Роботакси Tesla: как выглядит, где работает
Илон Маск на презентации мероприятии в Калифорнии показал роботакси от Tesla — Cybercab. Машина будет стоить менее $30 тыс., ее серийное производство начнется до 2027 года, рассказал бизнесмен. Такси полностью автономно — у машины нет руля и педалей. По дизайну она напоминает современные модели американского бренда.
Фото: Eric Gay / AP / TASS Фото: Tesla
Сервис от Tesla начали тестировать 22 июня в Остине (штат Техас): в небольшом районе города, где нет автомагистралей и сложных перекрестков, запустили около десяти автомобилей с логотипом Robotaxi (в течение нескольких месяцев их число планируют увеличить до 1 тыс.). На переднем сиденье присутствует сотрудник, который следит за безопасностью. Такси принимает заказы с 06:00 до 00:00, но с рядом исключений — сервис отказывает в перевозке лицам младше 18 лет и может не работать в плохую погоду. Доступ к этим Cybercab есть только у блогеров, инвесторов и экспертов, которых Tesla пригласила поучаствовать в тестировании технологии. За поездку они отдают фиксированную сумму — $4,2.

Фото: Eric Gay / AP / TASS
Чтобы машина тронулась, необходимо пристегнуть ремень безопасности, а затем нажать на кнопку «Начать поездку». На центральном дисплее есть кнопки «Съехать на обочину», «Остановиться» и «Вызвать поддержку». Авто едет со скоростью около 60 км/ч, спокойно справляется с лежачими полицейскими и уступает дорогу пешеходам. В основном поездки проходят без происшествий: инфлюенсеры показывают, как они садятся в машину, взаимодействуют с интерфейсом и прибывают в пункт назначения. Свой опыт использования Cybercab они описывают словами «отлично» и «нормально», сравнивая роботакси с обычным Uber. Самая частая проблема, с которой столкнулись тестировщики, — поиск места, где их ожидает авто.
Это похоже на охоту на покемонов. Только это охота на роботакси.
Герберт Онг
YouTube-блогер, эксперт по Tesla
Илон Маск назвал первые поездки людей на Cybercab «кульминацией десятилетия напряженной работы». Инвесторы и правда давно ждали роботакси, запуск которого постоянно откладывался. Они рассчитывают, что новое направление оживит бизнес компании, которая пострадала от падения продаж электрокаров в Европе и массовых протестов против Маска во время его работы в администрации Дональда Трампа.
Лидеры на рынке беспилотных такси
Беспилотное такси, которое, как и обычного водителя, можно заказать через специальные приложения, уже работает более чем в десятке городов по всему миру. В основном — в Китае и США. Так, в КНР пассажиры могут выбрать роботакси Apollo Go от Baidu, Pony.ai или AutoX (стартап, финансируемый Alibaba), которые в ближайшее время намерены расширяться на Сингапур, Ближний Восток, США и другие регионы. В частности, китайская компания Baidu тестирует свои беспилотные такси с 2019 года. На сегодняшний день она управляет одним из крупнейших парков роботакси в Китае (около 1 тыс. машин), предоставляя услуги в Пекине, Гуанчжоу и Ухане и планируя экспансию в Швейцарию, Турцию и ОАЭ.

Фото: VCG / Imago / TASS
Американская компания Waymo (принадлежит Google), в свою очередь, крупнейший игрок на рынке беспилотных такси в США. Она эксплуатирует более 1,5 тыс. авто в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Финиксе и Остине, а к следующему году планирует нарастить свой автопарк до 2 тыс. машин. Reuters отмечает, что Waymo — единственная компания в США, которая вышла за рамки тестовых прокатов и сейчас предлагает полностью автономные платные поездки.

Фото: Zuma / TASS
Еще один игрок на американском рынке — роботакси Zoox (принадлежит Amazon). В мае компания в очередной раз обновила ПО беспилотников после серии аварий (без человеческих жертв) — роботакси сталкивалось с легковой машиной и водителем электросамоката. Теперь Zoox готовится к первому коммерческому старту: к концу 2025-го поездки станут доступны для жителей Лас-Вегаса, а затем для пассажиров из Сан-Франциско. Чтобы обеспечить серийное производство роботакси и составить конкуренцию Waymo и Tesla, компания в июне 2025-го открыла свой первый завод в Калифорнии. Там планируют собирать более 10 тыс. беспилотных такси в год.

Фото: Zoox Inc / Keystone Press Agency / Global Look Press
Что мешает развитию роботакси
По-прежнему существует множество препятствий для массовой эксплуатации беспилотных такси, пишут профильные СМИ. В первую очередь это вопрос безопасности: ни одна из этих моделей не идеальна, поэтому существует риск ДТП. Так, в декабре 2024-го стало известно, что американский автопроизводитель General Motors прекратил финансировать разработку роботакси под брендом Cruise. Это произошло на фоне разбирательств с ДТП с участием Cruise. Осенью 2023-го в Сан-Франциско женщину-пешехода сбил автомобиль, за рулем которого находился человек. Она упала на соседнюю полосу, по которой двигалось роботакси Cruise. Беспилотник затормозил, но все же сбил женщину, начал съезжать на обочину и тащил пострадавшую за собой на протяжении 6 метров.
В городах, где тестируют роботакси, фиксируют множество других нарушений — беспилотные авто создают проблемы с дорожным движением: ездят по кругу, перекрывают полосы движения или, запутавшись в маршруте, неожиданно останавливаются и ожидают прибытия сотрудников поддержки, создавая пробки на дорогах.
Не менее важный аспект — стоимость таких проектов. Особенно дорого обходится разработка и внедрение технологии LiDAR, которая использует импульсный лазер для расчета расстояний до объекта. В результате от планов по созданию собственного беспилотного транспорта отказались Apple и Uber (но Uber активно сотрудничает с другими разработчиками).
Также существуют риски в области кибербезопасности: технически взломать беспилотный автомобиль возможно, такие попытки точно будут — машины могут стать средствами для диверсии или террористических атак, предупреждают эксперты.
И, наконец, для внедрения беспилотных автомобилей требуется кардинальное изменение всей инфраструктуры — знаки, разметка, какие-то датчики, метки, которые будут управлять этим беспилотным трафиком. Для этого нужны огромнейшие вычислительные центры с квантовыми компьютерами, которые обрабатывают миллиарды операций в секунду. Должна быть связь не 5G, как сейчас предлагают, а что-нибудь типа 8G.
Константин Трофименко
директор Центра исследований умного города ВШЭ
Когда беспилотное такси появится в России
По прогнозам ВШЭ, в России полноценная инфраструктура для роботакси, например магистральные сети или специально выделенные полосы, может появиться к 2045 году. Тем временем российский «Яндекс» в 2023 году первым в Европе запустил тестирование беспилотных такси на трех территориях — в Иннополисе (Татарстан), Сириусе (Сочи) и московском районе Ясенево. Чтобы заказать роботакси в Москве, нужно оставить заявку на участие в тестировании (маршрут ограничен пределами Ясенево). Для выдачи доступа понадобится указать номер телефона, привязанный к аккаунту в «Яндекс Go».

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
В конце марта 2025-го Минэк продлил эксперимент по тестированию роботакси от «Яндекса» еще на 3 года. На тот момент беспилотные авто совершили более 100 тыс. поездок, общий пробег составил порядка 8 млн км. А в феврале 2025-го Минэк назвал число ДТП с участием роботакси: более чем за 2 года зафиксировали лишь 36 аварий. В официальном письме говорится, что только два ДТП произошли по вине беспилотника, остальные — по вине «другого участника движения».
В кулуарах ПМЭФ-2025 замминистра транспорта Андрей Никитин заявил, что беспилотные такси более массово появятся на городских дорогах после 2030 года.
И торопиться мы здесь не станем, а будем отрабатывать все технологические схемы, чтобы это было максимально безопасно.
Андрей Никитин
заместитель министра транспорта России
Фото обложки: Eric Gay / AP / TASS