Как подводный флот США теряет лидерство
США пытаются нарастить мощь своего подводного флота, выбраться из многолетних задержек и роста издержек — судостроительная отрасль страны испытывает острую нехватку рабочей силы и оборудования. Тем временем Китай активно совершенствует свои субмарины и по уровню их оснащения быстро догоняет США, пишет Bloomberg.

Фото: Mcs2 Amanda R. Gray / Zuma / TASS Ohio
По данным Управления Конгресса США по бюджету, в стране строят в среднем 1,2 подводные лодки в год, в то время как для пополнения флота и замены устаревших судов нужны другие темпы — как минимум 2,3 в год. С учетом того, что срок службы многих американских субмарин подходит к концу, а конкуренты вроде КНР быстро наращивают свой флот, эксперты предупреждают: США могут потерять давнее преимущество в «подводном мире».
Задержки ставят нас в опасное положение. Мы не можем демонстрировать мощь, если наши подлодки не готовы или наш флот не растет.
Джон Фелан
министр ВМС США
Сейчас США работают над двумя программами — строительством стратегических подводных лодок типа Columbia (новое поколение атомных подводных ракетоносцев) и многоцелевых атомных подлодок типа Virginia. В частности, субмарины Columbia должны заменить устаревающие

Фото: Ashley Cowan / HII
Новое поколение подводных лодок класса Virginia, предназначенное для замены многоцелевых субмарин класса Los Angeles, впервые спущенных на воду в 1970-х, тоже отстает от графика. 24 подлодки уже построены, но последняя партия из 10 задерживается на 36 месяцев. Программа так и не достигла поставленной военно-морским флотом цели — выпускать по две лодки класса Virginia в год.
В чем проблема с подлодками США
В отчете Счетной палаты США говорится, что у судостроителей попросту «нет возможности» производить большее количество подлодок в год, несмотря на планы ВМС. Основная причина задержек — нехватка квалифицированных кадров. В американском Конгрессе отмечают, что судостроительные верфи с трудом удерживают сотрудников, некоторые из них уже потеряли около 20% рабочей силы. К тому же процесс тормозят длительные сроки изготовления оборудования, в том числе ядерных установок и двигателей.

Фото: Chris Oxley / Zuma / TASS
Еще одна проблема — сокращение числа судостроительных верфей. Во времена Второй мировой войны в США было 11 государственных объектов, еще более 60 управлялись частными компаниями. На сегодняшний день в стране действуют только две частные верфи, которые занимаются строительством подлодок, и четыре госпредприятия по ремонту и техническому обслуживанию субмарин. В результате, например, подлодка USS Boise класса Los Angeles с 2015 года простаивает в ожидании ремонта. Предполагается, что она вернется в строй не ранее 2029 года (к тому моменту ей «исполнится» 37 лет), а на ее обновление потребуется порядка $1,2 млрд.
Все это связано в том числе с закрытием правительственных верфей в 1990-х годах и отменой работы над усовершенствованными подводными лодками класса Seawolf (из запланированных 29 подлодок класса Seawolf было построено только три. — Прим. ред.). Потребовались десятилетия, череда неверных предположений и неверных решений, чтобы достичь нынешнего состояния неподготовленности.
Джерри Хендрикс
капитан ВМС США в отставке
Теперь Конгресс США вкладывает миллиарды долларов в судостроение. Закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2026 год предусматривает государственную поддержку в размере $1,5 млрд на обновление инфраструктуры, а также $521 млн на повышение зарплат сотрудников частных верфей, которые работают с атомными подлодками. Непосредственно на наращивание подводного флота направляют дополнительно $2,7 млрд. Но Bloomberg прогнозирует: на то, чтобы увидеть реальный прогресс, потребуется от 3 до 5 лет.
Как Китай наращивает подводный флот
Эксперты, опрошенные The Wall Street Journal, говорят, что США по-прежнему превосходят конкурентов по численности и оснащенности своих подлодок. Они считаются жизненно важным арсеналом на случай конфликта с Китаем в Индо-Тихоокеанском регионе.
Сколько подводных лодок у США
Подводный флот США — крупнейший в мире на данный момент — насчитывает 71 атомную подводную лодку. Обычно около 20 из них находятся в море, в состоянии боевой готовности. В конце сентября Дональд Трамп заявил, что США «опережают» Китай и Россию по подлодкам на 25 лет: «Россия на втором месте, Китай на третьем, но они догоняют — через 5 лет они будут наравне».
Китай до недавнего времени не рассматривался США как конкурент: в течение многих лет Поднебесная спускала на воду только дизель-электрические подлодки для патрулирования территорий в западной части Тихого океана. Первая китайская атомная подводная лодка вступила в строй в 1974 году, и за полвека постепенного прогресса все изменилось: подводный флот Пекина с каждым годом становится более тихим и быстрым, способным нести более совершенное оружие и дольше оставаться под водой.
Вполне возможно, что Китай находится на пороге технологического скачка в области строительства подводных лодок: они работают над тем, чтобы значительно снизить уровень шума подводных лодок. В таком случае отследить их станет очень сложно.
Брент Сэдлер
ветеран ВМФ США и старший научный сотрудник исследовательского института Heritage Foundation
По данным аналитического центра Observer Research Foundation, военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая может строить от 4,5 до 6 атомных подводных лодок в год. В разработке находятся новые субмарины, в том числе «очень тихие» Type 095 с вертикальными пусковыми шахтами, в которых размещаются ракеты. По прогнозам Исследовательской службы Конгресса США (CRS), к концу 2025-го у КНР будет в общей сложности 65 подводных лодок, а к 2035-му — 80.

Фото: Артем Иванов / ТАСС
Сколько подводных лодок у России
По последним данным, в боевом составе военно-морского флота России более 60 подводных лодок — точную цифру власти не раскрывают. В августе на встрече с работниками атомной отрасли в Сарове президент РФ Владимир Путин рассказывал о преимуществах российских стратегических подлодок: они способны ходить в северных широтах и «пропадать с радаров».
Наши стратегические атомные подводные лодки уходят подо льды Северного Ледовитого океана. И пропадают с радаров. И это наше военное преимущество. И исследования в том числе вот в этой зоне для нас крайне важны.
Владимир Путин
Всего на верфях в России в разных стадиях готовности находится порядка 70 подлодок. Так, шесть из них строятся на «Севмаше» в Архангельской области, их планируют сдать в эксплуатацию до 2030 года. На субмаринах новых поколений увеличивают степень автоматизации и роботизации, совершенствуют энергетические установки и применяют материалы, которые позволяют сделать атомные подводные лодки еще более незаметными.

Фото: Дмитрий Ефремов / ТАСС
Фото обложки: Ashley Cowan / HII