КапиталДетали

Считают потери: западные бренды объявили, во сколько им обошелся уход из РФ. Кто придет на их место и как это отразится на покупателях

Зарубежные компании подсчитывают убытки, которые они понесли из-за ухода с российского рынка. Например, для McDonald’s уход с российского рынка обошелся в $4,01 млрд, а Microsoft потеряла $126 млн.

В цифрах

Из-за ухода с российского рынка. McDonald’s потерял $4,01 млрд, Microsoft — $126 млн, H&M — $190 млн, Inditex — $300 млн.

Контекст

С конца февраля сотни западных компаний ограничили свою деятельность на российском рынке или полностью с него ушли. В Йельском университете предварительно оценили их убытки в $59 млрд. 

Тенденция

Уйти из РФ вскоре может производитель приправ Kamis, табачная компания Philip Morris, остатки товара распродает и IKEA.

Но при этом

Многие зарубежные компании продают бизнес и, по сути, новые владельцы лишь меняют вывеску — например «Вкусно — и точка». Кроме того, власти страны вводят меры поддержки для российских производителей.

В цифрах

Зарубежные компании подсчитывают убытки, которые они понесли из-за ухода с российского рынка, в СМИ появились свежие данные.

  • Корпорация Microsoft оценила расходы в $126 млн — в эту сумму вошли в том числе выплаты выходных пособий российским сотрудникам и потери от обесценивания активов. 
  • Сеть McDonald’s подсчитала, что ее общие расходы составили $4,01 млрд. Одна только продажа бизнеса в России обернулась для McDonald’s убытком в $1,2 млрд. 
  • Компания-производитель шин Michelin сообщила о потере €202 млн из-за приостановки деятельности в России. 
  • Mercedes-Benz из-за приостановки производства в России и поставок автомобилей в страну потерял €1,4 млрд. 
  • Шведский ритейлер H&M ранее оценил убытки от закрытия всех магазинов в РФ в $190 млн. 
  • По данным источников «Коммерсанта», у испанской сети магазинов одежды и аксессуаров Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Pull & Bear) потери от ухода из РФ могут составить около $300 млн, у японской Uniqlo — $150–170 млн, примерно такая же сумма — у французской Decathlon.
  • В прошлом месяце американская компания Brown-Forman, владеющая брендами виски Jack Daniel`s и водки Finlandia, подсчитала, что потеряла из-за ухода из России $52 млн.
  • В конце апреля Visa сообщила, что потратила на уход из России $60 млн.
  • В мае производитель каш Nordic заявил, что потерял €3,6 млн на продаже бизнеса в России.

Контекст

Это лишь некоторые из зарубежных компаний, которые потеряли миллионы долларов после ухода из РФ.

  • С начала спецоперации в Украине несколько сотен западных компаний ограничили деятельность на российском рынке или полностью с него ушли. Среди них – производители автомобилей и комплектующих, ритейлеры, платежные системы, аудиторские и консалтинговые компании, ИТ-компании, фармкомпании и множество других.
  • Некоторые иностранные компании решили покинуть российский рынок на фоне санкций стран Запада, часть из них (например, Uniqlo) ушли из-за давления со стороны иностранных властей, а некоторые — из-за разрыва логистических цепочек. 
  • В Йельском университете (США) оценили убытки корпораций от приостановки деятельности в РФ в $59 млрд. 

Тенденция

«Исход» иностранных компаний из России продолжается: о грядущем сворачивании деятельности в РФ объявили новые игроки.

  • Производитель приправ Kamis может покинуть Российский рынок после распродажи остатков, сообщил «Коммерсант». По данным издания, владеющая брендом американская McCormick & Co планирует уход с российского рынка.
  • Один из крупнейших игроков на табачном рынке Philip Morris International — производитель Marlboro и Iqos — может уйти из России к концу 2022 года. Гендиректор компании Яцек Ольчак заявил, что «уйти из России — сложнее, чем кто-то может представить». По словам главы компании, российский рынок — седьмой для Philip Morris по величине, а доля продукции табачной компании на российском рынке составляет 27%. 
  • IKEA с 5 июня проводит финальную распродажу остатков товара перед тем, как провести сокращения российского персонала и продать местные фабрики.
  • Также об уходе из России и планах передать российский бизнес местному менеджменту объявил производитель упаковки Tetra Pak. После продажи новая компания будет работать как самостоятельная организация.

