КапиталДетали

«Полярный Шелковый путь»: как Россия и Китай осваивают Арктику

По Северному морскому пути в Европу впервые отправился контейнеровоз из Китая. Судно с одеждой и другими товарами доберется до Великобритании в рекордно короткие сроки — всего за 18 дней. Это вдвое быстрее, чем по традиционному маршруту через Суэцкий канал. Севморпуть к тому же считается безопаснее своих «коллег». 

Первый контейнеровоз из Китая в Европу пошел по Севморпути 

Китай отправил первое грузовое судно в Европу по Северному морскому пути (СМП). Контейнеровоз Istanbul Bridge компании Sea Legend Line покинул порт Нинбо-Чжоушань 22 сентября и, как ожидается, уже 10 октября прибудет в Феликстоу — крупнейший контейнерный порт Великобритании. То есть общее время в пути из Поднебесной в Европу составит всего 18 дней. Это на неделю меньше, чем по железнодорожным путям, и на 20 дней быстрее, чем по традиционному морскому пути через Суэцкий канал. Более того, перевозка по короткому трансарктическому маршруту позволит сократить выбросы углекислого газа в атмосферу примерно на 50%.  

В перспективе Севморпуть соединит крупнейшие китайские гавани с ключевыми европейскими портами в Великобритании, Нидерландах, Германии и Польше. Цель КНР — наладить регулярное сообщение по «Полярному Шелковому пути». 

Запуск маршрута расширяет расписание отправлений и предоставляет компаниям больше возможностей для транспортировки грузов в Европу. Первый рейс совпадает с пиковым сезоном предрождественских закупок в Европе. Это позволяет экспортерам выйти на рынок раньше, а в разгар сезона избежать заторов. 

Сяо Бинь
бизнес-менеджер China Ocean Shipping Agency

South China Morning Post пишет, что китайские судоходные компании ускоряют темпы освоения арктического маршрута, чтобы сократить время транзита в Европу — стратегически важный экспортный рынок на фоне неурегулированных тарифных разногласий с США. Еще одна судоходная компания из КНР, New New Shipping, начала обслуживать Севморпуть еще в 2023-м, а в минувшем году контейнеровозы совершили 13 прямых рейсов между Шанхаем и Архангельском. Кроме того, этим летом стало известно, что «Росатом» и ​​китайская New New Shipping создали совместное предприятие, которое будет заниматься строительством контейнеровозов для перевозок по Северному морскому пути. 

Арктический маршрут сокращает дальность плавания в среднем на 43% по сравнению с традиционными маршрутами. Это расширяет возможности и усиливает влияние Китая в области судоходства. Этот маршрут также связующее звено с арктической ресурсной базой России, где находится 30% мировых неразведанных запасов природного газа и 13% неразведанной нефти. 

Фань Юйсинь
председатель правления New New Shipping 

В чем стратегическая значимость Севморпути

Северный морской путь — судоходный маршрут, пролегающий по Северному Ледовитому океану вдоль арктического побережья России. Это самый короткий морской путь из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Его протяженность составляет около 5,6 тыс. км. 

Северный морской путь на карте
Северный морской путь на карте
Фото: arcticportal.org

Севморпуть насчитывает более 70 портов. Это, например, Мурманск — крупный незамерзающий порт, соединенный железной дорогой и автомобильной трассой с Центральной Россией, а также Архангельск — важный транспортный узел для перевозки леса и полезных ископаемых. По данным российских властей, в 2024 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил рекордные 37,3 млн тонн. 

Порт в Мурманске
Порт в Мурманске
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Арктика становится все более открытой для судоходства из-за глобального потепления и таяния ледников, объясняют эксперты. За последние четыре десятилетия Арктика нагревалась примерно в 4 раза быстрее, чем планета в целом. Это привело к резкому сокращению площади морского льда и созданию возможностей для коммерческого судоходства. Экологические организации при этом предупреждают: рост интереса перевозчиков к Арктике может поставить под угрозу уникальное биологическое разнообразие региона. 

Арктика — первый регион, где изменение климата меняет геополитическую карту. Если бы не изменение климата, мы бы об этом не говорили. Россия не добывала бы нефть и газ в Арктике. Китай не стал бы отправлять контейнеровозы через Арктику. Так что потенциально она может стать глобальным альтернативным торговым маршрутом. Вопрос в том, как быстро это произойдет. 

Мальте Хамперт
старший научный сотрудник и основатель американского Арктического института 

Перевозчики, в первую очередь из Китая и ОАЭ, интересуются СМП все чаще еще и потому, что традиционные маршруты из Европы в Азию перестали быть надежными и безопасными. Например, проходимость Суэцкого канала и Красного моря упала из-за атак йеменских хуситов на корабли. 

Контейнеровоз на Севморпути
Контейнеровоз на Севморпути
Фото: Bernd Ellerbrock / Chromorange / Global Look Press

Как Россия развивает Северный морской путь и ледокольный флот

Севморпуть связывает европейскую часть России с Дальним Востоком, а также обеспечивает выход на рынки Азии. В «Росатоме» обещают, что в течение 10 лет навигация по СМП станет круглогодичной и регулярной. А к 2035-му планируется увеличить грузопоток до 220 млн тонн в год. 

Нам предстоит не только прокладывать надежные, безопасные морские маршруты в Арктике, выходить на круглосуточную работу трансарктического коридора. Впереди и работа, что называется, «на берегу». Имею в виду развитие связей и навигации, систем обслуживания судов и аварийно-спасательной инфраструктуры и, конечно, речь идет о модернизации морских портов в Арктике и на Дальнем Востоке. 

Владимир Путин

Президент РФ уже поручил правительству расширить возможности портов в Арктике. Там планируют создать крупные логистические центры, где будут обрабатываться российские и зарубежные грузы, а также появятся площадки для выпуска промышленной продукции. Помимо этого, Россия наращивает число спутников, которые следят за безопасностью Севморпути, увеличивает сеть арктических аварийно-спасательных центров МЧС и строит новые ледоколы, без которых освоение региона невозможно. 

Российский ледокол
Российский ледокол
Фото: Лев Федосеев / ТАСС

На данный момент Россия располагает восемью атомными ледоколами. Они перевозят грузы в Европу и Азию, а также сопровождают научные экспедиции. В процессе строительства находятся еще четыре. Это, например, головной атомный ледокол «Россия», который по своей мощности должен почти в 2 раза превысить существующие и круглый год ходить по Арктике при толщине льда до 4 метров. В 2025 году на строительство «России» собираются выделить 32,7 млрд рублей, в 2026-м — 30,3 млрд рублей, а в 2027-м — еще 26,7 млрд рублей. 

Фото обложки: Bernd Ellerbrock / Chromorange / Global Look Press

Копировать ссылкуСкопировано