Культурный кодДеталиЭкология

Не электрокарами едиными: могут ли велосипеды с двигателем спасти планету от загрязнения воздуха

Спрос на электровелосипеды стремительно растет по всему миру, причем не только в «богатых» странах, но и в африканских государствах — например, в Бенине, где 40% населения зарабатывает менее $2 в день.

По мнению производителей, ученых и властей, этот транспорт может спасти атмосферу от загрязнения. Но чтобы «пересадить» на него человечество, необходимы крупные инвестиции в инфраструктуру и льготы для покупателей.

Тенденция

В мире приобретают популярность электровелосипеды. Они уже завоевали симпатии в США и ЕС. Производители рассчитывают повторить успех и в странах Африки.

Аргументы

Электровелосипед стоит значительно дешевле электрокара, позволяет объезжать пробки, добираться на работу не вспотев, а также перевозить тяжелые грузы.

Контраргументы

Во многих городах нет специальных зон для электровелосипедов, и ездить на них небезопасно. Также они стоят дороже и весят больше по сравнению с обычными.

В России

В Москве прокат электровелосипедов появился в 2016 году, к 2022 году в городе установили 70 электростанций. В прошлом году станции появились и в Московской области.

Тенденция

В США чиновники призывают граждан переходить на экологичный транспорт, а власти многих других стран и вовсе поставили цель отказаться от машин с ДВС в ближайшие годы. Эксперты прогнозируют устойчивый рост спроса на электромобили, однако популярность набирает и другой вид экологичного транспорта — электровелосипеды. 

Спрос на электровелосипеды растет по всему миру. Производители ожидают, что к 2028 году мировой рынок электровелосипедов вырастет до $48 млрд. До пандемии COVID-19 прогнозы были в 2 раза скромнее. Рынок растет в странах Европы и в США, обращать внимание на этот вид транспорта стали и во многих других странах.

  • Индийский производитель электроскутеров M Auto отмечает, что спрос растет в Африке. По словам главы стартапа Шегуна Бакари, M Auto представил свои электрические велосипеды в Бенине в июле 2022 года и продал уже 4 тыс. Он считает, что этот вид транспорта может спасти жителей Африки, где грязный воздух буквально убивает население — в 2019 году около 1,1 млн человек в регионе умерли от болезней, связанных с загрязнением атмосферы. Однако в Бенине около 40% населения живет за чертой бедности, зарабатывая менее $2 в день, что ставит планы Бакари под угрозу. Поэтому он рассчитывает убедить правительство Бенина и других африканских стран ввести льготы для покупателей электротранспорта, а также планирует самостоятельно запустить кампанию для водителей мототакси, которая позволит им обменять свои старые байки на электрические.
  • Практика показывает, что льготы и скидки действительно могут помочь пересадить граждан на «зеленый» транспорт. Например, власти американского Денвера в апреле прошлого года начали предлагать жителям скидку в $400 на новый электрический велосипед или $900 на грузовой электровелосипед, плюс дополнительную скидку $800 для жителей с низкими доходами. Программа оказалась популярна: в 2022 году почти 5 тыс. человек воспользовались предложением. Городские власти, не ожидавшие такого спроса, были вынуждены даже приостановить акцию. Когда в январе 2023-го вновь начали раздавать скидочные ваучеры, 860 штук разобрали за 20 минут. Согласно соцопросам, которые власти провели среди участников программы, в среднем житель Денвера использует новый электровелосипед вместо автомобиля как минимум раз в неделю.
  • На байки обратили внимание не только власти, но и крупные компании. Минувшим летом Amazon объявил, что запускает парк электронных грузовых велосипедов для доставщиков, чтобы заменить тысячи своих фургонов на дорогах Лондона.
  • Производители экологичного автотранспорта на фоне растущего спроса объявили о запуске в производство электровелосипедов. Гендиректор Rivian подтвердил 3 февраля, что разработка электрического велосипеда идет полным ходом. Однако у компании финансовые трудности — ранее Rivian объявил, что сократит 800 сотрудников, а Ford сообщил, что продает контрольный пакет акций Rivian.

Аргументы

Электровелосипеды обладают рядом преимуществ по сравнению как с обычным велосипедом, так и с электрокаром.

  • Если ранние модели могли показаться громоздкими и непривлекательными, то новые модели более легкие и простые в управлении, а мощностей их двигателей достаточно, чтобы приводить в движение велосипеды, нагруженные покупками. Также существуют и трехколесные варианты, в которых есть большие отсеки для багажа или детей. Кроме того, они могут развивать скорость до 30 км/час.
  • Это позволяет быстро добраться на работу в офисной одежде и не вспотеть, даже если понадобится ехать в гору, отмечает The Guardian. А на обратном пути заехать в супермаркет за покупками. 
  • В отличие от электрокара, экологичные велосипеды также позволяют объехать пробки и при этом стоят значительно дешевле, чем электромобиль.
  • Электровелосипеды улучшают не только экологию, но и здоровье тех, кто ими пользуется. В одном из исследований 2019 года (в нем приняли участие 10 тыс. человек в семи европейских городах) приводится такая статистика: те, кто ездил на традиционных и электрических велосипедах, в итоге занимались спортом примерно одинаково — хотя водителям электробайков и «помогал» крутить педали двигатель, они, как правило, ездили на большие расстояния и чаще.

Контраргументы

Однако использование электровелосипедов может быть небезопасным — особенно при отсутствии необходимой инфраструктуры.

  • Bloomberg иронизирует, что электробайки улучшат здоровье жителей только при условии, что гонщики не будут сбиты автомобилем. Многие города, в том числе и американский Денвер, были спроектированы давно и без учета того, что по их улицам будут ездить электровелосипеды, а значит, власти просто не успевают построить нужное количество велодорожек. Многие американские водители электробайков заявили, что испытывают на дорогах огромный стресс, когда вынуждены ехать по проезжей части.
  • Аккумулятор электровелосипеда необходимо заряжать, а во многих городах нет необходимого количества станций. Это значительно ограничивает зону передвижения. Например, водитель электробайка из Бенина пожаловался, что не может отправиться на нем за город.
  • Если владелец принимает решение самостоятельно «улучшить» или отремонтировать аккумулятор, неправильно его заряжает или продолжает использовать поврежденную батарею, то в некоторых случаях она может взорваться. Например, в центре Москвы взрыв аккумулятора электровелосипеда привел к тому, что в квартире, где он находился, выбило стекла окон и начался серьезный пожар.
  • Кроме того, по сравнению с обычным велосипедом, электрический стоит дороже и весит примерно на 7 кг больше, из-за чего будет сложнее поднять его по лестнице или крутить педали, если аккумулятор разрядится.
  • У большинства моделей аккумуляторы не могут работать при минусовых температурах и в аномальную жару (выше +35 градусов). Кроме того, электробайки требовательны к дороге — нужен ровный асфальт, чтобы комфортно путешествовать на этом виде транспорта.

В России

  • В России спрос на электротранспорт увеличился во время пандемии. В Wildberries сообщили, что электровелосипеды в 2020 году покупали в 16 раз чаще, чем в 2019-м. Спрос на велосипеды Electra в России с апреля по август 2020-го увеличился на 120% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. 
  • Электровелосипеды начали активно покупать в том числе благодаря пандемии. Если до распространения коронавируса основными аргументами в их пользу были экологичность и скорость передвижения по городу, то в 2020 году люди стали пользоваться ими еще и для того, чтобы меньше пользоваться общественным транспортом и снизить риск заражения коронавирусом.
  • Чтобы прокатиться на этом виде транспорта, приобретать его в собственность необязательно. Число сервисов, в которых можно арендовать такой транспорт, растет. К примеру, в 2021 году его запустил популярный в стране прокат электросамокатов Whoosh. 
  • Городской прокат электровелосипедов в Москве запустили еще в 2016 году. «Велобайк» охватывает все районы города. Заряжаются электровелосипеды на парковках. Полного заряда батареи хватает примерно на 35 км. Когда батарея сядет, на нем можно продолжить ехать как на обычном или обменять на станции на заряженный.
  • К 2022 году в Москве появилось больше 700 станций «Велобайка», больше 70 из них — с зарядкой для электрических велосипедов. В 2023 году на дорогах Москвы появятся 3029 новых электровелосипедов.
  • Также в прошлом году электростанции появились и в подмосковной Балашихе. Если проект будет востребован у жителей Московской области, то в 2023 году велопрокат появится в других городах, сообщила вице-губернатор Московской области Ирина Каклюгина.
  • В Москве активно прокладываются и велодорожки. Например, по всему Бульварному кольцу можно проехать по велополосе с безопасной разметкой и дорожными знаками.