Мир в огнеДеталиВооружение

Игра в разоружение: что на самом деле стоит за словами Трампа о денуклеаризации

Президент США Дональд Трамп заявил о готовности России и Китая к «денуклеаризации», однако эксперты скептически оценивают эту перспективу. Фундаментальные различия в стратегиях и противоречивые действия самого Трампа делают полное ядерное разоружение маловероятным.

Дональд Трамп вновь заговорил о денуклеаризации

Отвечая на вопросы журналистов в Белом доме 11 декабря, американский президент Дональд Трамп вновь поднял тему сокращения ядерных вооружений.

Одна из вещей, о которой я говорил с Китаем, — это денуклеаризация <...>. Я говорю о ядерном оружии. Я говорил об этом с Китаем, я говорил об этом с Россией. Я думаю, это то, чего бы мы хотели, а также то, что хотели бы сделать они, и то, что, я думаю, хотела бы сделать Россия. 

Дональд Трамп
президент США

Это не первое высказывание американского президента на данную тему. С момента возвращения в Белый дом в январе 2025 года Трамп неоднократно обращался к идее ядерного разоружения:

  • 23 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе Трамп впервые заявил о намерении провести переговоры по денуклеаризации с Россией и Китаем;
  • 14 февраля он заявил журналистам, что «нет причин создавать новое ядерное оружие», так как его и так много;
  • В августе Трамп сообщил, что Россия и США обсуждают вопрос сокращения ядерных арсеналов;
  • 15 ноября он заявил о возможной специальной встрече с лидерами России и Китая для обсуждения плана ядерного разоружения.

Что такое денуклеаризация

Денуклеаризация — это процесс полного отказа от ядерного оружия на определенной территории, включающий ликвидацию ядерных боеголовок, демонтаж производственных мощностей и систем доставки, а также создание механизмов международной верификации соблюдения безъядерного режима.

Термин получил распространение в контексте конфликта на Корейском полуострове. После разделения страны в 1945 году и Корейской войны 1950–1953 годов Северная Корея начала разработку ядерного реактора, а в 1980-х запустила полноценную программу создания ядерного вооружения. Появление у Пхеньяна оружия массового уничтожения создало угрозу стабильности региона.

Ким Чен Ын и Дональд Трамп
Ким Чен Ын и Дональд Трамп
Фото: Evan Vucci / AP / TASS

Дональд Трамп во время своего первого президентского срока (2027–2021) сделал денуклеаризацию Северной Кореи одним из приоритетов американской внешней политики:

  • 12 июня 2018 года состоялся саммит в Сингапуре между Трампом и лидером КНДР Ким Чен Ыном. Стороны подписали совместное заявление, в котором Ким «подтвердил свое твердое и непоколебимое обязательство работать над полной денуклеаризацией Корейского полуострова»;
  • 27–28 февраля 2019 года второй саммит в Ханое завершился провалом. Ким отказался согласиться на полную денуклеаризацию. Вместо этого Пхеньян стал настаивать на снятии всех санкций в обмен на демонтаж только одного ядерного объекта в Йонбёне;
  • в феврале 2025 года Северная Корея отвергла саму цель денуклеаризации, назвав ее «устаревшей и абсурдной».

Почему США, Россия и Китай вряд ли сократят ядерные арсеналы

Теперь Трамп применяет термин «денуклеаризация» к сокращению арсеналов трех крупнейших ядерных держав мира. Эксперты указывают, что это вряд ли произойдет, так как обладание оружием массового уничтожения является краеугольным камнем национальной безопасности России, США и Китая.

Большую роль в стратегической стабильности играет концепция взаимного гарантированного уничтожения (MAD). Она предполагает, что все ядерные державы обладают достаточным и равным по силе количеством вооружения, чтобы уничтожить противника в любом из возможных сценариев. Но Москва, Пекин и Вашингтон по-разному видят идеальный баланс ядерных сил.

Что мешает ядерному разоружению

США и Россия обладают примерно одинаковыми стратегическими ядерными арсеналами — около 1550 развернутых боеголовок у каждой стороны согласно Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). А Китай, по оценкам западных экспертов, располагает примерно 600 ядерными боеголовками, из которых около 400 могут достигнуть территории США.

  • Вашингтон, который считает Россию и Китай непосредственными соперниками на международной арене, хочет или увеличить количество ядерных ракет до размера совокупного российско-китайского арсенала, или заставить РФ и КНР ограничить свои ядерные силы так, чтобы в сумме они были равны американским.
  • Пекин с относительно небольшим арсеналом видит в Москве и Вашингтоне куда более сильных противников. Официальный представитель МИД Китая Го Цзякунь 14 февраля 2025 года заявил, что США должны «провести радикальные и существенные сокращения своих ядерных арсеналов». Только тогда, по его словам, будут созданы необходимые условия для «присоединения других ядерных государств к процессу ядерного разоружения».
  • Москва же настаивает, что любые переговоры о сокращении вооружений должны учитывать ядерные арсеналы союзников США по НАТО — Великобритании (около 225 боеголовок) и Франции (около 290 боеголовок). Москва справедливо отмечает, что в случае конфликта эти силы будут действовать как единый блок НАТО. В связи с этим РФ просто не видит смысла в денуклеаризации на американских условиях.

Дональд Трамп крайне непоследователен в своем стремлении к денуклеаризации. Простое количественное сокращение ядерных вооружений не сделает мир безопаснее. Большую роль играет и качество систем доставки ядерного оружия и защиты от него.

Большую угрозу для стратегической стабильности представляет инициатива администрации Трампа по созданию глобальной системы противоракетной обороны «Золотой купол» (Golden Dome). Многоуровневая система ПРО должна защитить территорию США от баллистических, крылатых и гиперзвуковых ракет. Система предусматривает размещение на околоземной орбите от 400 до 1000 спутников для отслеживания ракетных пусков, а также около 200 ударных спутников с лазерным вооружением для перехвата ракет в космосе на самом уязвимом — взлетном — участке траектории. По собственным экспертным оценкам издания Bloomberg, общая стоимость проекта составит $1,1 трлн вместо $175 млрд, о которых первончально говорил Трамп. 

Россия и Китай расценили «Золотой купол» как прямую угрозу стратегической стабильности. В совместном российско-китайском заявлении от 8 мая 2025 года программа названа «глубоко дестабилизирующей», поскольку она предполагает «создание ничем не ограниченной, глобальной, глубоко эшелонированной и многосферной системы ПРО».

22 сентября президент России Владимир Путин, предлагая продлить ограничения СНВ-3 после истечения срока договора в феврале 2026 года, особо отметил, что Россия будет отслеживать «планы по наращиванию стратегических компонентов системы противоракетной обороны США, включая подготовку к размещению средств перехвата в космосе». Реализация таких планов, предупредил Путин, может «обнулить усилия» по сохранению статуса-кво.

Так, в ответ на перспективную американскую систему ПРО Россия и Китай вынуждены выдвигать контрмеры, которые смогут пробить «Золотой купол». К ним можно отнести российскую систему доставки ядерного вооружения «Буревестник» и «Посейдон».

Не отвечает планам о денуклеаризации заявление Трампа в октябре о необходимости возобновления американских ядерных испытаний. Более того, в новой Стратегии национальной безопасности США, опубликованной в декабре 2025 года, говорится, что Вашингтон рассматривает противоракетную оборону и силы ядерного сдерживания как один элемент. Это прямо противоречит идее взаимной уязвимости, которая лежала в основе стратегической стабильности с 1970-х годов.

Что имеет в виду Трамп под словом «денуклеаризация»

Эксперты полагают, что под «денуклеаризацией» Трамп, скорее всего, подразумевает не полный отказ от ядерного оружия, а новое соглашение о контроле над вооружениями между тремя странами. Переговоры о трехстороннем договоре были бы революционным шагом, но чрезвычайно сложным. Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков в феврале 2025 года выразил пессимизм относительно перспектив заключения сделки:

США предлагают формат переговоров с участием трех сторон, а мы хотим формат с участием пяти сторон. 

Сергей Рябков
заместитель министра иностранных дел РФ

Академик Алексей Арбатов, ведущий российский эксперт по контролю над вооружениями, считает, что достичь нового соглашения сейчас невозможно ни технически, ни политически. По его оценке, максимум, на что можно рассчитывать к 2026 году, — это совместное политическое заявление, в котором стороны обозначат, что не будут превышать потолки СНВ-3 до заключения нового документа. Это дало бы время для сложных переговоров о новой архитектуре стратегической стабильности, которая могла бы учитывать интересы всех сторон, включая Китай и европейские ядерные державы.

Фото обложки: Pan Yulong / Xinhua / Global Look Press

Копировать ссылкуСкопировано