Продажи электроники в России
В 2023 году россияне купили 332 млн единиц

Тенденцию подтверждают и в «М.Видео – Эльдорадо». В компании отмечают, что доля российских товаров и СТМ на рынке продолжает расти и в 2024-м: в первые 6 месяцев количество такой техники увеличилось на 70% год к году. Абсолютных цифр в «М.Видео – Эльдорадо» не называют.
По оценкам Wildberries, доля техники из РФ на рынке электроники за первое полугодие 2024-го выросла вдвое по сравнению в первым полугодием 2023-го. На маркетплейсе чаще всего покупают технику таких брендов, как Scarlett, Red, BQ и Bork.
Какие бренды техники популярны среди покупателей

На втором месте — мелкая бытовая техника (например, фены и тостеры). Доля товаров из России и СНГ — 37%, на СТМ приходится 8%. Популярные бренды в этой категории — Vitek, Polaris и СТМ Redmond.

Замыкает тройку лидеров крупная бытовая техника: из 22 млн товаров, проданных в 2023-м, на Россию и СНГ пришлось 16%, на СТМ — 22%. Среди самых востребованных брендов в Fplus назвали Kitfort, «Бирюсу» и СТМ Dexp.

В телекоме (смартфоны) и компьютерной технике (ноутбуки, ПК и планшеты) меньше всего СТМ и российских брендов. Тем не менее у потребителей пользуются спросом телефоны от Fplus, BQ, Inoi и Dexp, а также компьютеры брендов «Аквариус», Fplus и iRu.

Как новые российские бренды выходят на рынок
С уходом зарубежных компаний среди россиян вырос спрос на СТМ: ассортимент электроники у них шире, а цена — ниже. Так, если в 2022-м лидерами по продаже телевизоров были Samsung и LG, то в 2023 году на первое место вышли собственные торговые марки (22,6% рынка телевизоров).
Как и где производят СТМ
Как правило, производство СТМ-продукции передается сторонней компании, а владелец торговой марки занимается продвижением и продажей готовых товаров. Чаще всего российские компании размещают СТМ-производство в Китае — из-за больших мощностей и относительно невысоких цен. Но со временем многие игроки локализуют бизнес, чтобы сократить издержки. Например, Wildberries производит товары собственных брендов как на российских заводах, так и в Китае. Телевизоры «Сбер» собирают на заводе «Витязь» в Белоруссии, но к концу 2024-го компания планирует перенести 50% производственных мощностей в Новгородскую область.
Крупные ритейлеры выпускают технику под собственными марками не первый год. Например, в «М.Видео – Эльдорадо» по итогам 2023-го доля «эксклюзивно представленного ассортимента», в который входит СТМ, достигла 15% товарооборота. А продавец электроники DNS планирует к 2027 году получать более 60% выручки за счет продаж товаров СТМ — Dexp, Aceline и др. Компания премирует сотрудников за их продвижение.
В 2022-м портфель собственных торговых марок начали формировать российские маркетплейсы и крупные ИТ-компании. Вместе с продажами электроники у них появляется возможность продвигать собственные цифровые сервисы и подписки. Эту тенденцию запустил «Яндекс»: в декабре 2022 года в продажу поступила электроника под брендом Tuvio. Сегодня в ассортимент Tuvio входят телевизоры, стиральные машины, микроволновые печи и электрические чайники. Кроме того, «Яндекс» продвигает собственную марки техники Commo.

Ozon в апреле 2022-го начал выпускать телевизоры под собственной маркой Hartens. В ассортименте бренда — как бюджетные HD-модели, так и современные «умные» устройства с разрешением 4К.

Wildberries под брендами Razz и Ruzz с 2023 года продает электроинструменты, бытовую технику и электронику, в том числе стиральные машины, пылесосы, блендеры и телевизоры. Для продвижения собственных ТВ маркетплейс предустановил голосового помощника «Марусю» и RuStore от VK.

В марте 2022-го «Сбер» выпустил в продажу Smart-TV под собственным брендом Sber. Дистрибуцией занимаются «М.Видео – Эльдорадо» и маркетплейс «СберМегаМаркет». Телевизоры работают на операционной системе «Салют ТВ», в которую встроены популярные онлайн-кинотеатры и видеосервисы, а также нейросеть GigaChat.
Кроме того, на рынке активно развиваются и сами производители электроники. Например, российская «ПОЗиС» в ноябре 2022-го объявила о возобновлении серийного производства холодильников под маркой «Мир». Компания выпускает по 600 тыс. единиц техники в год и намерена расширять ассортимент. А производитель электроники «Бештау» продает мониторы, которые составляют конкуренцию китайским аналогам. Продукцию «Бештау» закупают в основном для сотрудников госкомпаний.
Фото обложки: Антон Новодережкин / ТАСС