КапиталДетали

Магазины будущего: без касс, продавцов и под наблюдением нейросети. Все больше ритейлеров переходят к новым форматам торговых точек

Открыть магазин без традиционных касс решил «ВкусВилл». Все больше потребителей отдают предпочтение технологиям с бесконтактной оплатой.

Что произошло

Сеть «ВкусВилл» планирует открыть магазин без касс и продавцов. Первая такая точка появится на выходе со станции МЦК «Деловой центр» в Москва-Сити.

Контекст

Все больше потребителей отдают предпочтение технологиям с бесконтактной оплатой.

Тенденции

В России несколько ритейлеров тестируют формат магазинов, где нет традиционных касс. Купить товары с помощью приложения, минуя кассы, можно в «Азбуке Вкуса», «Перекрестке», «Пятерочке».

Мировая практика

Среди международных компаний родоначальником формата магазинов без касс и продавцов стал Amazon, запустивший Amazon Go в 2018 году.

Что произошло

  • «ВкусВилл» откроет магазины без касс и продавцов, пишет «Коммерсант».
  • Первая точка появится на выходе со станции МЦК «Деловой центр» в Москва-Сити. В компании подтвердили, что тестируют технологию, но детали проекта не раскрыли.
  • Сейчас у «ВкусВилла» более 1,3 тыс. магазинов, в 90% которых установлены кассы самообслуживания. Ритейлер развивает сразу несколько форматов нетрадиционных магазинов: микромаркеты в бизнес-центрах и офисах, а также вендинговые аппараты, установленные в том числе на станциях МЦК.

Контекст

Опрос компании Sheke1 показал, что все больше потребителей отдают предпочтение технологиям с бесконтактной оплатой. Опрос проводили в США, в нем приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 60 лет.

  • 87% опрошенных предпочли бы совершать покупки в магазинах с бесконтактной оплатой. 
  • Более 70% покупателей уже пользуются бесконтактными способами оплаты и магазинами с самообслуживанием.
  • 29% респондентов предпочитают покупать товары онлайн.

Тенденции

Российские ритейлеры уже тестировали формат магазинов, где нет традиционных касс.

  • В 2020 году «Азбука Вкуса» в партнерстве со Сбербанком и Visa открыла в деловом центре «Москва-Сити» пилотный магазин без касс и продавцов. В торговой точке использовалась интеллектуальная система компьютерного зрения. Для покупок нужно было скачать приложение Take&Go, зарегистрироваться, привязать банковскую карту для оплаты и email, на который должны были приходить электронные чеки. На входе в магазин покупателю нужно было отсканировать с помощью приложения QR-код, расположенный на турникете. После этого можно было взять с полки нужные товары и просто выйти: деньги с карты списывались автоматически, а покупатель получал push-уведомление на телефон и чек по электронной почте. Сейчас реализация проекта временно приостановлена из-за карантинных мер.
  • В том же году торговая сеть «Пятерочка» в пилотном режиме открыла в Москве магазин без кассиров с автоматизированной системой покупок «Пятерочка налету». Для входа в магазин используется одноименное приложение, которое формирует QR-код. Затем покупатель выбирает товары, самостоятельно сканирует их с помощью приложения и оплачивает — в приложении или на кассе самообслуживания. Действия покупателя в зале контролируют видеокамеры и нейросеть: они отслеживают количеств товаров, которые человек взял с полки или положил обратно. Также в магазине установлены электронные ценники для дистанционного обновления. Сейчас вместо 50 планировавшихся точек с автоматизированной системой покупок «Пятерочка налету» в России работают только две.
  • В конце 2020 года сеть «Перекресток» запустила экспериментальную систему покупок «Экспресс-скан». Посетители ряда магазинов с приложением «Перекрестка» (доступно покупателям Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) сканируют QR-код на входе, а затем — товары, которые берут с собой. На выходе оплатить покупки можно прямо в приложении, минуя кассу. Ближайший подключенный к сервису «Экспресс-скан» магазин покупатели могут найти на интерактивной карте приложения.

Магазины с кассами самообслуживания, которые установлены наряду с традиционными кассами, есть у многих сетей — в гипермаркетах «Магнит», «Пятерочка», «Лента», «Глобус», «Перекресток» и других. По данным опроса, проведенного аналитическим агентством TAdviser во II квартале 2021 года, более половины крупных российских ритейлеров уже используют в своих магазинах кассы самообслуживания.

Мировая практика

  • Среди международных компаний родоначальником формата магазинов без касс и продавцов стал Amazon, запустивший Amazon Go в 2018 году. Первый магазин открылся в Сиэтле. Перед входом в Amazon Go посетители сканируют код из приложения (нужно быть зарегистрированным клиентом Amazon), затем могут брать товары с полок и уходить из магазина, счет придет на их аккаунт.
  • Такой же формат ввела сеть Walmart. В конце 2018 года в Далласе она открыла магазин Sam's Club. Посетители должны установить приложение Walmart для оплаты покупок, с его помощью они сканируют штрих-код на товарах, которые выбрали. Чтобы завершить покупки, нужно отсканировать код на терминале на выходе из магазина.
  • В начале 2021 года в Шанхае (Китай) открылся крупнейший магазин без касс AiFi площадью порядка 370 кв. метров. Активность посетителей отслеживают камеры с искусственным интеллектом. Клиенты могут брать товары, а на выходе оплачивать их удобным способом: наличными, картой либо с помощью специального приложения. При этом для доступа в магазин приложение не требуется.
  • В сентябре 2021 года круглосуточный магазин без касс открыла сеть Carrefour. Он разместился в одном из торговых центров Дубая. Покупки могут совершать те, у кого установлено приложение магазина. Система отслеживает перемещения клиентов и то, какие товары они уносят с собой. Счет выставляют в приложении.

Фото обложки: Сергей Карпухин / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано