Мир в огнеДетали

Арктика — новый космос: как Россия, США и Китай борются за ресурсы региона

Пока арктические ледники тают, в Арктике разгорается новая холодная война, напоминающая космическую гонку прошлого века. США, Россия и Китай вступили в технологическое соревнование за ресурсы и контроль над регионом, где победит тот, кто первым создаст современную инфраструктуру.

Правительство США признало отставание в Арктике от России и Китая из-за нехватки кадров

26 ноября 2025 года Министерство внутренней безопасности США опубликовало доклад под названием «План развития национальных кадров для сотрудничества по ледоколам». В нем республиканская администрация отметила угрозу «лидерству» США в Арктике в связи с «беспрецедентным количеством китайских военных и исследовательских судов» в регионе. Отмечается, что они действуют непосредственно вблизи американских арктических вод. Кроме Китая, авторы доклада называют угрозой американским позициям в Арктике Россию.

Американский ледокол USCGC Storis
Американский ледокол USCGC Storis (WAGB-21)
Фото: Edison Chouest Offshore / US Coast Guard

Главной проблемой в докладе называют нехватку в США квалифицированных кадров в ледокольной сфере. Особенно не хватает сварщиков и инженеров-конструкторов. Для решения проблем правительству предлагается популяризировать работу в судостроительной отрасли среди населения, рассказав специалистам о стабильных и высоких зарплатах на предприятиях.

Чем богата Арктика

Арктика становится все более значимым регионом для глобальной экономики благодаря таянию ледников. В XX веке регион казался недоступным из-за сурового климата. Неслучайно в этот период США, СССР и Китай сделали ставку на освоение космоса, оставив Северный полюс без особого внимания, несмотря на его богатство ресурсами.

Из-за глобального потепления сегодня климат в Арктике быстро меняется. Крупнейший в мире гренландский ледник каждый час становится меньше на 30 млн тонн. Ледяной покров всей Арктики сокращается ежегодно на 13%. Это облегчает доступ к районам, ранее недоступным для разработки ископаемых.

Прежде всего, Арктика богата нефтяными ресурсами. Согласно данным Геологической службы США, арктические запасы углеводородов составляют около 90 млрд баррелей нефти и 44 млрд баррелей природного газа. Около 84% из них находятся в труднодоступных морских районах.

Также полярный регион богат редкоземельными металлами, включая литий, кобальт и графит. Все эти ресурсы необходимы для производства высокотехнологичных продуктов, включая батареи и полупроводники. 

Спрос на эти ресурсы растет экспоненциально. Международный валютный фонд прогнозирует, что производство графита должно увеличиться почти на 1000% для удовлетворения потребности в батареях для производства электромобилей.

В связи с ограниченностью запасов контроль над критическими минералами становится вопросом национальной безопасности для всех стран мира.

Зависимость от редкоземельных ресурсов особенно ярко проявилась в ходе обострения торгового противостояния США и Китая. Осенью КНР, которая контролирует до 90% глобальных цепочек поставок редкоземельных элементов, ограничила их доступ на американский рынок в качестве рычага давления на администрацию Трампа. Вашингтон был вынужден пойти на переговоры с Пекином. 

В этом контексте Арктика становится для западных стран альтернативным источником ресурсов для борьбы с китайской монополией.

Ресурсы, флот и спутники: три фронта «арктической гонки»

По своей сложности и затратам гонка за влияние в Арктике все больше похожа на космические программы великих держав во время холодной войны. Создание возможностей для освоения региона имеет важное имиджевое значение, так как способно продемонстрировать высокий уровень научно-технического потенциала государства.

Работая над этой задачей <…>, мы пришли к выводу <…>, что развитие Арктики сегодня для нашей страны так же важно, как развитие космоса для Советского Союза. Даже родилась такая фраза, что «Арктика — новый космос». 

Андрей Чибис
губернатор Мурманской области в беседе с президентом РФ Владимиром Путиным 24 ноября

Добыча полезных ископаемых в Арктике

Первый вопрос, который пытаются решить Россия, США и Китай, касается добычи ресурсов в тяжелых полярных условиях. Россия производит 40% мирового палладия, 20% алмазов, 15% платины, 11% кобальта, 10% никеля, 9% вольфрама и 8% цинка. Многие из этих ресурсов уже добываются в Арктике, и, несмотря на это, в настоящее время страна все еще производит лишь 1% от всего мирового объема редкоземельных элементов.

Чтобы решить эту проблему, Владимир Путин в ноябре поручил российскому правительству разработать дорожную карту долгосрочного производства редкоземельных минералов. План должен быть подготовлен премьер-министром Михаилом Мишустиным к 1 декабря.

Сообщается, что «Норильский никель» и «Росатом» создали компанию «Полярный литий» для разработки крупнейшего в России Колмозерского месторождения лития в Мурманской области.

США также пытаются наладить добычу ресурсов в Арктике. В октябре 2025 года Дональд Трамп подписал исполнительный указ, разрешающий реализацию проекта Ambler Road. Дорога длиной почти в 400 км должна связать континентальную Америку с отдаленным горнодобывающим районом Амблер в Аляске, где находятся крупные месторождения меди, кобальта, галлия и германия.

В октябре 2025 года Министерство обороны США инвестировало $35,6 млн для поддержки разработки рудников Аляски. В ноябре Вашингтон выдал несколько разрешений на добычу лития в самом северном штате Америки.

Ледоколы

Затем добытые ресурсы нужно транспортировать на рынки. Для этого всем государствам, претендующим на арктический регион, необходимо обладать мощным ледокольным флотом.

Абсолютным лидером в этой области является Россия, в распоряжении которой находится больше ледокольных судов, чем у всех других стран вместе взятых.

Флот включает и атомные суда, способные пробивать лед толщиной до 3 метров. В сентябре 2025 года Россия ввела в строй первый боевой ледокол «Иван Папанин». Судно водоизмещением 8600 тонн оснащено 76-мм орудием, способным поражать корабли, самолеты или наземные цели.

Китайский флот располагает всего тремя ледоколами, однако КНР быстро наращивает их производство. В этом году с верфи должен сойти еще один корабль.

Ледокол «Иван Папанин»
Ледокол «Иван Папанин»
Фото: Валентин Егоршин / ТАСС

Наиболее слабым флотом располагают США, у которых есть только два устаревших судна такого типа. Производственные возможности США не позволяют создавать собственные ледокольные корабли, что заставило Вашингтон обратиться за помощью к другим странам. 

В августе 2025 года Береговая охрана Соединенных Штатов ввела в строй USCGC Storis — первый полярный ледокол, приобретенный страной более чем за 25 лет. Судно было куплено Конгрессом США в качестве временной меры.

В октябре 2025 года Дональд Трамп и финский президент Александр Стубб подписали меморандум о сотрудничестве в области ледоколов. Согласно соглашению, Финляндия построит четыре арктических охранных катера для Береговой охраны США. Затем с финской помощью на американских верфях будет сооружено еще семь судов.

В строительстве американского флота участвует и канадский судостроительный гигант Davie, который инвестировал $1 млрд для приобретения и дальнейшей модернизации верфей в Техасе.

Спутниковая сеть

Третий элемент гонки — создание космической инфраструктуры. Большинство космических аппаратов пролетают параллельно линии экватора и не могут передать сигнал в Арктику из-за круглой формы Земли. Отсутствие связи представляет угрозу для торговых и военных кораблей. Единственным решением является запуск и размещение спутников прямо над Арктикой.

В этой сфере США действительно достигли значительных успехов. В августе 2024 года Соединенными Штатами была запущена миссия спутниковой широкополосной связи. Два спутника летают по высокоэллиптической орбите, покрывая сигналом весь регион.

Россия также разворачивает многоуровневую спутниковую инфраструктуру для Арктики. Это, например, система «Арктика-М», которая обеспечивает постоянное наблюдение за арктическими регионами. Два спутника «Арктика-М» уже запущены в 2021 и 2023 годах. Всего на орбиту планируется отправить четыре аппарата.

Китай развивает собственную спутниковую экосистему, однако она имеет глобальный характер и не ставит перед собой цель конкретно обеспечения связи в Арктике.

Таким образом, на данный момент только Россия имеет все необходимые условия для лидерства в Арктике из-за особенностей географии: страна контролирует половину арктического побережья и уже обладает развитой инфраструктурой в регионе. В этих условиях США со скалистым и опасным выходом в Северный Ледовитый океан на Аляске и Китай без прямого выхода к северным морям понимают, что без Москвы эффективное освоение региона невозможно.

В октябре 2025 года Россия и Китай утвердили новый план действий по расширению перевозок вдоль Северного морского пути (СМП). В 2024 году перевозки достигли около 40 млн тонн, а количество контейнерных рейсов между Россией и Китаем удвоилось по сравнению с прошлым годом. 

Удобство СМП можно объяснить увеличением скорости перевозок. Грузовое судно Istanbul Bridge, которое Китай первым отправил по Севморпути в сентябре 2025-го, достигло берегов Великобритании всего за 20 дней. Путь занял в 2 раза меньше времени, чем через Суэцкий канал.

Для Китая сотрудничество с Россией в Арктике играет важную роль и со стратегической точки зрения. Если США в случае гипотетического конфликта попытаются заблокировать для судов из КНР проход в Европу и Африку через Малаккский пролив между Малайзией и Индонезией, торговля КНР с остальным миром по морю будет фактически приостановлена.

Карта Северного Морского Пути
Сравнение Северного морского пути и морского маршрута через Суэцкий канал
Фото: t-j.ru

Осознавая угрозу дальнейшего сближения Китая и России, Вашингтон стремится перетянуть Москву на свою сторону, считает американское издание Newsweek. 

Однако и Россия также использует отставание США в регионе в своих интересах, например в качестве рычага в ходе переговорного процесса. Сотрудничество в Арктике стало одной из ключевых тем переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа в августе 2025 года на Аляске. Москва приглашает США к сотрудничеству в регионе, особенно в области добычи природных ресурсов.

Процесс освоения Арктики имеет шанс повторить путь освоения космоса: осознавая взаимовыгодность партнерства, ключевые игроки в регионе могут перейти к развитию совместных проектов в регионе, как в свое время все космические державы стали сотрудничать в рамках Международной космической станции (МКС). Однако необходимость обеспечения собственного экономического суверенитета пока тормозит этот процесс.

Фото обложки: Артем Геодакян / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано