Национальный мессенджер: когда появится и зачем он нужен
В России появится национальный мессенджер: Минцифры уже ведет активную техническую подготовку к запуску сервисов, которые станут его частью. Законопроект о создании единой платформы в Госдуму внесли в конце мая. Предполагается, что к мессенджеру подключат «Госуслуги», а также финансовые и коммерческие сервисы. По задумке властей, новая платформа позволит «укрепить цифровой суверенитет» страны. Так, первый зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин подчеркивал, что «подлинно независимые государства не должны позволять доминировать на своем рынке платформам с иностранным контролем».
Это будет уникальное приложение, которое объединит возможности мессенджера и функции государственных сервисов. Оно во многом продолжает логику развития всей национальной цифровой системы. Обязательное условие сервиса — отечественная разработка и вхождение в реестр российского ПО. Это означает, что он будет соответствовать самым высоким требованиям безопасности.
Сергей Боярский
глава комитета Госдумы по информполитике
В едином приложении пользователи смогут общаться, совершать звонки и одновременно получать государственные услуги. В частности, в него могут интегрировать сервис «Госключ», который позволяет ставить электронную подпись. Платформу также можно будет использовать в качестве цифрового ID, то есть удостоверения личности: предъявлять документы, загруженные в мессенджер, в повседневных ситуациях — при заселении в гостиницу, покупке алкоголя или подтверждении возраста.
Мессенджер является очень удобным каналом получения госуслуг. Мы в него можем встроить так называемого помощника или, как сейчас говорят, «цифрового ассистента», который подскажет пользователю, каким требованиям он должен соответствовать, чтобы получить ту или иную услугу, подаст за него необходимые документы и предоставит прямо в мессенджер цифровой документ, подтверждающий факт предоставления услуги.
Максут Шадаев
глава Минцифры России
Шадаев упомянул и о том, что российскими школьными чатами ежедневно пользуются более 90 млн человек — эти беседы тоже могут перейти в единый мессенджер. Туда же интегрируют электронные журналы, дневники и систему получения домашних заданий.
Законопроект о создании национального сервиса, как ожидается, примут до конца весенней сессии, то есть до 3 августа 2025 года. При этом власти отмечают, что создание национального сервиса не означает блокировку иностранных ресурсов. Тем временем ряд экспертов относятся к инициативе скептически.
Как мы видим на примере так называемой деградации YouTube, VK от этого особо не выиграл. Он показывает огромные убытки, и это достаточно непосильная ноша, потому что то же «Видео» неэффективно: там нет монетизации и прочего. С мессенджером, я думаю, получится примерно то же самое. Пользоваться им не будут, за исключением периметра общения с условным сайтом «Госуслуги».
Эльдар Муртазин
ведущий аналитик Mobile Research Group
МАХ от VK: что это, как работает
На данный момент главный претендент на роль национального мессенджера — приложение МАХ от VK. 4 июня глава Минцифры Максут Шадаев в докладе президенту Владимиру Путину рассказал, что технологическая компания вывела на рынок «полностью российский мессенджер», который по функционалу «полностью сопоставим с зарубежными конкурентами, им не уступает».
Это приложение построено на новой архитектуре, в него сразу встроены технологии машинного обучения. И этот мессенджер уже, по многочисленным отзывам, обеспечивает очень хорошее качество голосовых вызовов, лучше, чем у зарубежных мессенджеров. Самое главное, что это открытая платформа, которая позволяет внешним поставщикам встраивать внутрь мессенджера свои сервисы, например банки могут реализовать свои безопасные взаимодействия со своими клиентами.
Максут Шадаев
глава Минцифры России
VK выпустила бета-версию MАХ в конце марта. По интерфейсу и функционалу мессенджер напоминает Telegram — там есть мини-приложения, конструктор чат-ботов и платежная система, возможность отправлять файлы до 4 ГБ и совершать аудио- и видеозвонки. Сервис доступен в магазинах приложений AppStore, Google Play и RuStore. Помимо стандартных версий для Android, iOS, Windows и macOS, есть веб-версия и API для разработчиков, которые могут создавать собственные чат-боты и мини-приложения.

Фото: VK
В середине апреля в MАХ стал доступен ИИ-бот GigaChat 2.0 от «Сбера», который умеет генерировать тексты и изображения, расшифровывать аудио, редактировать статьи, видео и другие материалы. Кроме того, на платформе MАХ свои онлайн-банкинги уже запустили Альфа-Банк и ВТБ — там можно оплачивать покупки, переводить средства и просматривать баланс. Параллельно российские банки отказываются от коммуникации со своими клиентами через чат-ботов в Telegram (из-за законодательного запрета на использование иностранных мессенджеров).
MАХ имеет все шансы стать той самой национальной цифровой платформой, но, согласно нашему законопроекту, решение об этом будет принимать правительство. Перед многофункциональным сервисом обмена информацией стоит амбициозная задача стать лучше всех своих конкурентов. А главным преимуществом должна стать быстрая и качественная интеграция с государственными сервисами.
Антон Горелкин
первый зампред комитета Госдумы по информполитике
В каких еще странах есть национальные мессенджеры
Эксперты чаще всего сравнивают будущий российский сервис с китайским супераппом WeChat от техногиганта Поднебесной Tencent. Это мессенджер, соцсеть, сервис доставки и онлайн-платежей в одном. С помощью WeChat жители Китая общаются друг с другом, заказывают еду на дом, покупают билеты на общественный транспорт, оплачивают коммунальные и государственные услуги.

Фото: Tencent
Подобные приложения — норма для азиатского рынка: их запускают местные ИТ-компании, которые, как правило, не заключают партнерские соглашения с государством и предпочитают развиваться самостоятельно. Тем не менее, например, WeChat регулярно обвиняют в передаче персональных данных пользователей китайским властям.
- Самый популярный мессенджер в Японии — LINE от местного ИТ-гиганта LY Corporation. Им пользуется почти 80% населения страны. Суперапп охватывает почти все сферы жизни: в LINE можно слушать музыку, читать мангу, заказывать продукты, записываться на прием к врачу, покупать одежду и общаться с другими людьми. В 2023 году после масштабной утечки персональных данных (в открытом доступе оказалась информация о 510 тыс. человек) власти Японии потребовали от LINE обновить систему аутентификации и каждый квартал отчитываться о предпринятых мерах безопасности.

Фото: LY Corporation
- Во Вьетнаме работает мессенджер Zalo, им пользуются 85% жителей страны. Сервис принадлежит местной корпорации VNG и позволяет юзерам обмениваться сообщениями, дает доступ к платежной системе и встроенным мини-приложениям.

Фото: Kakao Corp.
- В Южной Корее мессенджером Kakao пользуются более 97% граждан. Его в 2010 году запустил интернет-конгломерат Kakao Corp. Сегодня в приложении можно бесплатно обмениваться сообщениями и звонками, смотреть фильмы и сериалы, общаться во встроенной соцсети KakaoStory, слушать музыку, вызывать такси и проводить онлайн-транзакции.

Фото: VNG Corporation
Фото обложки: NordWood Themes / Unsplash