Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Утильсбор по-новому: почему он не затронет большую часть россиян

C 1 декабря в России вступили в силу новые правила расчета утилизационного сбора на легковые авто, которые ввозят в страну из-за рубежа. В Минпромторге при этом заверили, что корректировку налога 80% россиян не ощутят. Разбирались, с чем это связано и за какие модели теперь платят больше.

Что такое утильсбор и как его считают

Схема, по которой рассчитывается сумма утилизационного сбора, изменилась с 1 декабря. Речь идет о налоге для производителей и импортеров легковых авто (категории М1), которые те платят на последующую утилизацию транспортного средства. Теперь сумма будет зависеть не только от того, сколько лет машине и какой у нее объем двигателя, но и от его мощности. 

До 1 декабря на транспортное средство, которое физлица покупали для личного пользования, действовал пониженный тариф. Теперь он распространяется только на модели, у которых мощность до 160 л. с. (при условии, что покупает частное лицо, а не дилер). 

Почему новый утильсбор не затронет большинство 

По подсчетам Минпромторга, доля таких моделей составляет 20% — почти 80% автопарка россиян — это машины меньшей мощности. Поэтому 80% российских потребителей не коснется новая схема утильсбора, заявил глава ведомства Антон Алиханов. 

«Еще раз хочу обратить внимание, что мы не распространяем этот повышенный утилизационный сбор на физлиц, которые ввозят автомобили до 160 л. с. Если посмотреть на текущий парк легковых автомобилей в стране, то почти 80% текущего парка автомобилей — это автомобили до 160 л. с.».

Антон Алиханов министр промышленности и торговли  

Глава Минпромторга подчеркнул: изменения в механизме расчета утилизационного сбора не повлияют на доступность самых массовых категорий автомобилей в России. 

Новые ставки утильсбора на авто

С 1 декабря для авто мощностью более 160 л. с. будет действовать коэффициент, который считается по прогрессивной шкале. Этот коэффициент будет применяться к базовой ставке, которую считают исходя из типа и объема двигателя. Сумма налога для ряда моделей выросла с 1 декабря в сотни раз (см. таблицу). 

Ставки утильсбора по новой схеме
Инфографика: «Московские новости»

Таким образом, чем мощнее транспортное средство, тем дороже оно обойдется. Сам утильсбор платят импортеры и производители. При этом за локализацию положена господдержка: чем выше ее уровень, тем больше субсидия от государства. 

Кто предложил повысить утильсбор и к чему это привело

Напомним, изначально с идеей увеличить утильсбор и считать его по новой схеме в сентябре 2025 года выступил Минпромторг (соответствующий законопроект набрал уже более 132 тыс. дизлайков на портале, где был размещен документ). Тогда в ведомстве объяснили свою инициативу потребительским спросом: в условиях того, что россияне все чаще выбирают мощные модели с малообъемными моторами, текущая схема расчета налога перестала быть актуальной. 

Резкое повышение утильсбора стало одной из главных тем этой осени: возмущение вызвало то, насколько резко вырастут цены на мощные модели. Кроме того, изменение налога стало драйвером роста на авторынке. На фоне новостей, например, россияне в сентябре бросились закупать авто. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное