Что в очередном, 17-м пакете антироссийских санкций Европы
До и после телефонных переговоров президентов Дональда Трампа и Владимира Путина 19 мая европейские политики повторяли тезис о необходимости введения санкций против России. 14 мая Евросоюз одобрил текст 17-го по счету пакета санкций с одной официально озвученной целью: заставить Россию сесть за стол переговоров и согласиться на всеобъемлющее прекращение огня. Создатели документа отмечали, что 16 предыдущих пакетов ограничений не оказывают должного влияния на Москву.
Что нового в 17-м пакете санкций ЕС?
- Введены ограничения в отношении не менее 189 судов, которые ЕС считает частью «теневого флота» России для транспортировки нефти.
- Расширен список подсанкционных физических и юридических лиц. Часть из них связана с производством дронов. Также туда попали страховые компании.
- Под санкции попали 28 судей, следователей и прокуроров, которых Брюссель посчитал ответственными «за нарушение прав человека» в России.
- В списки вошли войска радиационной, химической и биологической защиты, 27-й Центральный научно-исследовательский институт и 33-й Центральный научно-исследовательский испытательный институт Минобороны России.
- Интересным представляется внесение в черный список Европейского союза африканских активистов Жюстина Блеза Тагу и Сильвена Афуа за распространение российского влияния в Африке.
В день российско-американских переговоров лидеры самых влиятельных стран Европейского союза, в том числе премьеры Великобритании Кир Стармер и Италии Джорджа Мелони, а также канцлер Германии Фридрих Мерц созвонились с Дональдом Трампом, чтобы, по слухам, убедить его ввести санкции против России. А сразу после их завершения новый глава немецкого государства пообещал сильнее надавить на Кремль.
Европа усилит давление на Москву посредством санкций. Это то, о чем мы договорились с [Трампом] после его разговора с Путиным.
Фридрих Мерцканцлер ФРГ
Нынешняя санкционная политика Европейского союза, несмотря на декларируемые идеи, едва ли имеет желаемый эффект. «Жесткие», новые санкции при рассмотрении не встретили давления со стороны Венгрии и Словакии — противников эскалации в отношениях с Москвой. Представители обеих стран одобрили пакет нововведений, отметив, что эти санкции мало на что повлияют.
Более того, угроза уже одобренных санкций не смогла заставить Россию изменить свою переговорную позицию. Как отмечает The New York Times, российская делегация 16 мая в Стамбуле действовала с позиции силы и сохранила инициативу на своей стороне. Об отсутствии спешки в урегулировании конфликта между Москвой и Киевом заявил и Владимир Путин по итогам звонка с Трампом.
Став рекордсменом по количеству введенных в отношении нее ограничений, Российская Федерация не оказалась в международной изоляции.
Этот факт становится общепризнанным как в иностранной прессе, так и в европейских аналитических кругах. Характерно, что тезисы вроде «санкции ЕС против России не дали желаемых результатов» употребляются в работах авторов еще с 2016 года. Например, в статье Эммы Эшфорд «Не очень умные санкции: провал западных ограничений против России», опубликованной в журнале Foreign Affairs, отмечается, что «масштабные по объему санкции Европы» сумели повлиять на качество жизни российского населения, обвалив курс рубля и ограничив доступ к западным технологиям, однако оказались неспособны ударить по российской военной экономике в связи с устойчивостью государственной системы военных заказов и больших запасов ресурсов.
К 2025 году дебаты об эффективности санкций сохраняются, но можно говорить о некотором научном консенсусе: санкции ударили по рядовым россиянам, но основной задачи — принудить Россию к изменению собственной политики — достичь не сумели.
Оценки ВВП показывают, что санкции не оказывают решающего влияния на экономику России. Последние оценки показывают, что Россия не только не находится в состоянии свободного падения, но и на самом деле чувствует себя лучше, чем многие члены Европейского союза.
Франческо Джумелли, из статьи «Комплексный подход к эффективности санкций: уроки, извлеченные из санкций против России», опубликованной в журнале Springer
Также отмечается, что санкции Брюсселя, скорее, «догоняют», а не опережают действия российских властей, пока российская экономика успешно переходит на «военные рельсы».
Возможно, именно это объясняет, почему Элин Волтонен, министр иностранных дел Финляндии, заявила о намерении Брюсселя разработать 18-й пакет санкций против России. Также работу над новым пакетом подтвердила глава европейской дипломатии Кая Каллас. Слухи вокруг новых ограничений множатся, но вряд ли Брюссель может принудить Россию к каким-либо действиям.
Почему Европа продолжает вводить неэффективные санкции
Используемая сегодня европейскими странами модель санкций устарела, так как не отражает актуальных изменений в международных отношениях. Попытка ввести всеобъемлющие санкции на российский экспорт и импорт, включая запрет доступа России к системе банковских операций SWIFT, введение эмбарго на целый ряд товаров (нефть, продукты «двойного назначения»), не сумели кардинально повлиять на российскую экономику, так как не имели глобальной поддержки.
Главной причиной слабого влияния антироссийских санкций стало формирование в мире независимых от Запада полюсов силы.
Исторически санкции не приводили к нужному результату в связи с огромной выгодой для посредников организовывать «параллельный импорт». Примеры есть даже в далекой истории: во время Наполеоновских войн Франция пыталась создать континентальную блокаду Великобритании, но безуспешно. Ее планы рухнули, так как контрабандисты и независимые державы вроде США обеспечивали Лондон всем необходимым. Поэтому уже в XX веке политическая наука пришла к выводу, что для достижения результата санкции должны вводиться всеми странами вместе. Был создан международный орган ООН с полномочиями одобрять такие торговые ограничения и следить за их исполнением.
Однако добиться глобальной поддержки оказалось невозможно. Это продемонстрировали первые годы российско-украинского конфликта, когда США и Европа действовали вместе в вопросах введения санкций. Но даже координация действий Вашингтона и Брюсселя как крупных игроков на глобальной арене не смогла заставить Россию отказаться от своих внешнеполитических задач, так как она сохраняла связи со странами Глобального Юга. Есть и ряд других причин.
Санкционная политика ЕС в отношении конкретно России не могла быть эффективной в связи с зависимостью Старого Света от поставок российских энергоносителей. Прекратив покупку нефти у Москвы, Брюссель ищет доступ к ее новым источникам, например в Средней Азии, которая стала центром современного «параллельного импорта».
В связи с этим сложно заставить эти страны разорвать выгодные связи с Россией. Нечем надавить единой Европе и на Индию, а также на другие страны Азии, которые в условиях экономических противоречий с Китаем становятся новыми центрами производства для европейских компаний. К тому же именно дешевые российские углеводороды используются этими странами для производства товаров. В результате независящим от российских углеводородов США проще выступать в роли главного источника антироссийских санкций.
Дальнейшее снижение пороговой цены на поставку нефти из России в Европу с $60 до $50 за баррель вряд ли станет значимой мерой в условиях упавшего до абсолютного минимума взаимного товарооборота между экономическим блоком и РФ. В связи с этим анонсированные санкции против «Северных потоков», которые после взрывов и более ранних санкций фактически не используются, говорят о некоторой беспомощности единой Европы.
Относительную результативность продемонстрировали санкции администрации Джо Байдена в отношении банков «третьих стран». В 2024 году они даже заставили некоторые китайские финансовые организации отказать России в сотрудничестве, а Турцию и страны Кавказа — также ограничить перевод средств из России. Однако в итоге в мире появились институты, которые специализируются только на торговле с Москвой. Близкие к американскому правительству аналитические центры констатируют, что Вашингтон теряет рычаги давления на финансовую систему России. В связи с этим инициатива Европы вводить аналогичные санкции в отношении банков несколько устарела.
Захват судов так называемого российского теневого флота неэффективен с точки зрения географии. Большая часть судов проходит не по Балтийскому и Северному морям, а по Тихому океану и направляется в страны Азии. Что касается самого факта такого захвата, то он, как показывают последние новости о конвоировании танкеров российскими истребителями, рискует привести к вооруженному конфликту. Это не отвечает интересам европейцев: несмотря на воинственную риторику, страны блока не готовы обеспечить собственную безопасность без помощи США.
Медлительность европейских политиков, связанная с необходимостью согласовывать действия всех стран – участниц союза, нарастающих противоречий между ними, приводит к тому, что санкционное давление на Россию напоминает игру в «кошки-мышки». Чем больше принимается таких ограничений, тем более совершенным становится механизм их обхода.
Как США меняют политику в отношении России
Можно сказать, что приход к власти в США Дональда Трампа и односторонний отказ Вашингтона от введения новых санкций подсветили ведомую роль Европы в международных делах. В одиночку решения Еврокомиссии стали менее эффективными и начали походить на полумеры. Но экономический блок без единой армии не способен давить на третьи страны иначе. Вероятно, именно это побуждает Брюссель в нынешних условиях вводить новые и новые пакеты ограничений, чтобы продемонстрировать собственное активное участие в мировой политике.
Этим также можно объяснить, почему европейские политики продолжают быть сторонниками жесткой линии. Они требуют от США вернуться к антироссийскому курсу. Именно американские санкции в связи с влиянием Белого дома на глобальную финансовую систему оказали наибольший негативный эффект на экономику России.
Европейские лидеры называют отказ Трампа от жесткой линии проявлением слабости, однако в политике Белого дома прослеживается прагматичность.
По прошествии 3 лет с начала российско-украинского конфликта становится понятно, что новая администрация в Вашингтоне признала неэффективность санкций в отношении России. Дональд Трамп прямо говорит, что не хочет усиливать давление. Вашингтон понимает, что попытка нанести еще один удар может привести к еще большему сближению Москвы и Пекина — главного соперника США. О неприемлемости такого развития событий неоднократно напоминал глава госдепа Марко Рубио.
Можно сказать, что санкционная политика Трампа более актуальна для нынешних международных отношений. Она отличается от европейской большей гибкостью. Решение США 15 мая снять ограничения на операции с КТК и «Тенгизшевройл», связанные с Каспийским трубопроводным консорциумом, может быть ответом на согласие России начать переговорный процесс с Украиной.

Фото: Shawn Thew / EPA / TASS
Но «беззубой» американскую политику не назвать. Вашингтон не критикует предложения ЕС ввести новые санкции в отношении России, а на фоне возрождающегося российско-американского диалога постоянно висит угроза дополнительных американских санкций. Например, в Конгрессе рассматривается проект о введении 500%-ных вторичных пошлин для всех стран, которые закупают российскую нефть и уран.
Нежелание России идти на односторонние уступки Западу, переменчивость настроения Дональда Трампа и повторяющиеся заявления его администрации о намерении выйти из переговоров сохраняют уверенность европейской элиты в том, что старый миропорядок вернется. Вкупе с осознанием ведомой роли региона в международных отношениях санкции — единственный инструмент Брюсселя в борьбе с Россией. Неповоротливый блок европейских стран пока действует по инерции и вряд ли сможет отказаться от санкций или изобрести действенные меры без поддержки Вашингтона.
Фото обложки: Zoonar / Imago / TASS