Мир в огнеДетали

Раскол в прямом эфире: почему Трамп публично раскритиковал Нетаньяху за ситуацию в секторе Газа

Президент США Дональд Трамп во время встречи с британским премьером Киром Стармером впервые заявил о наличии «реального голода» в секторе Газа, что прямо противоречит официальной риторике Израиля. На этом фоне глобальные и региональные державы, включая Европейский Союз, арабские страны и БРИКС, продвигают альтернативные планы урегулирования, бросая вызов доминированию американо-израильского альянса в ближневосточной политике.

Трамп раскритиковал Нетаньяху за гуманитарный кризис в Газе

Встреча президента США Дональда Трампа и премьер-министра Великобритании Кира Стармера 28 июля в Шотландии вывела на первый план палестино-израильский конфликт. В ходе пресс-конференции Трамп впервые публично признал наличие «реального голода» в секторе Газа.

Заявление стало прямым упреком в адрес премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который незадолго до этого назвал подобные утверждения «наглой ложью». Отвечая на вопрос журналистов, согласен ли он с израильским лидером, президент США сказал:

Я не знаю. Судя по тому, что показывают по телевизору, я бы так не сказал, потому что эти дети выглядят очень голодными. Мы выделяем много денег и много еды, и другие страны сейчас активизируются.

Дональд Трамппрезидент США

Трамп также посоветовал Израилю изменить свою политику в отношении Газы. Вместе со Стармером он назвал происходящее «невыносимой гуманитарной катастрофой» и призвал Тель-Авив не создавать препятствий для транспортировки в сектор гуманитарной помощи.

Кир Стармер и Дональд Трамп
Кир Стармер и Дональд Трамп
Фото: Tolga Akmen / EPA / TASS

Официальный Тель-Авив настаивает, что не несет ответственности за гуманитарный кризис, возлагая вину на ХАМАС, который, по их утверждениям, «является единственной силой, препятствующей потоку гуманитарной помощи», так как перехватывает поставки. Также Нетаньяху подчеркнул, что недавнее заявление израильского министра по Иерусалиму и делам наследия Амихая Элияху о необходимости «изгнания» жителей Газы «не отражает целей правительства».

Почему Трамп изменил риторику в отношении Израиля

Последние заявления Трампа породили публикации в международных СМИ о назревающем расколе между американским и израильским лидерами. Нетаньяху, по мнению его критиков, заинтересован в сохранении статуса-кво, чтобы удержаться у власти и избежать ответственности по обвинениям в военных преступлениях, которые расследует Международный уголовный суд. Трамп, напротив, стремится к сокращению военного присутствия США на Ближнем Востоке и переориентации внимания на Индо-Тихоокеанский регион для противостояния Китаю. 

Как отмечает издание Foreign Affairs, упорное нежелание Нетаньяху признавать гуманитарную катастрофу и его жесткая линия на продолжение войны до полного разоружения ХАМАС ставят под угрозу более широкую цель Трампа — заключение регионального мирного соглашения, включающего нормализацию отношений между Израилем и Саудовской Аравией.

Откровенная правда заключается в том, что Нетаньяху — один из немногих региональных игроков, чьи интересы в целом не совпадают с интересами Трампа.

Заха Хассананалитик Foreign Affairs

В американской администрации растет фрустрация из-за отказа Израиля от дипломатических инициатив США, а также от его настойчивых требований о дополнительной поддержке. В связи с этим Белый дом становится более восприимчивым к аргументам премьер-министра Великобритании Кира Стармера и других европейских союзников занять более жесткую позицию по отношению к Израилю.

Несмотря на противоречия между администрацией Трампа и правительством Нетаньяху, фундаментальные основы их стратегического партнерства вряд ли изменятся.

Соединенные Штаты нуждаются в надежном союзнике для проецирования влияния на Ближнем Востоке, особенно в контексте противостояния с Ираном. В связи с этим администрация Трампа продолжает критиковать любые мирные инициативы, которые предлагают двухгосударственное решение кризиса в Газе и вести борьбу на дипломатическом уровне со странами, которые считают действия Израиля в Газе «геноцидом». В том числе из-за этого США выслали из страны посла ЮАР в марте 2025 года. 

Также США при Трампе не выработали четкой стратегии по Палестине, балансируя между мирными инициативами по прекращению огня и предложениями выселить всех палестинцев с их территории. Для сравнения: его предшественник Джо Байден протолкнул в июне 2024 года в Совете Безопасности ООН резолюцию №2735 с детальным планом, а именно окончательное прекращение боевых действий в обмен на освобождение заложников, полный вывод израильских войск, многолетний проект по восстановлению Газы и сопротивление любым действиям, которые сокращают территорию Газы или ее население.

Израиль, в свою очередь, зависит от американских гарантий безопасности и технологической поддержки. Тель-Авив остается крупнейшим получателем американской военной помощи. По данным Госдепартамента США, на апрель 2025 года действуют 751 программа военного сотрудничества общей стоимостью $39,2 млрд. При этом Нетаньяху, как отмечают российские эксперты, «умеет завоевывать сердца американских конгрессменов», что создает дополнительные ограничения для администрации Трампа в случае попыток радикального пересмотра отношений. До сих пор Конгресс США продолжает демонстрировать двухпартийную поддержку Израиля.

Какие есть альтернативные решения по урегулированию кризиса Израиля и Палестины

На фоне пробуксовки переговоров с участием США и растущих сомнений в способности администрации Трампа принудить Израиль к миру, другие международные игроки продолжают разрабатывать или предпринимать собственные дипломатические усилия, которые можно сгруппировать по региональному признаку.

Региональные игроки: Саудовская Аравия, Катар, Египет, Арабская лига

Региональные игроки сформулировали наиболее конкретные предложения, основанные на принципе экономической мотивации. Все арабские государства категорически отвергают любые планы по перемещению населения Газы.

Саудовская Аравия совместно с ОАЭ, Иорданией и Египтом выдвинула принципиальное условие, что нормализация отношений арабских стран с Израилем возможна исключительно через создание суверенного палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Эр-Рияд готов финансировать восстановление Газы, но только в обмен на необратимый политический процесс, гарантирующий права палестинцев на государственность.

Египет весной представил детализированную пятилетнюю программу восстановления Газы стоимостью $53 млрд, включающую разминирование территории, строительство жилья для 1,5 млн перемещенных лиц, восстановление инфраструктуры и создание промышленных зон. В политической сфере Каир предлагает формирование временного управляющего комитета из технократов, связанных с Палестинской администрацией, и введение арабских стабилизационных сил.

Катар продолжает выполнять функции ключевого посредника, фокусируясь на освобождении израильских заложников в обмен на палестинских заключенных и обеспечении беспрепятственного доступа гуманитарной помощи под международным контролем. 

Европейский институциональный подход: ЕС и «Европейская тройка»

Европейский подход характеризуется стремлением к созданию формализованных переговорных механизмов.

ЕС разработал в январе 2024 года «дорожную карту» из десяти пунктов, предусматривающую созыв подготовительной мирной конференции с участием США, ООН и Лиги арабских государств для выработки рамок создания независимого палестинского государства. Центральными требованиями остаются безусловное прекращение огня и полное снятие блокады.

«Европейская тройка» (Великобритания, Германия, Франция) 26 июля сформулировала промежуточную модель: немедленное прекращение огня, освобождение заложников, отстранение ХАМАС от власти и создание переходного правительства в Газе при масштабной гуманитарной поддержке.

Наиболее радикальный шаг предприняла Франция: президент Эммануэль Макрон объявил о признании государства Палестина в сентябре 2025 года, став первой страной G7, пошедшей на такой демарш. Париж совместно с Саудовской Аравией организовал в ООН конференцию по продвижению «решения двух государств», которую США и Израиль бойкотировали. 

Великобритания движется в аналогичном направлении: премьер Стармер готовит собственный мирный план, а признание Палестины в его окружении называют вопросом «когда, а не если». На Стармера оказывают давление свыше 220 депутатов парламента, требуя немедленных шагов. Примечательно, что Трамп дал британскому премьеру «зеленый свет» в этом вопросе.

Я не буду занимать позицию, я не против, чтобы он [Стармер] занял позицию.

Дональд Трамппрезидент США

Позиция Глобального Юга: Китай, Бразилия, Россия, БРИКС

Страны БРИКС предлагают фундаментальный пересмотр мирного процесса, выходящий за рамки традиционных западных подходов.

БРИКС в Декларации по итогам саммита в Рио-де-Жанейро (июль 2025 года) занял жесткую позицию, осудив «использование голода как метода ведения войны» и блокирование гуманитарной помощи. Президент Бразилии Лула да Силва назвал происходящее в Газе «геноцидом». Блок подтвердил поддержку UNRWA, финансирование которого было урезано западными странами, и призвал к реформированию ООН для обеспечения реализации решения о двух государствах.

Китай инициировал Пекинскую декларацию (2024 год), направленную на достижение единства между 14 палестинскими фракциями, включая ФАТХ и ХАМАС, создавая альтернативную основу для внутрипалестинского примирения. Президент России Владимир Путин 28 июля в телефонном разговоре с Биньямином Нетаньяху заявил, что выступает за мирное урегулирование конфликтов и проблем в регионе.

Фото обложки: Christopher Furlong / AP / TASS; Kira Hofmann / TASS

Копировать ссылкуСкопировано