобы значительно снизить уровень шума подводных лодок. В таком случае отследить их станет очень сложно.

Брент Сэдлер
ветеран ВМФ США и старший научный сотрудник исследовательского института Heritage Foundation 

По данным аналитического центра Observer Research Foundation, военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая может строить от 4,5 до 6 атомных подводных лодок в год. В разработке находятся новые субмарины, в том числе «очень тихие» Type 095 с вертикальными пусковыми шахтами, в которых размещаются ракеты. По прогнозам Исследовательской службы Конгресса США (CRS), к концу 2025-го у КНР будет в общей сложности 65 подводных лодок, а к 2035-му — 80. 

Китайская подлодка
Китайская подводная лодка
Фото: Артем Иванов / ТАСС

Сколько подводных лодок у России 

По последним данным, в боевом составе военно-морского флота России более 60 подводных лодок — точную цифру власти не раскрывают. В августе на встрече с работниками атомной отрасли в Сарове президент РФ Владимир Путин рассказывал о преимуществах российских стратегических подлодок: они способны ходить в северных широтах и «пропадать с радаров».

Наши стратегические атомные подводные лодки уходят подо льды Северного Ледовитого океана. И пропадают с радаров. И это наше военное преимущество. И исследования в том числе вот в этой зоне для нас крайне важны. 

Владимир Путин 

Всего на верфях в России в разных стадиях готовности находится порядка 70 подлодок. Так, шесть из них строятся на «Севмаше» в Архангельской области, их планируют сдать в эксплуатацию до 2030 года. На субмаринах новых поколений увеличивают степень автоматизации и роботизации, совершенствуют энергетические установки и применяют материалы, которые позволяют сделать атомные подводные лодки еще более незаметными. 

Российская подлодка
Российская подводная лодка
Фото: Дмитрий Ефремов / ТАСС

Фото обложки: Ashley Cowan / HII

Копировать ссылкуСкопировано