Что произошло
Ученых выяснили, что в будущем беспилотные фуры оставят 500 тыс. дальнобойщиков в США без работы.
Контекст
Дальнемагистральные перевозки — изнурительная работа с высокой текучестью кадров. В прошлом году эта отрасль в США столкнулась с нехваткой 80 тыс. водителей.
Перспективы
Еще в 2017 году в McKinsey подсчитали, что 14% рабочих мест на мировом рынке труда могут быть автоматизированы к 2030 году.
Тенденция
Ученые уже создали разработки, способные заменить представителей некоторых профессий, например курьеров, кассиров и переводчиков. Некоторые автоматизированные технологии активно используют в России.
Что произошло
Американские ученые выяснили, что в будущем беспилотные фуры могут оставить дальнобойщиков без работы. Для этого исследователи проанализировали влияние развития автоматических технологий на количество рабочих часов.
- Если беспилотники будут работать только в штатах Солнечного пояса (например, во Флориде, Техасе и Аризоне), это «отнимет» у водителей примерно 10% рабочих часов, подсчитали авторы исследования. Они предположили, что грузовики сначала запустят только в штатах с хорошей погодой, поскольку снег, бури и туманы затрудняют движение беспилотных автомобилей.
- Если же автоматизированные грузовики будут работать на всей территории США при любых погодных условиях, то это повлияет на 94% рабочих часов, что эквивалентно 500 тыс. рабочих мест водителей грузовиков, заключили исследователи.
- Уволенным работникам придется осваивать новую профессию и переучиваться, а это, как отметил Axios, может занять длительное время.
- Полученные результаты согласуются с исследованием Массачусетского технологического института 2020 года. Тогда ученые сделали вывод, что достижения в области искусственного интеллекта (ИИ) лишат работы представителей ряда профессий, но на это уйдут десятилетия.
Контекст
Как отметили СМИ, дальнемагистральные перевозки — изнурительная работа, где часто меняются кадры.
- Иногда машину приходится вести по 11 часов без перерыва. Сами водители отмечают, что из-за низкой подвижности начинают чаще болеть, например у них возникают проблемы с сердцем. Кроме того, дальнобойщики долго не видятся со своими семьями, ночуют в мотелях или прямо в своих грузовиках и вынуждены питаться фаст-фудом в придорожных кафе.
- По данным торговой ассоциации American Trucking Associations, в прошлом году автотранспортные компании в США столкнулись с дефицитом в 80 тыс. водителей.
- Это вызывает серьезные сбои, поскольку на грузовиках перевозят 72% американских товаров.
Многие грузоперевозчики объявили о планах по использованию беспилотных фур для доставки грузов.
- Первый грузовик без водителя в кабине вышел на шоссе в 2019 году — его испытали разработчики стартапа Starsky Robotics. При необходимости к управлению грузовиком подключался оператор, который работал удаленно.
- Беспилотные грузовики разрабатывают также компании Waymo и TuSimple. Последняя планирует запустить сеть беспилотной доставки в 2024 году.
- По мнению экспертов, беспилотные грузоперевозки станут повседневностью раньше, чем беспилотные такси, поскольку передвигаться по трассе проще, чем в городах. Кроме того, грузовики в отличие от такси всегда движутся по строго определенному маршруту.
- Инженеры предлагают создать «перевалочные пункты» рядом с шоссе, чтобы беспилотники курсировали по трассе, а люди в этих пунктах разгружали товары и на обычных грузовиках доставляли их до места назначения в черте города.
Перспективы
Еще в 2017 году в Глобальном институте McKinsey подсчитали, что 14% рабочих мест на мировом рынке труда могут быть автоматизированы уже к 2030 году.
- В России этот показатель может составить 16%, или примерно 10 млн рабочих мест, — уступить их придется людям 40–45 лет, выяснили ученые.
- По мнению аналитиков, в первую очередь компании подвергнут автоматизации «виды работ в предсказуемой среде» — например, приготовление еды в общепите.
- На втором месте оказались профессии, связанные со сбором и обработкой данных, на третьем — сотрудники, использующие физическую силу.
Однако ИИ не только отбирает рабочие места у людей, но и создает новые — например, для тех, кто будет создавать «умные» машины, тестировать и чинить их.
- Ранее исследование консалтинговой компании Capgemini показало, что 80% компаний, использующих решения на основе ИИ, уже создают новые рабочие места для людей разных квалификаций и профессий.
- Одна из вакансий, которая не требует особой квалификации, — разметчики данных. Например, если нужно установить на ферме систему, которая будет выпускать с территории только людей, а перед лошадьми закрывать ворота, нужно сначала загрузить в эту систему базу данных с миллионами промаркированных изображений людей и животных. Подобную разметку изображений — или других данных — может сделать только человек.
Технологии и раньше меняли рынок труда — к примеру, появление холодильников оставило без работы развозчиков льда, а изобретение электрических фонарей — фонарщиков, в прошлое ушла и профессия телефонистки. Однако им на смену пришли другие вакансии.
Тенденция
Ученые уже создали разработки, способные заменить не только дальнобойщиков, но представителей других профессий.
- Кассиры. Ранее соцопрос в США показал, что 87% потребителей предпочитают использовать автоматические кассы с самообслуживанием. Магазины с кассами без продавцов есть и в России — в гипермаркетах «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «ВкусВилл», «Спар» и других.
- Курьеры. В 2021 году робот-курьер «Яндекса» начал доставлять заказы из «Яндекс.Лавки» в жилые дома некоторых районов Москвы. С октября 2021 года с помощью беспилотных доставщиков «Яндекса» доставлять посылки в некоторых районах столицы начала «Почта России».
- Переводчики. В 2019 году Google представил систему синхронного перевода Translatotron, которая способна заменить специалистов-людей. В 2021-м изобретатель Илон Маск заявил, что прогресс в сфере перевода, связанный с ИИ, с каждым годом совершенствуется и «скоро нам действительно не нужны будут живые переводчики».
Кроме того, нейросети уже способны сами создавать картины, писать музыку, статьи в газеты и составлять отчеты о финансах.