Что произошло
Японская финансовая компания Daiwa создала метавселенную для сотрудников. Там они могут пообщаться с коллегами в лунном баре и послушать речь руководства в театре.
Досье
Метавселенная — это виртуальное пространство для взаимодействия людей в реальном времени. Там можно учиться, совершать покупки и зарабатывать.
Тенденция
Рынок разработки метавселенных в 2021 году достиг $38 млрд. По прогнозам, к 2030-му его объем вырастет до $678 млрд.
Детали
Марк Цукерберг запустил свою метавселенную в Испании и Франции, но получил шквал критики, также метаверсы планируют развивать Tencent, YouTube, власти Сеула и Дубая.
Что произошло
Японская финансовая компания Daiwa Securities Group создала собственную метавселенную для своих нынешних и бывших сотрудников, а также членов их семей. Она приурочила открытие виртуального пространства к празднованию своего 120-летия.

Фото: Daiwa Securities Group Inc.
- В метавселенной Daiwa более 15 тыс. сотрудников корпорации по всему миру могут управлять своими аватарами на виртуальной Луне.
- Там они могут пообщаться с коллегами в лунном баре за цифровым пивом, послушать речь исполнительного директора Сейджи Наката в театре, а также посетить экскурсию по копии старой штаб-квартиры фирмы.
- Создали метавселенную в том числе и для того, чтобы сотрудники могли познакомиться с этой технологией, поскольку в будущем компания планирует использовать ее для взаимодействия с клиентами.
Досье
Согласно результатам февральского опроса ВЦИОМ, 90% россиян не знают, что такое метавселенные — они либо никогда не слышали этот термин, либо не смогли дать ему точного определения. Впрочем, объяснить значение этого слова не могут и жители других стран. «Спросите 50 человек, что такое метавселенная, прямо сейчас, и вы получите 50 разных ответов», — отметила в январе британская газета Guardian.
- Впервые слово метавселенная упоминается в книге «Лавина» 1992 года писателя Нила Стивенсона.
- По версии фантаста, метавселенная представляет собой единое виртуальное пространство, в котором люди взаимодействуют между собой с помощью аватаров. Похожее определение метавселенной дает и глава компании Meta* Марк Цукерберг.
- Это напоминает компьютерную игру или соцсеть (как отмечают эксперты, метавселенные часто путают с ними), но понятие шире.
Как уточняют специалисты, чтобы иметь статус метавселенной, киберпространство должно соответствовать ряду критериев:
- реальное время. Метавселенную нельзя остановить, сохранить или перезагрузить. События продолжают происходить, когда пользователь покидает платформу;
- реальные люди. За каждым аватаром реальный человек, который отвечает за свои действия, а не бот или нейросеть. Одновременно в метавселенной может действовать неограниченное число пользователей. Кроме того, пользователи сами создают контент и опыт внутри метавселенной, а не только пользуются тем, что создали разработчики;
- реальная экономика. Валюта в метавселенной имеет такую же ценность, как и реальная. Зарабатывать деньги здесь придется, как в обычном мире, внутреннюю валюту можно продавать, покупать и инвестировать. Кроме того, метавселенная должна охватывать разные сферы жизни, а не только игры, но и работу, учебу, общение.
Метаверсы подходят для обучения различным навыкам, виртуального общения и получения услуг, удаленной работы и создания корпоративной культуры.
Однако, как указывают эксперты, единой и полноценной до конца проработанной цифровой вселенной, которая целиком отвечала бы всем этим критериям, пока нет.
Тенденция
- Метавселенные стали одним из трендов 2021 года несмотря на то, что многие жители планеты до конца так и не разобрались в том, что значит это слово. Его активно «гуглили», кроме того, слово «метавселенная» (metaverse или meta universe) стало одним из главных слов 2021 года по версии словаря Collins.
- В 2021-м о разработке собственных метавселенных заявили такие корпорации, как Microsoft и Epic Games. А Марк Цукерберг пошел еще дальше: осенью 2021 года переименовал свою компанию Facebook* в Meta* — чтобы она ассоциировалась с Metaverse — метавселенной, которую компания планирует построить.
- В целом в 2021-м рынок разработки метавселенных достиг $38 млрд. По прогнозам экспертов, к 2030 году его объем вырастет до $678 млрд.
- За первые 5 месяцев 2022 года, согласно июньскому отчету консалтинговой фирмы McKinsey & Co, инвесторы вложили в развитие метавселенных около $120 млрд. Новые цифровые миры разрабатывают крупные корпорации, соцсети и правительства стран.
Детали
- Марк Цукерберг активно занимается разработкой собственной метавселенной, но пока не смог впечатлить пользователей. В середине августа он опубликовал скриншот своего виртуального аватара на фоне Эйфелевой башни.

- Таким образом он отпраздновал запуск собственной метавселенной Horizon Worlds в Испании и Франции. Однако не все прошло гладко: Цукерберга в соцсетях раскритиковали за низкое качество графики, а испанцы пожаловались на ужасный перевод в метаверсе.

- В апреле сотрудники Facebook* рассказали, что Цукерберг одержим идей метавселенной, однако у него отсутствует последовательная стратегия для реализации проекта. Убыток Meta* от подразделения Reality Labs, которое занимается проектом, за второй квартал этого года достиг $2,81 млрд.
- Однако Цукерберг продолжает вкладываться в метаверсы: в сентябре стало известно о планах Meta* запустить 10 виртуальных кампусов в университетах США. Компания потратит на это $150 млн.
- В феврале сервис YouTube заявил, что планирует создать метавселенную на своей видеоплатформе. Начнут, по словам представителей компании, с видеоигр. «Мы будем работать над тем, чтобы сделать игры более интерактивными и более живыми. Еще рано говорить о чем-либо подробно, но мы рады возможности превращать виртуальные миры в реальность для зрителей», — заявили в YouTube.
- В том же месяце компания McDonald's подала заявку на регистрацию товарного знака для «виртуального ресторана продуктов питания и напитков». Юристы объяснили, как это будет работать: «Ты развлекаешься в метавселенной и проголодался. С такими ресторанами тебе не нужно снимать гарнитуру и идти в (офлайн. — Прим. ред.) ресторан. Ты заходишь в виртуальный McDonald’s и делаешь заказ. В скором времени его доставляют к твоей двери».
- Китайский игровой гигант Tencent объявил сотрудникам о создании подразделения «расширенной реальности», которое займется развитием концепции метавселенной. Однако подробностей пока нет.
Развивать метаверсы намерен не только бизнес, но и правительства многих стран.
- Так, в ОАЭ объявили о запуске стратегии «Метавселенная Дубая» — планируется, что за 5 лет будут созданы 40 тыс. новых рабочих мест в метавселенной. Наследный принц эмирата шейх Хамдан бин Мохаммед сообщил, что в Дубае уже находятся более 1000 компаний, работающих в секторе метавселенной и блокчейна, которые вносят $500 млн в национальную экономику. В «Метавселенную Дубая» уже вступают крупнейшие компании города — девелопер Damac Group сообщил о планах строить в ней цифровые города, а медицинская фирма Thumbay пообещала развернуть в метавселенной больницу для виртуальных консультаций.
- Правительство Сеула также планирует превратить столицу Южной Кореи в виртуальный город в метавселенной. Власти оцифруют мегаполис, а жители, попадая в виртуальный мир со смартфонов и компьютеров, смогут путешествовать, а также получать удаленно различные услуги. В 2022 году в цифровом Сеуле откроется виртуальная мэрия, в 2023-м заработает цифровой аналог МФЦ. Также к 2023 году власти откроют виртуальную туристическую зону с основными достопримечательностями города и начнут проводить онлайн-фестивали.
*Компания Meta признана в России экстремистской. Facebook — продукт этой компании.