Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Банки против маркетплейсов: что не так со скидками при оплате их картами

Спор российских банков с маркетплейсами набирает обороты. Сейчас в дело вмешался Центробанк: регулятор выступил на стороне кредитных организаций. Разбирались, почему те против дополнительных скидок для покупателей и как это может отразиться на ценовой политике онлайн-площадок.

Почему ЦБ и банки требуют ограничить скидки маркетплейсов

Возмущение банков, а затем и регулятора, вызвала ценовая политика российских торговых онлайн-площадок. Речь идет о практике, когда те предлагают дополнительные скидки при оплате через свои собственные финансовые структуры — с кошелька или картой дочернего банка.

Такую практику недобросовестной посчитала глава Банка России Эльвира Набиуллина. Сообщается, что она направила письмо к главе Минэкономики Максиму Решетникову с предложением изменить правила регулирования платформенной экономики в РФ и запретить маркетплейсам продавать у себя собственные банковские продукты. Как поясняет глава ЦБ, они «имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка».

Кроме того, с точки зрения Набиуллиной, онлайн-платформы не должны устанавливать разные цены на товары в зависимости от способа оплаты (те, кто пользуются банками маркетплейсов, покупают дешевле). Контролировать эту ситуацию, по мнению главы ЦБ, должна Федеральная антимонопольная служба (ФАС). 

На данный момент в Минэкономике рассматривают обращение Набиуллиной, однако в ведомстве подчеркнули, что введение ограничений по отношению к скидкам нужно рассматривать комплексно и учитывать последствия не только для продавцов и покупателей, но и для всей платформенной экономики. 

Напомним, ранее письмо с жалобой на политику маркетплейсов в Госдуму направили крупнейшие банки, включая Сбер, ВТБ, Т-Банк, Альфа-банк и Совкомбанк. Они подчеркнули, что акции и специальные предложения должны быть доступны всем пользователям маркетплейсов, вне зависимости от выбранного способа оплаты. 

Как Сбер насчитал 1,5 трлн рублей неуплаченных маркетплейсами налогов

Общее недовольство финансового сектора политикой маркетплейсов вылилось в публичное обсуждение на прошлой неделе. Произошло это после того, как 18 ноября глава Сбербанка Герман Греф заявил, что из-за системы скидок, которые используют онлайн-площадки, те недоплатили в бюджет 1,5 трлн рублей налогов. По его мнению, сегодня маркетплейсы находятся вне налоговой конкуренции, этот рынок не урегулирован, а скидки на товары предлагаются «за наш с вами счет» (за счет государства и банков). 

24 ноября Сбер опубликовал отчет «Налоговый арбитраж на маркетплейсах», где банк пояснил, как ему удалось насчитать 1,5 трлн рублей неуплаченных маркетплейсами налогов. Речь идет о сумме упущенных бюджетом налогов в 2026 году, в 2025 году она достигнет 1,1 трлн рублей. Как пояснили в Сбербанке, названные цифры — это разница между двумя суммами. Первая — та, которую селлеры должны платить по НДС по базовой ставке (21%), вторая — та, которую продавцы на маркетплейсах платят в реальности благодаря упрощенной системе налогообложения (УСН). То есть на самом деле речь идет не об неуплате налогов, а о налоговом арбитраже (ситуации, когда один участник рынка платит меньше налогов по сравнению с другими). 

Еще одна проблема, о которой говорят банки — активное развитие кредитных структур Wildberries и Ozon невозможно без агрессивного кредитного риска, который, в свою очередь, может оказаться системным (то есть может отразиться на всей банковской отрасли).

Что говорят маркетплейсы 

Представители онлайн-площадок обвиняют кредитные организации в том, что те пытаются уничтожить конкуренцию. Кроме того, в Ассоциации компаний интернет-торговли (туда входят Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет») обращают внимание, что сами банки давно запустили собственные программы лояльности, которые дают скидки и кешбэк, и методика при этом аналогичная: оплата картой конкретного банка. 

Кроме того, маркетплейсы предупреждают: с новой ценовой политикой стоимость товаров вырастет для 85 млн покупателей платформ. Прежде всего, с точки зрения Ozon, это ударит по тем, кто живет в малых городах и селах, на которые приходится более 50 млн человек аудитории. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное