КапиталДеталиБиомеханика

Новая эра препаратов от ожирения: почему Novo Nordisk и Eli Lilly переходят на таблетки и над чем работают другие фармкомпании

К 2030 году рынок препаратов от ожирения, по прогнозам, достигнет отметки в $100 млрд. Сегодня за место под этим многомиллиардным солнцем борются два фармацевтических гиганта — американская Eli Lilly и датская Novo Nordisk. Они наращивают объемы производства, готовятся выпускать в продажу пероральные лекарства и работают над следующим поколением средств для потери веса. Им в спину дышат другие крупные биотехнологические компании. 

Медики (и «Московские новости» вместе с ними) напоминают, что самостоятельное применение препаратов для похудения, от ожирения и диабета может привести к негативным последствиям. Без предварительной консультации с врачом приобретать и применять их не стоит.  

Таблетки для лечения ожирения от Novo Nordisk: как это работает 

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило первый пероральный препарат от ожирения, имитирующий гормон GLP-1, — таблетки Wegovy от датской фармацевтической компании Novo Nordisk. В его составе все то же действующее вещество, что и в оригинальных Wegovy и Ozempic в виде инъекций, — семаглутид. Это синтетический аналог гормона GLP-1, который воздействует на рецепторы в головном мозге человека, снижая аппетит и замедляя пищеварение. 

Что такое GLP-1

В основе большинства препаратов для лечения диабета и ожирения — имитаторы глюкагоноподобного пептида-1 (GLP-1 или ГПП-1). Это гормон, который вырабатывается в кишечнике после еды: он увеличивает уровень инсулина и снижает выработку глюкагона, тем самым дает возможность диабетикам и людям с ожирением контролировать вес и уровень сахара в крови.

Novo Nordisk заявила, что планирует выпустить таблетки в продажу в начале 2026 года. На этом фоне акции фармацевтического гиганта подскочили на 10%. CNN пишет, что на рынке средств от ожирения «началась новая эра», а CNBC отмечает: решение FDA откроет доступ к лечению для большего числа пациентов. 

Novo Nordisk
Фото: Mads Claus Rasmussen / AP / TASS

За годы исследований мы поняли, что возможность перорального приема препарата действительно активизирует и мотивирует различные группы населения обращаться за лечением. Мы знаем, что есть пациенты, которые просто не хотят ставить себе инъекции. Поэтому мы рады предоставить людям возможность выбора и обеспечить им комфорт. 

Дэйв Мур
вице-президент Novo Nordisk по операциям в США

Клинические испытания таблеток Wegovy показали: прием в течение 64 недель приводит к потере 14% веса. Примечательно, что пероральный препарат Novo Nordisk оказался более эффективным, чем таблетки главного конкурента — американской Eli Lilly. Она тоже готовится выпустить на рынок пероральное лекарство для пациентов с ожирением — орфорглипрон: он продемонстрировал снижение веса на 11% за 72 недели. Но, по сравнению с таблетками Wegovy, он легче усваивается и не требует серьезных ограничений в рационе питания пациента. Как ожидается, FDA одобрит продажу орфорглипрона летом 2026 года. 

Эксперты говорят, что пероральные лекарства — «новое поле битвы» двух фармацевтических гигантов, которые создали быстро развивающийся рынок агонистов GLP-1. По прогнозам Goldman Sachs, к 2030 году таблетки могут занять 24-процентную долю (около $22 млрд) мирового рынка лекарств для похудения.

Противостояние Novo Nordisk и Eli Lilly

Novo Nordisk и Eli Lilly по-прежнему доминируют на рынке, выпуская свои флагманские препараты от ожирения — Wegovy и Ozempic, Zepbound и Mounjaro соответственно. Обе компании наращивают поставки, тестируют новые способы применения лекарств (включая таблетки) и работают над следующим поколением средств от ожирения. Несмотря на то, что Novo Nordisk «дебютировала» на рынке первой (в 2017 году в США Ozempic одобрили для лечения сахарного диабета 2-го типа, а в 2021-м — для лечения ожирения), сегодня Eli Lilly вырывается вперед. По итогам первого квартала 2025 года американская фармацевтическая компания обошла датского конкурента, завоевав 53% рынка, а в августе Eli Lilly сообщила, что ее доля выросла до 57%. 

Eli Lilly
Фото: Michael Conroy / AP / TASS

Бум препаратов GLP-1 привел к тому, что Eli Lilly стала первой в истории фармацевтической компанией, капитализация которой достигла $1 трлн. Такой успех аналитики объясняют тем, что препараты Eli Lilly по эффективности и безопасности превосходят разработки Novo Nordisk. Так, в основе Zepbound от ожирения и Mounjaro для лечения сахарного диабета — действующее вещество тирзепатид. Он имитирует действие сразу двух гормонов — как GLP-1, так и GIP, который помогает организму расщеплять сахар и жир, поступающие с пищей. 

Zepbound обеспечивает снижение веса в среднем на 20%, многочисленные исследования подтвердили его превосходство над Wegovy. К тому же у препарата от Eli Lilly меньше побочных действий, он легче переносится и может быть эффективен для лечения сердечной недостаточности и синдрома обструктивного апноэ сна

Датская Novo Nordisk, которая все еще остается одним из лидеров на рынке, в июле 2025-го понизила прогнозы по прибыли и продажам. Компания делает ставку на то, что новый генеральный директор Майк Дустдар поможет ей восстановить позиции. Он возглавил Novo Nordisk в конце июля и уже внес несколько масштабных изменений: в сентябре фармацевтический гигант объявил о планах сократить около 9 тыс. сотрудников (примерно 11,5% персонала), параллельно инвестируя миллиарды долларов в наращивание производственных мощностей. Аналитики считают, что выпуск таблеток GLP-1 раньше Eli Lilly обеспечит Novo Nordisk серьезное преимущество на рынке

Вы должны знать, что Novo Nordisk продолжит оставаться лидером в этой области. Это наша миссия, и мы продолжим разрабатывать новые лекарства и выводить их на рынок. 

Дэйв Мур
вице-президент Novo Nordisk по операциям в США

Как будет развиваться рынок препаратов от ожирения

От ожирения страдают более 1 млрд человек во всем мире. Этот диагноз способствует развитию широкого спектра хронических заболеваний — от нарушения обмена веществ до рака. В 2024-м ожирение привело к смерти 3,7 млн пациентов. 

Препараты-агонисты GLP-1 уже изменили систему оказания медицинской помощи миллионам людей, страдающих ожирением и сахарным диабетом 2-го типа, и спровоцировали новую волну инвестиций в фармацевтику. В период с 2022-го по 2024 год число назначений этих лекарств ежегодно росло примерно на 38%. К 2030-му, по прогнозам Goldman Sachs, этот рынок достигнет отметки в $100 млрд.

Тем временем в McKinsey ожидают, что к концу десятилетия средства от ожирения будут принимать около 50 млн пациентов в США. Для некоторых из них даже 15–20-процентная потеря веса может оказаться недостаточной. Более того, возникают опасения по поводу качества лечения: ряд препаратов снижает аппетит, не воздействуя непосредственно на жировые отложения. В результате значительная доля общего потерянного веса может приходиться на мышечную массу, что создает риски для пациентов. Эти проблемы стимулируют разработку следующего поколения препаратов с новыми механизмами действия. Например, датская фармкомпания Zealand Pharma совместно с германской Boehringer Ingelheim проводят клинические испытания сурводутида. Он сочетает в себе свойства GLP-1 и глюкагона, одновременно подавляя аппетит и увеличивая затраты энергии в организме.  

Свою долю на рынке стремятся занять и другие фармацевтические гиганты — например, Roche, AstraZeneca, Merck, Amgen и Pfizer. Так, американская биотехнологическая компания Amgen тестирует инъекции MariTide: клинические испытания показывают потерю 20% массы тела при ежемесячном введении препарата. А Pfizer в ноябре приобрела разработчика препаратов от ожирения Metsera (сумма сделки составила $10 млрд). В краткосрочной перспективе они, конечно, не смогут «ослабить хватку» Novo Nordisk и Eli Lilly, но в долгосрочной представляют «большую угрозу для лидеров рынка», уверены эксперты, опрошенные Axios. 

Фото обложки: Novo Nordisk

Копировать ссылкуСкопировано