Мир в огнеДетали

В Париже к 2024 году запретят въезд в центр для автомобилей. С какими препятствиями столкнулись власти на пути к чистому городу без пробок

Как сообщили СМИ, решение властей вызвало разногласия у жителей — в частности, они жалуются на отсутствие удобных маршрутов общественного транспорта.

Что происходит

Власти Парижа планируют запретить въезд частных автомобилей в исторический центр города к началу 2024 года, чтобы избавиться от пробок и защитить экологию.

История вопроса

Ранее в столице Франции сделали пешеходной набережную Сены, ограничили доступ авто на некоторые улицы и расширили тротуары.

Мировая практика

В Дании планируют запретить продажу неэкологичных машин, в Амстердаме — полностью запретить им въезд в город.

В России

Москва развивает общественный транспорт, создает удобную инфраструктуру для велосипедистов и расширяет пешеходные зоны.

Что происходит

Власти Парижа планируют запретить въезд частных автомобилей в исторический центр города к началу 2024 года.

  • В городе установят так называемую «зону спокойствия», закрытую для сквозного движения авто. Исключение сделают для личных машин жителей этих районов, такси и спецтехники.
  • Ожидается, что мера уменьшит пробки и улучшит качество воздуха в столице Франции.
  • По оценкам Bloomberg, после введения запрета по дорогам центра города перестанут ездить более 100 тыс. автомобилей в день.
  • Заместитель мэра Парижа Давид Бельяр сообщил, что из 7 тыс. респондентов на первом этапе общественных консультаций 78% высказались за появление «зоны спокойствия». Перед реализацией плана власти намерены провести еще ряд опросов и исследований. 
  • С помощью этого запрета власти рассчитывают улучшить экологию в городе и избавиться от пробок в преддверии проведения Олимпийских игр 2024 года.

Инициативу предложила мэр города Анн Идальго, которая в сентябре 2021-го объявила о планах баллотироваться в президенты Франции на выборах в 2022 году. 

  • Но, как отметил The Local, ссылаясь на опросы общественного мнения, избирательная кампания, которую ведет Идальго, пока не помогла ей добиться популярности у жителей.
  • Издание сообщило, что планы по введению ограничений для авто вызвали разногласия: многие жалуются на то, что миллионы людей, живущих в пригородах, не имеют удобных маршрутов общественного транспорта, которые позволили бы им добираться до работы в городе.

История вопроса

Администрация Парижа несколько лет принимает различные решения по ограничению использования автомобилей в городе. 

  • В 2017 году Идальго представила план, согласно которому к 2030 году на улицах города не должно остаться машин с бензиновыми двигателями.
  • О намерении ввести запрет на въезд машин в центр мэр Парижа заявляла еще в 2021-м. Тогда инициативу планировалось реализовать к 2022-му.

Кроме того, власти города уже приняли ряд мер по защите экологии от вредного воздействия транспорта.

  • В 2014 году Идальго, заняв пост мэра, начала избавляться от городских автобусов, которые работают на дизельном топливе. Тогда она заявила, что в качестве альтернативы к 2020 году количество велосипедных дорожек в городе удвоят, а город будет финансировать прокат электровелосипедов, чтобы мотивировать больше людей пересаживаться на экологичный транспорт.
  • Также мэр запретила движение дизельных автомобилей в пределах городской кольцевой дороги. 
  • Кроме того, администрация города сделала пешеходной набережную Сены, ограничила доступ автомобилей на несколько улиц города, расширила тротуары.

Эти решения привели к увеличению числа велосипедистов. Однако в это же время появились новые проблемы.

  • Жители начали жаловаться, что многие велосипедисты игнорируют правила дорожного движения.
  • Власти увеличили число полицейских, которые контролируют движение и штрафуют нарушителей. Также в городе стали уделять больше внимания обучению детей правилам движения на велосипеде.
  • Новую сеть велосипедных дорожек критиковали за плохую планировку, которая порой вынуждает велолюбителей отступать от ПДД.

Мировая практика

Подобные экологические инициативы вводят и в других городах мира. В основном они сводятся к ограничению поездок по городу на автомобилях при качественной альтернативе в виде общественного транспорта и велопешеходной инфраструктуры.

  • Например, власти Амстердама решили полностью закрыть въезд в город машинам и мотоциклам с бензиновыми и дизельными двигателями к 2030 году. Кроме того, местные власти развивают инфраструктуру с упором на пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт. 
  • Согласно стратегии властей Сингапура, к 2040 году 9 из 10 человек в час пик должны перемещаться по городу не на личном автомобиле. Для достижения этой цели строят метро, прокладывают велодорожки, делают выделенные полосы для автобусов и так далее.
  • Правительство Дании заявило о планах запретить продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей с 2030 года и гибридных автомобилей с 2035 года.
  • Рим намерен запретить дизельным автомобилям въезд в центр города к 2024 году.

В России

Чтобы избавиться от пробок и защитить природу, Москва развивает общественный транспорт, создает инфраструктуру для велосипедистов и расширяет пешеходные зоны.

  • Власти планируют в будущем заменить все автобусы на более экологичные электробусы. Столица отказалась от закупок дизельных автобусов в 2021 году. В городе уже сформировался парк электробусов, в состав которого входит более 900 машин.
  • Для удобства велосипедистов в Москве работает «Велобайк» — сеть городского общественного велопроката, станции есть почти в каждом районе города. По данным 2021 года, жители города могли взять в аренду 7511 велосипедов на 729 станциях.
  • Велодорожки в Москве связывают между собой районы, позволяя добраться из одного конца округа в другой. Например, по всему Бульварному кольцу можно проехать по велополосе с безопасной разметкой и дорожными знаками.
  • Кроме того, город расширяет пешеходные зоны. Так, в 2019 году от машин полностью освободили Школьную улицу в Таганском районе.

В других городах России тоже принимают подобные меры. Например, в Санкт-Петербурге с 28 января 2021 года действует запрет на въезд грузовиков весом более 8 тонн, использующих топливо экологического класса ниже Евро-3. Также в 2021-м в Северной столице более чем в 2 раза увеличили зону платной парковки. Как отметили в администрации города, это помогло увеличить пропускную способность улиц.