Мир в огнеДеталиТехнологии

Китай наводнили кладбища электрокаров: как страна стала мировым лидером по производству «зеленого» транспорта, который никому не нужен

В 2010-х власти запустили масштабную программу субсидирования производителей электромобилей, к 2023-му Китай стал мировым лидером по производству и экспорту электрокаров.

Однако предложение выросло настолько, что спрос за ним не поспевает, а многие модели устаревают едва ли не сразу после выхода с конвейера. 

Что происходит

В Китае тысячи электромобилей оказались невостребованными: огромные заброшенные склады с ними есть как минимум в шести городах страны, пишет Bloomberg. 

К примеру, в городе Ханчжоу на одном из полей припарковано более 200 электромобилей. Еще один подобный склад есть вдоль заброшенных трамвайных путей — там «пылится» еще около 1 тыс. электрокаров. 

Как уточняет издание, многие машины стоят так долго, что из их багажников уже виднеются проросшие сквозь кузов кустарники, но некоторые машины вполне пригодны к эксплуатации. 

«Заброшенный парк» электромобилей состоит в основном из хэтчбеков BAIC BJEV EC3. Предположительно, все они были изготовлены около 5–7 лет назад и принадлежали местным сервисам каршеринга и такси, которые впоследствии разорились.

История вопроса 

В начале 2010-х китайские власти запустили масштабную программу по стимулированию спроса на развитие электротранспорта. 

  • К примеру, автомобильные заводы получали многомиллионные субсидии на производство «зеленого» транспорта.
  • Жителям при покупке электрокара полагается выплата от государства в 12,6 тыс. юаней ($1,7 тыс.). А еще владельцы EV могут получить автомобильный номер бесплатно (госномера для обычных автомобилей в Китае продаются только на аукционах, их стоимость для частных лиц начинается от $3,3 тыс.).
  • Благодаря этим мерам производство электрокаров начало стремительно развиваться, причем не только крупными игроками, но и небольшими стартапами. 

Китай производит дешевые электромобили для масс-маркета, чего не делает пока ни один автопроизводитель на Западе. Это настоящий бум!

Лорд Эдер Тернер, глава международной комиссии по энергетическому переходу

  • В основном компании сосредоточились на выпуске бюджетных моделей с небольшим запасом хода без подзарядки — их мощности хватает примерно на 100 км. Такие EV большими партиями закупали в сервисы каршеринга и такси. 
  • Но многие из этих компаний закрылись: сервисы каршеринга разорились из-за низкого спроса на электрокары с небольшой мощностью, а мелкие таксомоторные фирмы не выдержали кризиса.

В цифрах

  • Индустрия экологичных автомобилей в Китае — крупнейшая в мире, на ее долю приходится около 60% мирового производства электромобилей.
  • В 2022 году в КНР выпустили около 6 млн электрокаров и заряжаемых гибридов. По прогнозам, за 2023 год их производство вырастет на 25,7% и достигнет 8,8 млн единиц. 
  • Кроме того, Китай стал и крупнейшим экспортером электромобилей: по итогам первого полугодия 2023-го страна отправила за границу около 2,3 млн EV, впервые обогнав Японию (у нее 2 млн электрокаров на экспорт).
  • КНР намерена наращивать экспорт в Европу: в этом году продажи китайских электрокаров уже достигли 8% (это больше, чем в 2021 и 2022 годах). Производители из Поднебесной намерены «подкупить» европейских потребителей низкой ценой: китайский электрокар в среднем стоит менее $35 тыс., а европейский — около $56 тыс.

Тенденция

Появление кладбищ электрокаров в Китае — не единственное последствие бурного развития технологий в сфере транспорта. Некоторые его виды устаревают, многие приходят в негодность, но их не спешат утилизировать.

  • К примеру, в Шанхае в 2017 году наблюдалось повальное увлечение прокатными велосипедами. Производители этого городского транспорта в стремлении захватить максимальную долю рынка переусердствовали: предложение значительно превысило спрос, и невостребованными оказались тысячи велосипедов. 
  • В Кувейте находится крупнейшее в мире кладбище автомобильных шин: туда на протяжении нескольких десятков лет свозили покрышки со всей Азии. И только в 2021 году власти решили их утилизировать и построить на этом месте 25 тыс. новых домов.
  • В США кладбище вагонов метро соорудили прямо в океане, у восточного побережья страны. Составы, отслужившие свое, сначала дезинфицируют и убирают лишние детали, а затем спускают на дно. Это делается для того, чтобы создать искусственные рифы на тех участках, где недостаточно твердых пород. Вагон, опущенный в воду, начинает обрастать водорослями и со временем превращается в настоящий дом для водных обитателей.
  • В Тульской области один из бывших сотрудников АЗЛК Михаил Красинец собрал около 300 бесхозных и списанных советских автомобилей в одном месте и сделал из них экспозицию под открытым небом — Музей Красинца в деревне Черноусово.

Фото обложки: Qilai Shen / Bloomberg

Копировать ссылкуСкопировано