Прямой контакт: как Европа реагирует на готовящиеся переговоры Трампа и Путина на Аляске

Прямые переговоры между президентами США и Россией пройдут впервые за 3,5 года конфликта. Предполагаемое обсуждение территориальных обменов запланировано без участия Украины и Европы, что вызывает опасения у наблюдателей о будущем дипломатических договоренностей. Угрозы новых санкций и попытки добиться от сторон диалога не принесли результатов. Личный подход Дональда Трампа может дать новый импульс переговорам или еще больше дестабилизировать Европу.

Позиция США по поводу переговоров с Россией

Организация переговоров президентов Дональда Трампа и Владимира Путина на Аляске 15 августа по поводу урегулирования российско-украинского конфликта многих застала врасплох.

Накануне этого анонса Трамп выражал растущее недовольство Путиным, угрожая новыми беспрецедентными мерами и дополнительной поддержкой Украине. Санкции так и не были введены, но Трамп действовал опосредованно, усиливая экономическое давление на Россию через тарифную войну против ее крупнейших торговых партнеров — Индии и в меньшей степени Китая.

Администрация Дональда Трампа в текущем конфликте с самого начала позиционировала себя в качестве посредника, который заинтересован в переговорах и скорейшем прекращении боевых действий.

Предыдущая администрация Джо Байдена настаивала, что конфликт — дело Украины и России. При этом она активно обеспечивала финансирование и поставки вооружений украинской стороне, не поощряла контактов своих союзников с Россией и сама не выступала инициатором переговоров. Новый вице-президент Джей Ди Вэнс, комментируя грядущую встречу на Аляске, прямо говорит: США больше не хотят участвовать в финансировании войны, которая является «проблемой европейцев». Допустимая роль США может быть сведена до продажи американского оружия европейцам, которые дальше могут распоряжаться им по своему усмотрению.

Я думаю, президент считает, и я, конечно же, тоже, что мы больше не будем финансировать военный бизнес в Украине. Мы хотим добиться мирного урегулирования этого вопроса. Мы хотим прекратить убийства.

Джей Ди Вэнсвице-президент США

Под вопросом оставался формат участия президента Украины Владимира Зеленского в переговорах на Аляске, однако итоговый план встречи не включает его приглашения за стол.

С учетом отсутствия каких-либо внятных достижений от нескольких переговорных раундов между российской и украинской делегациями с начала года, очевидно, наиболее предпочтительным для Трампа и Путина стал формат двусторонней встречи. Тем более Трамп недавно на примере Баку и Еревана еще раз продемонстрировал, что его личное участие в переговорах решает застарелые конфликты быстрее. А поскольку для России Украина не является самостоятельным игроком, то посредничество США выглядит более надежным гарантом обсуждений. 

При этом и США, и Россия не считают необходимым включение в переговорный процесс Европы, поскольку она, по мнению обеих сторон, и так полностью занимает позиции Украины и потому считается в глазах переговорщиков уже представленной.

В случае успеха переговоров на этом уровне можно в дальнейшем ожидать расширения формата до международных конференций, с привлечением не только европейских лидеров, но и стран Глобального Юга.

Реакция европейских лидеров на российско-американские переговоры

Объявление о встрече Трампа и Путина вызвало интенсивную дипломатическую активность среди европейских лидеров, которые опасаются, что двустороннее соглашение может обойти Украину и, что хуже, выключить их из процесса заключения соглашений о таких территориях, как Донбасс и Крым. 

Свою позицию европейские чиновники постарались донести вице-президенту Вэнсу на спешно организованной встрече в Великобритании 9 августа: любым мирным переговорам должно предшествовать прекращение огня, сама Украина должна принимать в них активное участие, территориальные уступки должны быть взаимными.

Фактически это означает, что никакие договоренности без участия Украины/Европы ими признаны не будут.

Еще раз это было подчеркнуто 11 августа на встрече глав МИД ЕС, инициированной верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Каей Каллас. Очередная попытка перехватить инициативу будет предпринята накануне встречи 13 августа: Зеленский и европейские лидеры проведут телефонный разговор с Трампом.

По публикациям западной прессы можно проследить главные опасения европейских лидеров относительно личной встречи Путина и Трампа

  • явное ослабление роли Европы. Организация переговоров и определение их повестки проходили без участия европейских лидеров, которые до конца не знают, что конкретно будет обсуждаться на этой встрече. Попытки переговорить с Трампом до15 августа и прояснить эти вопросы или передать свои пока не увенчались успехом; 
  • встреча на пользу только России. Одновременно отдельными авторами зарубежных СМИ транслировался тезис о явных преимуществах для Путина проведения двусторонних переговоров, поскольку это отличная возможность для российского президента «манипулировать мнением тщеславного и не вникающего в детали Трампа», которого легко обмануть;
  • страх нового «раздела территорий». Широко распространены опасения, что Трамп и Путин могут договориться о некоей форме территориального обмена, который вынудит Украину передать России прифронтовые регионы, такие как Донецк и Луганск. С точки зрения безопасности Восточной Европы, закрепление спорных территорий за Россией и отказ от членства Украины в НАТО (по слухам, именно эти пункты включены в повестку переговоров) может создать «тревожный прецедент» для постсоветского пространства — от Молдовы до стран Балтии.

Значение и риски двусторонней встречи

Формат и контекст прямых переговоров между США и Россией не имеют современных прецедентов и, в зависимости от результатов, могут изменить устоявшиеся дипломатические нормы.

Некоторые долгосрочные последствия можно спрогнозировать уже сейчас. 

Обострение отношений между США и Европой

Любая односторонняя сделка способна привести к расколу в трансатлантическом альянсе, партнерство США и Европы в сфере безопасности может еще больше ослабнуть и потенциально привести к переосмыслению европейцами своей зависимости от гарантий безопасности США в пользу военно-оборонной автономности. В целом разговоры об этом ведутся уже сейчас, и можно наблюдать рост региональной нестабильности в сфере безопасности, особенно благодаря позициям стран Балтии. 

Подрыв европейской безопасности и суверенитета

Возможное соглашение Трампа и Путина, исключающее Украину, рискует легитимировать территориальные амбиции России, против которых США с союзниками выступали последние 3,5 года, и тем самым ослабить принцип недопустимости изменения международных границ силой. Текущая система европейской безопасности будет подорвана.

Уменьшающееся влияние Европы в вопросах урегулирования российско-украинского конфликта может привести к ее маргинализации и в более широкой международной дипломатии.

Рост напряженности в отношениях между Европой и Украиной

Возможен в случае заключения компромиссных решений на Аляске. Наиболее значимыми для европейцев остаются вопросы финансирования, а на фоне недавних коррупционных скандалов на Украине, связанных с попытками взять под контроль НАБУ и САП, уже заложили основу под потенциальное направление критики правительства Зеленского.

Некоторые издания, например британский The Telegraph, уже писали о смягчении позиций президента Украины по поводу возможных территориальных уступок (в частности, речь о замораживании конфликта по линии фронта). Пока европейские лидеры заявляют о своей полной поддержке позиций Украины в конфликте.

Если говорить о реальных ожиданиях, то большинство экспертов оценивают готовящиеся переговоры на Аляске как пробные или промежуточные. Они могут положить начало длительному периоду поиска компромиссов, но с некоторыми гарантиями и без однозначного прорыва.

Фото обложки: Pablo Martinez Monsivais / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано