Культурный кодДетали

Мобильность как услуга: как Москва успешно внедряет инновационную концепцию работы общественного транспорта

Приложение «Московский транспорт» получило премию UITP Awards 2022 в номинации «Мультимодальная интеграция». 

Приложение объединяет весь городской транспорт и позволяет строить маршруты с использованием нескольких видов транспорта, оплачивать проезд, узнавать об актуальном расписании и изменениях в маршрутах.

Что произошло

Приложение «Московский транспорт» получило премию UITP Awards 2022 в номинации «Мультимодальная интеграция».

Как это работает

Приложение объединяет все виды городского транспорта, позволяет строить маршруты, узнавать расписание и оплачивать проезд.

Перспективы

В ближайшие годы парк вагонов метро Москвы станет самым молодым в Европе, в Новой Москве откроется электробусный парк, оплату Face Pay введут на МЦК. 

Мировая практика

Похожие сервисы в других странах — ArrivaClick для вызова автобуса Великобритании и система управления трафиком Didi Chuxing в Китае.

Что произошло

Приложение «Московский транспорт» получило премию Международного союза общественного транспорта (МСОТ) UITP Awards 2022.

  • Приложение стало призером в номинации «Мультимодальная интеграция».
  • Эксперты отметили новый сервис перевозок по требованию «По пути», который работает на базе приложения «Московский транспорт», пояснил заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Сервис работает на территории Новой Москвы и позволяет пассажирам заказывать автобус именно на ту остановку, которая им необходима.
  • Награду вручили на международном транспортном конгрессе и выставке MENA в Дубае.
  • Это уже третья награда российской столице от Международного союза общественного транспорта. В 2019 году комплексное развитие транспортной системы Москвы было признано лучшим в мире, а проект «Привет, Москва!» получил награду в номинации «Лучшая маркетинговая кампания» UITP Awards 2019.

Как это работает

Приложение «Московский транспорт» работает на базе технологии MaaS — Mobility-as-a-Service («Мобильность как услуга»). 

  • «Мобильность как услуга» означает, что пассажир выбирает вместо личного транспорта общественный или арендованный и платит только за услугу — доставку в пункт назначения. При этом страховку, бензин и налоги он не оплачивает. Это может быть выгодно, поскольку, например, европейцы в среднем тратят 85% своего личного транспортного бюджета на автомобиль, но используют его только для 29% своих поездок.
  • Концепция MaaS предполагает, что в городах создается единая транспортная инфраструктура и приложение, где можно выстроить себе оптимальный маршрут, в том числе мультимодальный и оплатить такую поездку.
  • Московское приложение объединяет весь городской транспорт. С его помощью можно построить мультимодальные маршруты, узнать актуальную информацию о расписании транспорта и изменениях в маршрутах, заказать автобус по требованию.
  • Также с помощью приложения можно заказать такси, забронировать каршеринг и пополнить карту «Тройка». Благодаря альтернативным способам оплаты проезда, очереди в кассы метро с 2010-го сократились в часы пик в 10 раз.
  • Скачать приложение можно в App Store, Google Play и AppGallery.

Перспективы

  • Парк вагонов московского метро станет самым молодым в Европе к 2024 году, сообщил заместитель мэра. По его словам, средний возраст составов сократится до 10 лет. А в 2022 и 2023 годах запустят еще около 660 новых вагонов метро.
  • Московские власти планируют отказаться от автобусов на дизельном топливе и заменить их на более экологичные электробусы. В Новой Москве весной 2022-го откроется самый большой в Европе электробусный парк, поделился Ликсутов. 
  • Также, по его прогнозам, почти шестая часть московских пассажиров к 2025 году будет пользоваться «оплатой лицом» Face Pay. С октября 2021-го система действует в метро, в 2022-м ее введут на МЦК, а в 2023-м она появится на МЦД и наземном транспорте.
  • Кроме того, 1 февраля мэр Москвы Сергей Собянин утвердил план развития транспортной инфраструктуры столицы на 2022 год. Главная задача, по его словам, — повышение востребованности общественного транспорта, создание новых сервисов для пассажиров, а также обеспечение санитарной безопасности. 

Популярность общественного транспорта в Москве растет, пассажиры выбирают городской транспорт все чаще, чем личные автомобили.

  • К концу 2021 года в будни пассажиропоток городского транспорта столицы достиг 13,4 млн поездок в сутки, это на 37% больше, чем за такой же период 2020 года.
  • В целом в 2021 году на общественном транспорте совершалось 62% от общего числа поездок по городу, на личных автомобилях — 38%.

Мировая практика

Популярность MaaS в мире растет, так как концепция позволяет разгрузить дороги и улучшить экологию. В разных странах разрабатывают и внедряют новые технологии и программы, соответствующие тем или иным уровням MaaS.

  • В Финляндии работает приложение Whim. Оно позволяет пользоваться городским транспортом и такси со скидкой, брать в прокат велосипеды и арендовать автомобили по единой подписке. 
  • В Великобритании запустили сервис ArrivaClick для вызова автобуса. Его маршрут при этом частично корректируется так, чтобы забрать и высадить пассажира как можно ближе к нужным точкам.
  • В Китае работает сервис Didi Chuxing. Это целая транспортная экосистема, с помощью которой можно воспользоваться рядом услуг, например заказать такси, арендовать автомобиль или велосипед. Кроме того, DiDi работает в партнерстве с государством над преобразованием инфраструктуры общественного транспорта. Так, компания запустила интеллектуальную систему управления транспортом, которая позволяет сокращать трафик на дорогах.