Но при этом

Для российских потребителей уход западных компаний не означает, что они больше не смогут приобрести привычные товары и продукты в своей стране.

  • Например, аналоги мороженого «Макфлурри» и сэндвича «Биг Мак» можно будет купить в сети «Вкусно — и точка». После ухода из России McDonald’s не разрешил новой структуре сохранять эти виды мороженого и бургеров, однако преемники придумали, как сохранить привычное меню: несмотря на технические изменения, по вкусу эти позиции не будут отличаться от оригиналов.
  • Кофейни сети Starbucks в России, по данным СМИ, может купить ресторатор, основатель компании Pinskiy&Co Антон Пинский. Ему, вероятно, придется провести ребрендинг.
  • Ритейлер одежды Levi's также ранее заявил о намерении продать свой бизнес в РФ — как сообщили СМИ, один из магазинов компании уже возобновил работу в московском ТЦ «Авиапарк» под новым названием JNS. Ассортимент товара сохранился.
  • Продукцию финского бренда Valio в России будут выпускать под названием Viola. Причем обновление затронет только логотип, дизайн упаковок не изменится. 

Многие специалисты уверены, что освобождение рынка поможет российским брендам увеличить продажи. 

  • Уход западных компаний может возродить старые советские марки. Например, автомобили «Москвич» планируют выпускать на столичном заводе Renault, который перешел на баланс города.
  • Кроме того, правительство принимает меры поддержки для развития импортозамещения. В июне в России выпустили первые средства личной гигиены из отечественного сырья — пробные партии подгузников и прокладок из местной целлюлозы изготовили несколько крупных компаний, включая Drylock Technologies и «Фламинго». 
  • Заместить планируют и некоторые технологии — например, «Ростех» объявил о намерении создать отечественный игровой движок, а российские разработчики из «Киберполигона» и Positive Technologies готовят запуск аналогов HackerOne. 
  • По данным российских СМИ, власти страны начали разрабатывать законопроект, который сделает в РФ легальным доступ к новым иностранным фильмам, сериалам и музыке «из недружественных стран». Его суть в том, что если правообладатель в одностороннем порядке отказался от договора, лицензию на контент можно получить через суд. Эта мера может коснуться компаний Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount, которые объявили о приостановке выпуска в России нового контента. 
  • По мнению экспертов, принудительное лицензирование возможно ввести не только для контента, но и, например, для лекарств, а также патентов.
  • Глава отдела трудовой адаптации ФСИН Иван Шарков предложил заменить ушедшие из России бренды товарами из тюремных колоний. В пример он ​​привел IKEA: «Если сравнивать мебель, у нас и качество лучше, и цены ниже».
  • А московский футбольный клуб «Спартак» будет получать экипировку от Wildberries вместо Nike — онлайн-платформа заключила с клубом соглашение о партнерстве, вскоре логотип интернет-магазина появится на форме футболистов.
  • Кроме того, ряд товаров (например, технику) в Россию разрешили ввозить по параллельному импорту. Если гаджет, попавший в РФ по такой схеме, сломается, это исправит ритейлер — продавцы дадут гарантию до года на «параллельную» электронику.

То, что не производится в РФ, планируют привозить из «дружественных» стран: например ​​Иран будет поставлять России авиазапчасти вместо ушедших Boeing и Airbus. Иранские компании также займутся ремонтом и обслуживанием парка иностранных самолетов. Кроме того, в РФ «стучатся» турецкие, китайские, индийские и бразильские бренды, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Фото обложки: Виталий Смольников / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано