Мир в огнеДеталиВооружение

Договор ДСНВ истекает: почему Россия предложила продление и как могут ответить США

Россия предложила США на один год сохранить ключевые ограничения договора СНВ-3, истекающего в феврале 2026 года. В ответ Москва требует от Вашингтона отказаться от размещения оружия в космосе. Согласие может предотвратить гонку ядерных вооружений.

Условия России для продления ядерного договора СНВ-3

Президент Владимир Путин, выступая на заседании Совета Безопасности 22 сентября, предложил продлить соблюдение ключевых ограничений Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) на один год после его истечения 5 февраля 2026 года. Решение, по его словам, направлено на предотвращение «дальнейшей гонки стратегических вооружений» и обеспечение «приемлемого уровня предсказуемости и сдержанности».

Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по договору о СНВ.

Владимир Путинпрезидент России

Президент Путин подчеркнул, что эта мера будет жизнеспособной только в том случае, если США будут действовать аналогичным образом и не предпримут шагов, «подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания».

Владимир Путин на заседании Совбеза РФ 22 сентября 2025
Владимир Путин на заседании Совбеза РФ 22 сентября
Фото: Александр Казаков / ТАСС

Президент отдельно поручил профильным ведомствам отслеживать деятельность Вашингтона, уделив особое внимание планам по наращиванию систем противоракетной обороны, включая размещение средств перехвата в космосе в рамках американского проекта ПРО «Золотой купол». Реализация таких планов, по мнению Путина, может «обнулить усилия» по сохранению статуса-кво.

Пресс-секретарь президента США Кэролайн Ливитт заявила, что предложение «звучит довольно хорошо». Она подтвердила, что президент Дональд Трамп осведомлен об инициативе и намерен позже высказаться по ней публично.

Что такое договор СНВ-3 и как он обеспечивает ядерный паритет

Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДНСВ, СНВ-3, New START) является последним действующим соглашением, ограничивающим ядерные арсеналы двух крупнейших ядерных держав — Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Он был подписан 8 апреля 2010 года в Праге президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Вступил в силу 5 февраля 2011 года.

Дмитрий Медведев и Барак Обама подписывают договор СНВ-3 в Праге, 2011 год
Дмитрий Медведев и Барак Обама подписывают договор СНВ-3 в Праге, 2011 год
Фото: Дмитрий Астахов / ТАСС

СНВ-3 устанавливает для каждой стороны лимиты по количеству ядерных боеголовок: 1550 развернутых боезарядов, 700 развернутых стратегических носителей (МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков) и 800 носителей в сумме, включая неразвернутые.

Контроль обеспечивается через комплексный верификационный режим, включающий обмен данными, взаимные уведомления и проведение до 18 ежегодных инспекций, в ходе которых эксперты могут физически проверять количество боеголовок на ракетах.

Принцип договора основан на стратегической стабильности. Стороны признают, что их ядерные триады (сухопутный, морской и воздушный компоненты) исторически развивались по-разному и имеют асимметричную структуру. Так, США делали ставку на морской компонент (БРПЛ), в то время как Россия традиционно сильна в сухопутном (МБР, включая мобильные комплексы).

Договор легитимизирует эту асимметрию, фокусируясь на предсказуемости. Стороны уверены, что их силы примерно равны, а противник точно не может быстро увеличить число боеголовок на существующих ракетах.

Почему договор СНВ-3 могут не продлить

После принятия в 2011 году договор СНВ-3 выполнялся обеими сторонами: инспекционные группы регулярно посещали ядерные объекты России и США, шел постоянный обмен данными, к 2018 году обе державы официально подтвердили, что вышли на установленные ДСНВ уровни.

Эрозия соглашения началась во время первого президентского срока Дональда Трампа (2017–2021 годы). Тогда Вашингтон заявил, что двусторонний формат СНВ-3 не отвечает новым вызовам, и настаивал, что любое будущее соглашение по контролю над вооружениями должно быть трехсторонним и включать Пекин, чей ядерный арсенал не ограничен никакими соглашениями. Американская администрация начала рассматривать Россию и Китай как союзников, чьи совокупные силы представляют единую угрозу, требующую трехстороннего соглашения, несмотря на отсутствие формального военно-ядерного союза между Москвой и Пекином.

Россия посчитала это предлогом для демонтажа ограничений и достижения военного превосходства и в ответ потребовала от США учитывать ядерные арсеналы союзников по НАТО — Великобритании и Франции. Как отмечают российские эксперты, например, академик Алексей Арбатов, с военно-стратегической точки зрения в случае конфликта эти силы будут действовать как единый блок, что делает простое двустороннее сравнение арсеналов Москвы и Вашингтона некорректным. Тем не менее в феврале 2021 года президент России Владимир Путин и президент США Джо Байден продлили его на 5 лет.

Владимир Путин и Джо Байден на встрече в Женеве, 2021 год
Владимир Путин и Джо Байден на встрече в Женеве, 2021 год
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Диалог был полностью заморожен в 2022 году, когда США заявили об отказе от переговоров по стратегической стабильности. Год спустя, в феврале 2023 года, Владимир Путин объявил о «приостановке» участия России в договоре, связав этот шаг с поставками западного оружия Украине и предполагаемую помощь в нанесении ударов по российским базам стратегической авиации.

Поскольку понятие «приостановка» в тексте договора отсутствует, США назвали это решение «юридически некорректным». В ответ с 1 июня 2023 года Вашингтон прекратил передачу Москве данных о своих вооружениях, фактически остановив исполнение ключевых положений договора. В настоящее время инспекции не проводятся, обмен данными прекращен.

Попытки возобновить диалог провалились. В июне 2023 года администрация Байдена предложила Москве переговоры в режиме «компартментализации» — обсуждение контроля над вооружениями в отрыве от украинского конфликта. Россия отвергла этот подход. Замглавы МИД Сергей Рябков заявил, что контроль над вооружениями «не существует в вакууме» и обсуждать его без учета общей военно-политической ситуации Москва не будет.

В феврале 2025 года Дональд Трамп призвал к возобновлению диалога. В рамках американо-российских переговоров проблема баланса ядерного вооружения неоднократно поднималась, однако конкретных шагов предпринято не было.

Последствия отмены СНВ-3: гонка вооружений и оружие в космосе

СНВ-3 остается последним действующим элементом глобальной архитектуры контроля над вооружениями, которая разрушается последние два десятилетия. Его коллапс будет означать, что впервые с 1972 года арсеналы крупнейших ядерных держав не будут сдерживаться никакими формальными соглашениями.

После выхода США из договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) в 2019 году Россия в ноябре 2023 года отозвала ратификацию и в августе 2025-го отменила собственный мораторий на размещение таких систем. Договор возобновил гонку вооружений в рамках целого класса вооружений (крылатые ракеты), существенно увеличив угрозу противостояния России и НАТО.

СНВ-3 — единственный механизм, который пока не позволяет гонке вооружений перекинуться на стратегический, межконтинентальный уровень.

Сохранить договор сложно, поскольку за последние годы возникли новые препятствия. Помимо уже упомянутых китайского и европейского факторов, барьером стало намерение США разместить оружие в космосе в рамках программы ПРО «Золотой купол». Отправка американских ударных систем на орбиту может обнулить российский потенциал ответного удара, так как позволит сбивать баллистические ракеты на самом уязвимом, взлетном участке траектории.

В такой ситуации любые численные ограничения на наземные ракеты теряют смысл, что делает любые переговоры о сокращении «земных» арсеналов также бессмысленными без одновременного запрета на милитаризацию космоса, на что США идти категорически не готовы.

Предложение России о продлении договора — не решение проблемы, но способ предотвратить неконтролируемую гонку вооружений после февраля 2026 года, то есть продлить дедлайн по сложным переговорам.

Фото обложки: Сергей Бобылев / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано