Последние недели основные новости поступают с авторынка. Сейчас выяснилось, что после того, как в середине сентября Минпромторг выступил с идеей пересмотреть критерии для расчета утильсбора, россияне бросились скупать легковые автомобили. По подсчетам «Австостата», в сентябре было продано 122,66 тыс. новых машин — это максимум, если смотреть с начала года.
При этом на покупку автомобилей россияне начали брать деньги в банках — не остановило их даже то, что ставки, вслед за ключевой, все еще высоки (при текущем «ключе» в 18% проценты по автокредитам доходят до 35%, если смотреть на актуальные предложения). Однако, по предварительным оценкам ВТБ, в сентябре было выдано больше денег в рамках таких займов — на 17% больше, чем в августе, 203 млрд рублей. И хотя эта цифра все равно ниже, чем год назад (на 18%), в ВТБ оживление спроса уже назвали «мягким разгоном» автокредитования.
Активнее всего россияне покупали российскую модель Lada Granta. На втором месте среди лидеров продаж Haval Jolion, на третьем — Lada Vesta. Также в топ-5 вошли кроссоверы Belgee X50 и Geely Monjaro.
Напомним, Минпромторг предложил новые поправки, которые должны вступить в силу уже 1 ноября: согласно им при расчете утильсбора будут учитывать не только возраст транспортного средства и объем двигателя, но и его мощность. В пересчете на рубли это означает, что налог вырастет в сотни раз — в зависимости от модели, — а вместе со сбором подскочит и цена на авто.
При этом интересно то, что сентябрьский рост активности россиян не смог выправить общую статистику. Как отмечают в «Автостате», если смотреть на продажи новых легковых автомобилей в сентябре и сравнить их с уровнем год назад, то они на 18% меньше. Если же оценивать результаты за 9 месяцев, то в этом году было продано на 22% меньше новых легковых авто, чем в 2024 году — всего чуть больше 1 млн.
Эксперты объясняют такую динамику тем, что нынешние показатели сравнивают с рекордами 2024 года, когда россияне в панике побежали скупать автомобили, узнав о введении нового утильсбора. В прошлом году рекорды ставили как продажи новых авто, так и подержанных: новых было реализовано в 1,5 раза больше, чем в 2023 году (1,57 млн штук) — это был максимум за 4 года. Что касается транспортных средств в пробегом, то в 2024 году россияне купили более 6 млн штук — максимум за последние 10 лет.
Нынешнюю ситуацию некоторые сравнивают с пост-ковидным периодом, когда потребители бросились закупаться бытовой техникой, спрос бил рекорды (цены тоже), после чего последовал спад (все, кто хотел, приобрел нужные приборы). При этом эксперты напоминают: перенасыщение рынка — явление временное. Таким образом, повторения прошлогодних рекордов эксперты не ждут, но рост продаж в октябре, пока не вступили новые правила для утильсбора, — процентов на 10% относительно сентября — прогнозируют.