Мир в огнеДеталиЭкология

В угоду экологам: зачем ритейлеры убирают сроки годности с продуктов и при чем здесь климатический кризис

Сеть Waitrose перестанет указывать срок годности некоторых продуктов. Речь идет об отметке Best before, по которой производитель гарантирует наилучшие вкусовые характеристики до определенной даты, при этом продукт остается качественным и после нее.

Перспектива

Британская сеть супермаркетов Waitrose с сентября перестанет указывать сроки годности некоторых продуктов. Компания отметила, что так она будет бороться с образованием пищевых отходов.

Прецедент

Аналогичные меры ранее ввели такие крупные британские ритейлеры, как Morrisons, Marks & Spencer и Tesco. 

Что говорят

Экологи приветствуют решение супермаркетов убирать сроки годности. По их словам, это способствует сохранению климата. СМИ пишут, что ритейлеры идут на это лишь под давлением групп по устойчивому развитию.

Мировая практика

Для сокращения пищевых отходов в Китае, ОАЭ и Чехии некоторые рестораны штрафуют посетителей за недоеденные блюда, в России развивают фудшеринг, а в США действуют штрафы за избыток продуктов в мусорных баках.

Перспектива

Британская сеть супермаркетов Waitrose намерена убрать сроки годности для сотен продуктов. В компании заявили, что это необходимо, чтобы сократить количество отходов и научить покупателей самостоятельно определять, когда еда еще пригодна в пищу.

  • Речь идет об отметке Best before («Лучше всего до»), а не Used by («Годен до»). В первом случае указанием даты производитель гарантирует наилучшие вкусовые характеристики, но фактически продукт остается безопасным и качественным и после этой даты, а во втором случае речь идет именно о годности. Этот термин применяется к мясу, рыбе и другими продуктами, при продаже которых дата действительно важна. 
  • Меры вступят в силу в сентябре. В Waitrose ожидают, что это поможет устранить миллионы тонн пищевого мусора.

Мы хотим, чтобы наши клиенты сами решали, годен ли еще продукт или нет, что, в свою очередь, увеличит его шансы быть съеденным и не стать отходами.

Мария Ромпани, директор по устойчивому развитию и этике в корпорации John Lewis Partnership, которой принадлежит Waitrose
  • По данным Ромпани, каждый год в Великобритании выбрасывают 4,5 млн тонн продуктов. 

Прецедент

  • В январе 2022 года другой британский ритейлер Morrisons ввел похожие меры и убрал сроки годности с 90% бутылок молока собственного бренда. Компания предложила своим покупателям нюхать напиток, чтобы понять, годится ли он для употребления. В 2020 году Morrisons убрал ее с некоторых йогуртов и твердых сыров собственного производства.
  • В июле 2022 года британская сеть Marks & Spencer объявила, что больше не будет указывать сроки годности на расфасованных овощах и фруктах по аналогичным соображениям. 
  • В 2018 году в супермаркетах Tesco перестали указывать сроки годности на 70 видах овощей и фруктов, в том числе на яблоках, картофеле, томатах, лимонах и луке. 

Что говорят

  • Действительно ли ритейлеры заботятся о сохранении окружающей среды и хотят сократить пищевые отходы — большой вопрос. Как пишет Bloomberg, супермаркеты идут на это, поскольку сталкиваются с растущим давлением со стороны групп активистов по устойчивому развитию.
  • За отмену сроков годности, а также их увеличение для некоторых продуктов с 2017 года выступает некоммерческая организация Wrap, которая ведет борьбу за сокращение отходов в Великобритании. Активисты даже обсуждали этот вопрос с местным Агентством по пищевой безопасности, которое в свою очередь поддержало идею. 
  • В Wrap, комментируя отказ супермаркетов от отметок Best before, заявили, что такие маркировки не нужны для фруктов и овощей и способствуют изменению климата. Представители организации также отметили, что они «в полном восторге» от того, что в Waitrose убрали сроки годности на некоторых продуктах.

По нашим оценкам, удаление таких отметок со свежих фруктов и овощей может сохранить объем продуктов, эквивалентный 7 млн корзин продуктов питания, выброшенных в мусорный бак.

Кэтрин Дэвид, представитель Wrap

Мировая практика

Для сокращения пищевых отходов в разных странах принимают самые разные меры — от развития фудшеринга до введения штрафов за недоеденное в ресторанах.

  • В апреле 2021 года в Китае приняли закон, согласно которому ресторанам разрешили взимать с посетителей штраф за недоеденные блюда. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что его «шокирует и огорчает» объем еды, который выбрасывают в стране.
  • В 2014 году совет города Сиэтл (США) ввел штрафы за избыток пищевых отходов в мусорных баках. Согласно закону, если выяснится, что недоеденные продукты составляют более 10% содержимого бака, то штраф для частного домовладения составит $1, а для многоквартирного дома или компании — $50.
  • В 2019 году ресторан в ОАЭ ввел штрафы для посетителей, которые не доедают блюда. В том же году аналогичные меры ввел ресторан в городе Добромержице (Чехия), работающий по принципу шведского стола. 
  • В России в июле 2022 года Минпромторг предложил развивать программу фудшеринга, который предполагает, что торговые сети смогут бесплатно передавать нуждающимся людям продукты с истекающим сроком годности — но только те, которые пригодны к употреблению и имеют необходимые сертификаты качества. По оценкам ведомства, реализация этой инициативы поможет спасти около 1 млн тонн продовольствия в год.
  • Во Франции действует запрет для магазинов на выброс пригодных к употреблению продуктов — нарушителям грозит штраф до €75 тыс. Супермаркеты также обязаны заключить контракт с благотворительными организациями о предоставлении еды в дар. Аналогичный закон действует в американском штате Орегон.

Фото обложки: Freepik

Копировать ссылкуСкопировано