Теневой танкерный флот как часть гибридной войны

«Российский теневой флот» и новые методы борьбы с ним, включающие захват и арест танкеров в Балтийском море, стали важным и тревожным эпизодом гибридной войны. Сложившаяся ситуация во многом является следствием неспособности Запада обеспечить выполнение санкций. Широкий спектр угроз, приписываемых теневому флоту, от диверсий на подводной инфраструктуре до экологической катастрофы позволяет оправдывать все большее вовлечение военных.

Откуда взялся «российский теневой флот» 

«Российский теневой флот» стал устойчивым выражением, обозначающим тайные морские операции, в основном по перевозке подсанкционной нефти, нефтепродуктов и СПГ, с помощью старых судов с неустановленными владельцами и бенефициарами. Впервые «теневой флот» появился в 2018–2019 годах, когда США усилили санкционное давление на Иран и Венесуэлу.

Как теневой флот обходит санкции

  • Танкеры отключают системы слежения (AIS — автоматическая идентификация судна).
  • Подделываются документы о происхождении нефти.
  • Часто меняется флаг судна («флаг-хоппинг»), чтобы замаскировать страну его регистрации.
  • Перевалка груза ведется в открытом море, что позволяет скрыть источник нефти.

Флот именно российских теневых танкеров, по подсчетам зарубежных исследователей, начал заметно расти в ответ на международные санкции. В 2022 году страны G7 (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), Европейский союз и Австралия решили ввести эмбарго на поставки российской нефти в свои страны и установили ценовой потолок в $60 за баррель. К концу 2024 года только небольшая часть поставок российской нефти осуществлялась с соблюдением ценового потолка, а доля российской теневой флотилии, по оценкам зарубежных наблюдателей, кратно возросла. 

Размеры теневого флота

  • Оценки размера мирового теневого флота сильно разнятся — от 700 до 1,4 тыс. судов (около 10% мирового флота). 
  • К концу 2024 года S&P Global выявил 889 танкеров, которые могли использоваться для транспортировки санкционированной нефти (перевозят почти 17% мировых объемов нефти), а Россия контролирует 586 таких судов. 
  • Доля российского экспорта нефти на танкерах, работающих вне ценового потолка G7, достигла рекордного уровня в 83,8% в сентябре.
  • Основными покупателями российской нефти являются Индия и Китай.

Как ведется борьба с теневым флотом

Борьба западных стран с «российским теневым флотом» большую часть времени носила, скорее, точечный характер и имела ограниченное влияние: вводились санкции против отдельных танкеров, компаний, которые ими управляют, и связанных с ними бизнесменов. 

Постепенно давление усиливалось, и последний пакет санкций Министерства финансов США против российских производителей нефти «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и 183 судов заставил десятки танкеров бросить якоря в разных частях мира. Судя по подсчетам, в начале января под одновременными ограничениями Великобритании, США и ЕС оказались 270 судов, перевозящих подсанкционную нефть, а если учитывать те, которые попали под санкции как минимум одной страны или ЕС в целом, — почти 350 судов. 

Фото: Bloomberg

Многие оценивали именно этот пакет «прощальных санкций Байдена» как наиболее серьезный для российского нефтяного экспорта — из-за задержек с отгрузкой российские нефтяные компании могут потерять почти 22% объема экспорта, под вопросом использование портов Индии и Китая (власти которых опасаются вторичных санкций), а рост ставок на страхование и фрахтование судов может привести к пересмотру логистических цепочек.

Однако адаптивность России в обходе санкций остается настолько велика, что борьбу Запада с теневым флотом нельзя назвать ни масштабной, ни успешной. В этих условиях дискуссии об угрозах теневого флота стали переходить в новую плоскость.

Что стоит за диверсиями теневого флота

Как фиксируют западные аналитики и журналисты, разросшийся теневой флот и отсутствие явных успехов в санкционной политике спровоцировали активное применение новых инструментов давления в рамках гибридной войны. В их числе подозрения и обвинения в неконтролируемом и, следовательно, опасном использовании старых судов «враждебными странами» для шпионажа, совершения диверсий на критически важной инфраструктуре и даже создания условий для экологической катастрофы.

Угроза теневого флота для экологии

  • Многие суда теневого флота устарели и плохо обслуживаются, риски утечки у них выше, чем у «официальных» судов. Поскольку теневой флот работает без надлежащей страховки, в случае ЧП обязанности по очистке ложатся на пострадавшие страны, а не на оператора нефтяного танкера. 
  • Издание Politico и НКО SourceMaterial провело расследование, согласно которому российские танкеры теневого флота виновны в разливах нефти по всему миру. Наиболее резонансными стали обнаруженные пятна от танкера Innova в 100 км от шотландского побережья и от танкера Aruna Gulcay у побережья Италии.
  • Экологическая угроза от теневого флота в зарубежных СМИ остается одной из приоритетных в контексте теневого флота. Однако ни один из этих случаев не расследовался.

Своеобразным полигоном для поиска и «обезвреживания» подобных судов со стороны Запада стало Балтийское мореключевое направление для российского экспорта нефти, по которому проходит около половины объемов. Именно в этом регионе последнее время участились повреждения подводных кабелей, обеспечивающих связь между Финляндией, Эстонией, Литвой, Швецией, Германией. 

Мы увидели элементы кампании по дестабилизации наших обществ. С помощью кибератак, покушений и саботажа, включая возможный саботаж подводных кабелей в Балтийском море.

Марк Рюттегенсек НАТО

Последние громкие инциденты включали применение таких мер, которые ранее широко не использовались: взятие на абордаж и высадка на подозрительное судно, арест экипажа, захват судна и сопровождение в ближайший порт.

Подобное произошло с судном Eagle S, которое сразу заподозрили в связях с Россией: ​​26 декабря финская полиция задержала танкер из-за предположений в причастности к повреждению электрического кабеля Estlink 2 якорем, а финский суд арестовал судно с целью проведения расследования. Уже через месяц, 27 января, шведские власти поднялись на борт судна Vezhen, которое подозревалось в преднамеренном повреждении подводного кабеля между Швецией и Латвией. Однако уже 3 февраля это расследование показало, что обрыв кабеля произошел из-за погодных условий. Прочие расследования в Прибалтике также не обнаружили доказательств спланированных диверсий против подводной инфраструктуры. 

Хотя реакция стран на разрывы кабелей пока разнится от случая к случаю, цепочка «ответной» воинственной реакции со стороны Запада уже запущена.

За последние месяцы не только прибрежные страны Балтии стали ежедневно патрулировать море военными кораблями, но и НАТО решил усилить наблюдение за морем и координировать защиту критически важной подводной инфраструктуры, в частности начав операцию Baltic Sentry («Балтийский часовой») — первую скоординированную военную операцию в этом регионе. 

Сильная милитаризация региона, активный поиск поводов со стороны западных государств для ведения совместных операций с привлечением военных привели к распространению информации о том, что таким образом страны военного блока хотят взять под контроль все Балтийское море и тем самым перекрыть торговые маршруты по нему для России, обеспечить, наконец, исполнение санкций. В целом это намерение подтверждают и заявления ряда официальных лиц Польши, Финляндии и других. Реакция российской стороны очевидно направлена на защиту своих интересов.

Это является попыткой превратить Балтийское море во внутреннее море НАТО, ограничить свободу судоходства, поставить под жесткий контроль НАТО соблюдение введенных Западом против нашей страны санкций. Россия с опорой на международное право будет делать все необходимое для защиты своих интересов. Никаких иллюзий на этот счет у наших оппонентов быть не должно.

Владимир Барбинпосол РФ в Дании

Потенциальная эскалация и новые санкции

Что касается перспектив дальнейшего наращивания санкционного давления, то определенный предел, очерченный администрацией Байдена, тут достигнут. По оценкам разных экспертов, санкции не смогли остановить операции теневого флота или существенно сократить российский экспорт нефти, но увеличили эксплуатационные расходы и риски, связанные с этой деятельностью.

Многое теперь зависит от решений администрации Дональда Трампа. В частности, во время выступления на ВЭФ в Давосе 23 января он уже обратился с просьбой о снижении мировых цен на нефть к Саудовской Аравии и ОПЕК. Подобные заявления показывают открытость президента Трампа к новым, возможно более радикальным подходам в решении проблем теневого флота, но их границы пока неясны: в приоритете у американского президента пока иные вопросы.

Более тревожным представляется тренд на усиление военной составляющей в гибридной войне. Обвинения в диверсиях и шпионаже отдельных судов, названных подозрительными, готовность применять любые методы вывода их из строя и даже запугивание экологическими катастрофами с этой точки предстают, скорее, в качестве оправданий военного участия в конфликте. Многое теперь будет зависеть от способности западных стран к координации своих действий.

Как минимум все больше стран будут подключаться к различным направлениям мониторинга теневого судоходства с целью увеличить прозрачность реестра глобального морского судоходства и особенно усилить над ним контроль. В этом случае практики Запада постепенно начнут перенимать в других регионах или использовать их для контратак, что способно еще больше расшатать глобальную безопасность. 

Фото обложки: Stefan Sauer / TASS

Копировать ссылкуСкопировано