Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

В спор между маркетплейсами и банками включились офлайн-ритейлеры

К противостоянию российских банков и интернет-площадок подключилась традиционная розница. Крупнейшие торговые сети попросили запретить маркетплейсам иметь собственные финансовые системы и предлагать скидки покупателям, которые ими пользуются. Разбираем, какие меры обсуждаются и как они повлияют на покупателей и продавцов.

Каких ограничений для маркетплейсов требуют банки и ритейлеры

Конфликт, который разгорелся осенью между российскими банками и маркетплейсами, продолжается. Следом за Центробанком в него включилась еще одна заинтересованная сторона — в этот раз к правительству с письмом обратились офлайн-ритейлеры. Крупные торговые сети, включая «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Лемана ПРО», Hoff, Inventive Retail Group (управляет магазинами reStore, Samsung, Street Beat, «Мир кубиков»), просят власти принять предложение банков. 

Напомним, как выяснилось 20 ноября, крупнейшие финорганизации, включая Сбер, ВТБ, Т-Банк, Альфа-Банк и Совкомбанк — обратились к правительству с предложением изменить правила регулирования платформенной экономики в РФ. Банки хотят лишить маркетплейсы возможности, во-первых, иметь собственные финансовые структуры (имеется в виду онлайн-кошелек или карта дочернего банка), а, во-вторых, строить на этом свою ценовую политику. По мнению банковского сектора, к которому также присоединился регулятор, такая практика маркетплейсов нарушает правила конкурентной борьбы — скидки должны быть доступны всем пользователям независимо от того, услугами какого банка они пользуются. 

Возмущение банков и ритейлеров вызвали дополнительные скидки и промоакции, которые маркетплейсы предлагают клиентам, оплачивающим покупки через их дочерние структуры. 

Торговые сети поддержали банки и заявили, что онлайн-площадки таким образом навязывают услуги своих банковских сервисов, да еще и демпингуют. Так что эти дочерние банки нужно или отдельно регулировать, или же запретить.

Почему ритейлеры хотят ввести НДС на заказы физлиц

Кроме того, представители традиционной розницы выступили с еще рядом предложений, которые должны не дать интернет-конкурентам демпинговать. Традиционная розница недовольна тем, что маркетплейсы сотрудничают с продавцами товаров из того же Китая, предлагая им гораздо более выгодные тарифы и комиссии, чем локальным селлерам.

Нынешняя норма позволяет тем, кто торгует на маркетплейсах как самозанятый, беспошлинно ввозить товары на сумму не более €200 из-за границы как физлицо. Такие селлеры, по подсчетам их офлайн-конкурентов, приносят маркетплейсам до 60% выручки. 

Уравнять возможности должна новая норма об уплате НДС на товары, заказанные онлайн и привезенные физлицами. Ее пока не приняли, так что ритейлеры надеются ускорить процесс. 

Занижение цен вызывает возмущение офлайн-ритейлеров уже давно. В феврале Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) обратилась в ФАС, обвинив маркетплейсы в незаконном демпинге цен на 20–70% и недобросовестной конкуренции. В марте антимонопольная служба выдала предупреждения агрегаторам-гигантам — Ozon и Wildberries. 

Как заявили сейчас в той же ассоциации, маркетплейсы «уничтожают другие каналы продаж при помощи субсидий и скидок». Агрессивное снижение цен, с точки зрения торговых сетей, происходит за счет селлеров, для которых увеличиваются размеры комиссий и штрафов.  

Как маркетплейсы реагируют на обвинения банков и ритейлеров

В ответ маркетплейсы указывают на то, что введение ограничений для них напрямую ударит по покупателям — ведь тогда цены на товары вырастут по всей стране. В Wildberries ожидали подорожания на 15–20%. Кроме того, представители интернет-площадок обращали внимание, что их программы лояльности мало чем отличаются от аналогичных, используемых недовольными банками. 

При этом крупнейшие интернет-площадки заявили, что готовы договариваться с банками «без насильственных действий со стороны государства». Тот же Ozon согласился расширить программу лояльности и предлагать скидки не только на карты своей финансовой структуры, но и других банков. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное