КапиталДетали

В Китае производят слишком много автомобилей. Их продают как «подержанные» и сдают на безуспешные онлайн-аукционы

В Китае — кризис перепроизводства автомобилей и ценовая война. Та же политика правительства, которая привела к резкому росту объема выпуска новых моделей, теперь обернулась для местных брендов убытками. Около 130 компаний борются за покупателей на внутреннем рынке и «творчески» подходят к реализации избыточного товара — новые авто с нулевым пробегом продают как подержанные по большим скидкам или отправляют на онлайн-аукционы. 

Кризис перепроизводства автомобилей в Китае

Политика властей Китая, которая спровоцировала резкий рост объемов производства автомобилей, привела к кризису перепроизводства и затяжной ценовой войне на внутреннем рынке. Склады переполнены, а дилеры жалуются на принудительные отгрузки, снижают цены и продают невостребованные машины как подержанные по большим скидкам.

Китайские автомобили
Фото: Zuma / TASS

В 2009 году Пекин, осознав, что упускает борьбу за лидерство на мировом рынке, запустил программу поддержки производителей электрокаров. Им предоставили налоговые льготы и дешевую землю под заводы, а потребителям начали предлагать субсидии на покупку авто. А в 2017-м китайское правительство поставило амбициозную цель: к 2025 году производить 35 млн автомобилей в год. Это почти вдвое больше годового рекорда продаж в США. 

Когда из Пекина поступает распоряжение о том, что это стратегическая отрасль, каждый губернатор провинции хочет иметь автомобильный завод. Они хотят поддерживать хорошие отношения с партией. В конечном счете это приводит к тому, что инвестиции в автомобильный сектор удваиваются. 

Руперт Митчелл
австралийский макроэкономист, работал в стартапе по производству электромобилей в Китае

Многолетние субсидии и другие меры господдержки были направлены на то, чтобы увеличить продажи и долю рынка, превратить Китай в мировую автомобильную державу и лидера по производству электромобилей. Результат — приток инвестиций, десятки новых компаний, внутренний рынок, на котором электрокары, по прогнозам, по итогам 2025-го составят 60% продаж, и убытки. Дело в том, что сегодня за клиентов в КНР борются около 130 местных производителей. И если бы их заводы работали на полную мощность, они могли бы выпускать вдвое больше машин, чем есть покупателей, пишет The Economist. Следствием избыточных мощностей стала затяжная ценовая война. По подсчетам финансового холдинга Nomura, за последние 2 года средняя стоимость автомобиля в Китае упала на 19% — до ¥165 тыс. ($23 тыс.). По некоторым моделям цены были разово снижены примерно на 35%. 

По данным Национального бюро статистики Китая, за первые 5 месяцев 2025-го чистая прибыль отрасли сократилась на 12% в годовом исчислении. Даже успешные китайские компании испытывают трудности. Так, в первом полугодии чистая прибыль Geely, на которую приходится около десятой части внутреннего рынка, упала на 14%. А крупнейший китайский автопроизводитель BYD в начале сентября отчитался об уменьшении чистой прибыли во втором квартале на 30%. Bloomberg пишет, что компания утратила доверие инвесторов на фоне ценовой войны: с начала лета акции BYD на Гонконгской бирже потеряли более 30% от исторического максимума.

Как в Китае продают «лишние» автомобили

Ценовая война в Поднебесной продолжается уже третий год. Китайские электромобили часто продают по цене менее $10 тыс., в то время как в США, например, лишь малая доля производителей устанавливает стоимость ниже $35 тыс. Участники китайского рынка, опрошенные Reuters, говорят, что получение прибыли в таких условиях «практически невозможно»

Производители автомобилей в Китае продолжают производить и продавать, даже несмотря на большие убытки. Потому что это дает нам приток денежных средств, а это имеет решающее значение для выживания. Это похоже на езду на велосипеде: пока вы крутите педали, вы можете чувствовать себя измотанным, но вы хотя бы едете. 

Лян Линьхэ
председатель правления одного из крупнейших производителей грузовиков в Китае Sany Heavy Truck

Избыточный товар реализуют по-разному. Одна из наиболее популярных схем — продажа «подержанных» автомобилей с нулевым пробегом. Чтобы улучшить показатели, новые автомобили в Китае регистрируют как проданные — чаще всего через аффилированных дилеров или сторонние площадки. Машина получает регистрацию, а затем сразу же попадает на вторичный рынок как «подержанная». В результате производитель отчитывается о росте продаж (это дает возможность претендовать на госсубсидии), а покупатели могут приобрести новую машину по сниженной цене на сером рынке. В пример Reuters приводит «серого» дилера Zcar, у которого можно приобрести Audi китайской сборки со скидкой в 50%, а внедорожник местной госкомпании FAW — со скидкой в 60%. Для привлечения аудитории Zcar делает коллаборации с крупными блогерами: они ведут трансляции в Douyin (китайская версия TikTok) и рассказывают, когда и где выгоднее покупать «подержанные» авто с нулевым пробегом. 

Абсолютно новые модели могут отправиться на кладбища автомобилей или на парковки гиганта электронной коммерции Alibaba для участия в онлайн-аукционах. По данным Reuters, в этом году было подано более 5,1 тыс. заявок на аукционы по продаже новых застрахованных и зарегистрированных автомобилей BYD. Для сравнения: в 2024-м этот показатель составил 61. 

В Xpeng ожидают, что к 2030 году каждому автопроизводителю в Китае потребуется продавать по 3 млн машин, чтобы выжить, и в результате на рынке останется около восьми фирм. Прогнозы консалтингового агентства AlixPartners чуть более оптимистичны: аналитики считают, что к 2030-му финансово жизнеспособными останутся 15 компаний. Под угрозой в первую очередь производители авто с двигателем, работающим на бензине, спрос на которые в последние годы резко упал. Тем временем правительство продолжает курс на увеличение продаж и доли рынка: в период с 2023-го по 2025 год как минимум в шести населенных пунктах местные органы власти приняли политику, направленную на стимулирование автопроизводителей к наращиванию объемов выпуска машин.

Как ценовая война в Китае сказалась на иностранных автомобильных брендах

Зарубежные автопроизводители, которые раньше полагались на Китай как на источник прибыли, оказались «в затруднительном положении», пишет The Economist. Они теряют покупателей не только на китайском, но и на мировом рынке из-за ценовой политики поставщиков из КНР, которые предлагают машины на 15–20% дешевле аналогов, не уступая конкурентам по оснащению и даже опережая их по внедрению инноваций. 

Европейские и японские автопроизводители сыграли роль доноров и носителей технологий, которых не было у китайцев. Китайцы заманили их в экономическую ловушку, предложив им размещение производств у себя, а потом они начали вытеснять их из бизнеса и в итоге вытеснили. 

Андрей Ольховский
генеральный директор ГК «Автодом»

По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), доля местных марок на внутреннем рынке выросла с 34% в 2020 году до 69% в 2025-м. Больше всего от падения продаж в Китае страдают американские General Motors, Ford и Tesla, японские Toyota и Nissan, а также немецкая Volkswagen.

Фото обложки: Zuma / TASS

Копировать ссылкуСкопировано