Почему правительство Лекорню останется до конца года
В конце октября 2025 года во французских СМИ активно обсуждалась дата 15 ноября, которую называли дедлайном для роспуска Национального собрания и выхода из бюджетного кризиса.
Как отметил эксперт по французской конституции Бенжамен Морель из университета Пантеон-Ассас, органический закон о финансах (LOLF) обязывает правительство, в случае отсутствия полноценного бюджета, внести на рассмотрение в нижнюю палату парламента (Национальную Ассамблею) специальный закон до 19 декабря. По нему бюджет должен быть принят до 31 декабря, чтобы правительство смогло продолжить сбор налогов и расходовать средства.

Фото: Yoan Valat / EPA / TASS
До этого времени оппозиционные партии могли бы выдвинуть премьер-министру Франции Себастьяну Лекорню очередной вотум недоверия и потребовать от президента страны Эммануэля Макрона распустить парламент для проведения досрочных выборов, пригрозив оставить исполнительную ветвь власти без средств к существованию. Однако согласно статье 12 Конституции Франции между объявлением о роспуске парламента и первым туром досрочных выборов должно пройти не менее 20 дней, а весь процесс формирования нового Национального собрания занимает от 35 до 40 дней.
То есть парламент нового созыва просто не успел бы принять бюджет на следующий год.
Это было бы в равной степени невыгодно как оппозиции, которая не смогла бы реализовать собственные реформы, так и партии власти, так как ударило бы по их поддержке среди избирателей.
В итоге оппозиция не успела использовать конституционный казус в свою пользу без рисков для страны. Лекорню остался у власти, а президент не объявил о роспуске парламента. По расчетам Мореля, это значит, что новое правительство Франции с высокой долей вероятности останется у власти до конца 2025 года. Финальной датой для принятия бюджета на 2026 год стало 19 декабря.
Почему французский парламент не может принять бюджет
Себастьян Лекорню был назначен премьер-министром 9 сентября 2025 года в условиях острого политического кризиса. Его предшественники — Мишель Барнье и Франсуа Байру — ушли в отставку после того, как Национальное собрание вынесло их правительствам вотум недоверия.
Причина кризиса — результаты досрочных парламентских выборов в июне 2024 года, которые лишили президентскую коалицию абсолютного большинства. В раздробленном парламенте ни одна политическая сила не может самостоятельно принимать законы.
Даже сам Лекорню был вынужден 14 октября добровольно уйти в отставку, чтобы избежать «порицания» в законодательном органе, однако через неделю вернулся на свой пост. Для укрепления своих позиций в Национальной Ассамблее Лекорню пошел на уступки Социалистической партии (PS): 14 октября он объявил о приостановке до 2027 года пенсионной реформы, главной законодательной инициативы президента Эммануэля Макрона. Принятый в 2023 году закон предусматривал постепенное повышение минимального возраста выхода на пенсию с 62 до 64 лет, что вызвало недовольство левых сил, которые традиционно выступают в интересах профсоюзов.
Уже 16 октября социалисты отказались поддержать два вотума недоверия правительству Лекорню, инициированных крайне левой партией «Непокоренная Франция» (LFI) и крайне правыми из «Национального объединения» (RN). Правительство выстояло, а 12 ноября Национальное собрание официально утвердило приостановку пенсионной реформы. Поправка была принята большинством в 255 голосов «за» при 146 «против».
Левые попытались выжать максимум из сделки с правоцентристами Макрона. Во время обсуждения доходной части бюджета их блок предложил проект «налога Зукмана», который предусматривал введение минимального налога в размере 2% на состояние миллиардеров. Однако 31 октября предложение было отклонено. Против проголосовали депутаты президентского блока, правоцентристские «Республиканцы» и «Национальное объединение».
Правый блок выступает категорически против любого увеличения налоговой нагрузки и настаивает на сокращении государственных расходов, опасаясь, что повышение сборов для богатых приведет к оттоку капитала из страны.
Что будет, если во Франции не примут бюджет до конца года
Шансы премьер-министра Лекорню принять полноценный бюджет на 2026 год в середине декабря невелики. Правительство особенно рассчитывает на Сенат — Верхнюю палату парламента — как на последнюю инстанцию для достижения компромисса. В отличие от раздробленного и политизированного Национального собрания, там доминируют более умеренные правоцентристы.

Фото: Thibault Camus / AP / TASS
План Лекорню состоит в том, чтобы Сенат «очистил» законопроект от наиболее спорных поправок, навязанных левыми, таких как повышение налогов на корпорации и доходы с капитала. Правительство стремится вернуть бюджет к первоначальной цели — сокращению дефицита, сохранив при этом лишь одну уступку: приостановку пенсионной реформы. Однако для этого нужно сначала принять проект бюджета в нижней палате.
Если компромисс не будет найден до 19 декабря, правительство будет вынуждено прибегнуть к механизму специального закона, который иногда еще называют «белым бюджетом»:
- позволяет правительству в следующем году собирать налоги и финансировать только зарплаты госслужащих, пенсии, социальные выплаты и обслуживание государственного долга;
- предотвращает «шатдаун», но не учитывает экономические и политические реалии нового года. Правительство не сможет реализовывать новые проекты, запускать реформы, нанимать персонал (учителей, врачей, полицейских) или индексировать зарплаты сверх установленной в прошлом году планки.
Без консенсуса о налоговом законодательстве Франция, вероятнее всего, столкнется с обострением экономического кризиса. Государственный долг страны за время политического кризиса достиг €3,3 трлн (114% ВВП), а дефицит бюджета составляет 5,8% ВВП, что почти вдвое превышает установленный в Евросоюзе лимит в 3%. На фоне бюджетных проблем, как сообщает Bloomberg, бизнес-климат в стране ухудшается. Компании откладывают инвестиционные решения и наем персонала из-за неопределенности, что напрямую тормозит экономический рост.
В 2026 году негативные последствия для экономики могут перевесить политические выгоды от сохранения лояльного правительства. В таких условиях Макрон будет вынужден объявить новые досрочные выборы.
По состоянию на ноябрь 2025 года, самой популярной партией в стране является ультраправое «Национальное объединение». Уровень его поддержки колеблется в диапазоне 29–31%. В случае проведения досрочных парламентских выборов аналитики прогнозируют, что RN с высокой вероятностью станет крупнейшей фракцией в Национальном собрании и сможет сформировать правительство большинства. Хотя эксперты также указывают, что французская мажоритарная избирательная система часто работает против RN — во вторых турах против их кандидатов объединяются сторонники других партий.
Победа «Национального объединения» на гипотетических выборах в конце 2025 года привела бы к новому витку политического кризиса. Франция оказалась бы в ситуации «сосуществования» (cohabitation) президента с премьер-министром от враждебной ему партии до конца его собственного срока в 2027 году. При этом правительство RN, не имея абсолютного большинства, столкнулось бы с теми же проблемами парламентской блокады, которые сегодня парализуют работу кабинета Лекорню.
Фото обложки: Aurelien Morissard / XinHua / Global Look Press