Мир в огнеДеталиАфрика

Совбез ООН проголосовал за план Марокко по автономии Западной Сахары

Дипломатический тупик в вопросе о статусе Западной Сахары длился десятилетиями. Новая резолюция Совбеза ООН пытается найти из него выход, сделав ставку на марокканский план автономии, однако этот шаг рискует похоронить надежды коренного народа сахарави на независимость.

Как развивался конфликт вокруг Западной Сахары 

Западная Сахара — последняя территория на африканском континенте, чей процесс деколонизации, по определению ООН, так и не был завершен. Уникальный статус «несамоуправляющейся территории» превратил регион в арену одного из самых затяжных конфликтов в мире.

Колониальное правление. Испания заявила свои права на прибрежную зону Западной Сахары в 1884 году в ходе Берлинской конференции, разделившей Африку между европейскими державами. Территория не представляла для Мадрида значительного экономического интереса до открытия крупных месторождений фосфатов в 1960-х годах, однако в 1965 году Генеральная Ассамблея ООН на фоне всеобщего курса по деколонизации потребовала от Испании организовать в Западной Сахаре референдум о самоопределении для коренного населения — народа сахарави.
Представители народа сахарави ведут караван верблюдов по пустыне Сахара
Представители народа сахарави ведут караван верблюдов по пустыне Сахара
Фото: Eye Ubiquitous / Hutchison / Global Look Press
Уход Испании и раздел территории. К 1975 году режим генерала Франко в Испании ослаб, сохранить колониальные владения оказалось невозможно. Соседние Марокко и Мавритания выдвинули претензии на территорию, которую рассматривали как часть своих исторических владений. 16 октября Международный суд ООН признал наличие некоторых связей сахарави с Марокко и Мавританией, но постановил, что они не должны препятствовать праву западносахарского народа на самоопределение. Несмотря на это, король Марокко Хасан II организовал «Зеленый марш», переселив 350 тыс. марокканских граждан на территорию Западной Сахары. Под давлением Испания в том же году подписала Мадридские соглашения, передав административный контроль над Западной Сахарой Марокко (северные две трети) и Мавритании (южная треть).
Война за независимость. Мадридские соглашения были отвергнуты Фронтом ПОЛИСАРИО — национально-освободительным движением Западной Сахары. Сразу после вывода последних испанских войск, 27 февраля 1976 года, ПОЛИСАРИО провозгласил создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Опираясь на значительную поддержку Алжира, фронт начал затяжную партизанскую войну. На фоне поражений в 1979 году Мавритания подписала мир с ПОЛИСАРИО и отказалась от своих претензий на Западную Сахару. Однако в итоге контроль над южной частью региона взял Рабат.
Члены фронта ПОЛИССАРИО размахивают флагом САДР
Члены фронта ПОЛИСАРИО размахивают флагом САДР
Фото: Sidali Djarboub / AP / TASS
Перемирие ООН и провал референдума. После 16 лет войны, в 1991 году, под эгидой ООН было достигнуто соглашение о прекращении огня. Стороны договорились провести референдум о будущем территории. Однако процесс зашел в тупик. ПОЛИСАРИО настаивал на участии в нем только коренных жителей Западной Сахары, в то время как Марокко требовало включить в списки десятки тысяч марокканцев, переселившихся в регион после 1975 года. Из-за этого спора референдум так и не состоялся.
План автономии. В 2007 году Марокко сменило тактику и предложило ООН план широкой автономии для региона в составе королевства. Проект предусматривает создание местных органов самоуправления для сахарави, но оставляет вопросы обороны и внешней политики за Рабатом. Фронт ПОЛИСАРИО и Алжир категорически отвергли предложение, потребовав провести референдум о независимости.
Возобновление конфликта. В ноябре 2020 года 29-летнее перемирие было нарушено. Марокканские войска провели операцию в буферной зоне Гергерат у границы с Мавританией, чтобы разблокировать дорогу, перекрытую сахарскими протестующими. В ответ Фронт ПОЛИСАРИО объявил о возобновлении вооруженной борьбы. С тех пор в регионе продолжаются боевые действия низкой интенсивности.

Что означает резолюция Совбеза ООН по поддержке плана Марокко 

В условиях продолжающегося тупика по вопросу 31 октября 2025 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №2797 (11 «за» при 3 воздержавшихся). Согласно тексту документа, план автономии Марокко назван «основой для переговоров». Резолюция не содержит упоминания о референдуме о независимости Западной Сахары.

Документ не является обязательным для исполнения сторонами конфликта, однако свидетельствует об изменении баланса сил в ООН в пользу Марокко. 

Резолюция значительно ослабляет переговорные позиции Фронта ПОЛИСАРИО и его союзников. При этом решение создает юридическое противоречие между политической волей части членов Совбеза и устоявшимися нормами международного права, в частности консультативным заключением Международного суда 1975 года, не признавшим суверенитета Марокко над территорией.

Рост поддержки Рабата стал возможен благодаря значительному ресурсному потенциалу страны, который Запад стремится использовать для диверсификации цепочек поставок в условиях глобальных торговых конфликтов. К активным сторонникам плана автономии можно отнести США, Францию и Великобританию.

Какими ресурсами богата Западная Сахара

Конфликт вокруг Западной Сахары во многом обусловлен ее значительными природными ресурсами, доступ к которым заблокирован из-за спорного международного статуса. Согласно международному праву, эксплуатация ресурсов несамоуправляющейся территории незаконна без согласия ее коренного народа.

  • Фосфаты. Главным богатством региона являются одни из крупнейших в мире месторождения фосфоритов (60%), которые необходимы для производства минеральных удобрений.
  • Рыбные ресурсы. Атлантическое побережье Западной Сахары является одной из самых богатых рыболовных зон в мире. Однако в 2018 и 2024 годах Суд Европейского союза постановил, что торговые и рыболовные соглашения между ЕС и Марокко не могут применяться к территории и водам Западной Сахары.
  • Редкоземельные металлы и углеводороды. помимо доказанных запасов, геологические исследования указывают на высокий потенциал наличия на территории других ценных ресурсов. К ним относятся редкоземельные металлы, необходимые для производства высокотехнологичной электроники и «зеленых» технологий, а также железная руда и возможные морские запасы нефти и газа.

Соединенные Штаты рассматривают Марокко как ключевого партнера в области безопасности в Северной Африке. В 2020 году администрация Дональда Трампа признала суверенитет Марокко над Западной Сахарой в обмен на нормализацию отношений Рабата с Израилем в рамках «Авраамских соглашений».

В Европе главным союзником Рабата стала Франция. В июле 2024 года президент Эммануэль Макрон написал письмо королю Марокко Мухаммеду VI, в котором заверил монарха, что Париж намерен последовательно продвигать марокканский план об автономии как на международном уровне. Затем в ходе визита в Рабат в октябре Макрон пообещал инвестировать около €10 млрд в проекты на территории Западной Сахары в области возобновляемой энергетики, рыбных ресурсов и добычи фосфатов. Последние представляют большое значение для европейской экономики после введения санкций в отношении российских минеральных удобрений. С 2022 года марокканские фосфаты составляют 50% от общего объема закупок ЕС.

Позицию по вопросу бывшей колонии изменила и Испания, которая в 2022 году поддержала план автономии. В обмен Рабат согласился помочь Мадриду остановить потоки нелегальных мигрантов, которые пересекают Гибралтарский пролив на лодках.

В июне 2025 года план Марокко поддержала Великобритания с целью диверсифицировать торговые связи после Brexit.

Главным и последовательным оппонентом автономии Западной Сахары в составе Марокко остается Алжир, который от голосования демонстративно воздержался. Алжир рассматривает Марокко как соперника в регионе Магриба. Конфликт двух стран берет начало с Песчаной войны 1963 года, когда Рабат предъявил претензии на алжирские территории, включая район Тиндуфа. Символично, что именно в этом районе Алжир позже разместил лагеря сахарских беженцев и штаб-квартиру Фронта ПОЛИСАРИО. Официально же государство апеллирует к принципу самоопределения народов.

После сближения Марокко и Франции, с которой Алжир воевал за независимость на протяжении десятилетий, региональный конфликт обострился с новой силой. Министерство иностранных дел Алжира осудило решение Макрона о признании, назвав его результатом «сомнительного политического расчета и морально сомнительных суждений», и отозвало своего посла из Парижа.

Воздержались от участия в голосовании Россия, Китай и Пакистан.

  • Официальная позиция Москвы остается неизменной на протяжении многих лет и заключается в достижении «справедливого, долгосрочного и взаимоприемлемого политического решения» конфликта на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. По мнению МИД России, решение должно быть найдено путем прямого диалога между сторонами — Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. Россия подчеркивает, что окончательный статус территории должен «устраивать обе стороны». Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заявил, что решение воздержаться при голосовании по резолюции №2797 связано с тем, что российская делегация не смогла поддержать «такой несбалансированный текст», поскольку он смещает акцент исключительно на марокканский план автономии.

Однако Россия не стала применять право вето, чтобы «дать еще один шанс мирному процессу».

  • Китай. Пекин строго следует принципу невмешательства. Поддержка любого сепаратистского движения противоречит его внутренней политике в отношении Тайваня. Имея значительные экономические проекты и в Алжире, и в Марокко, Китай последовательно выступает за решение, найденное путем прямого диалога сторон.

Фото обложки: Sidali Djarboub / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано