Когда фильм «Сентиментальная ценность» выйдет в России
20 ноября на российские экраны выходит фильм «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера (дальний родственник режиссера Ларса фон Триера). Картина, уже удостоенная Гран-при жюри 78-го Каннского кинофестиваля 2025 года, стала лидером по числу номинаций на премию Европейской киноакадемии и выдвинута от Норвегии на «Оскар».
В России фильм выходит в официальный прокат, дистрибьютором стала кинокомпания A-One, которая ранее выпускала детективную сатиру «Треугольник печали» и драму с Хоакином Фениксом «Камон Камон». Изначально картина должна была выйти 23 октября, однако позже дату изменили. Мировая премьера состоится на день позже — 21 ноября.
О чем картина «Сентиментальная ценность» и кто сыграл главные роли
Драма Йоакима Триера «Сентиментальная ценность» исследует сложные отношения между отцами и детьми и целительную силу искусства. Сюжет сосредоточен на сестрах Норе и Агнес, которые после смерти матери встречаются с отцом Густавом. Он работает режиссером и долгое время не виделся с детьми. Густав предлагает Норе, театральной актрисе, сыграть в фильме о семейной истории, но она отказывается, и ее роль достается молодой голливудской актрисе.
В процессе съемок Густав пытается не только возродить свое творческое наследие, но и восстановить отношения с дочерьми. Старый семейный дом, хранящий память нескольких поколений, становится одновременно съемочной площадкой и пространством для примирения и взаимопонимания.

Роль Норы исполняет норвежская актриса Ренате Реинсве, известная по фильму «Худший человек на свете», за который она получила приз за лучшую женскую роль в Каннах в 2021 году. Ее сестру Агнес играет Инга Ибсдоттер Лиллеос («Биркебейнеры», «Преданные»), а отца — Стеллан Скарсгард («Лекарь: Ученик Авиценны», «Умница Уилл Хантинг») из знаменитой актерской династии. Его жизнь частично перекликается с судьбой персонажа. Американскую актрису Рэйчел Кемп на экранах представит Эль Фаннинг («Дождливый день в Нью-Йорке», «Малефисента»).
Съемочный процесс и личная история Триера
«Сентиментальная ценность» — самый эмоциональный фильм Йоакима Триера. В нем почти нет внешних спецэффектов — весь акцент сосредоточен на семье Борг и их доме, который становится не просто местом действия, а своего рода хранителем памяти нескольких поколений.
Для Триера эта история имеет личный характер. Как он сам говорил, импульсом для написания сценария стал момент, когда его мать решила продать дом его бабушки и дедушки. Тогда режиссер вдруг ощутил масштаб прожитой там жизни. Дедушка Триера — Эрик Формо Лекен — сыграл важную роль в развитии норвежского кинематографа середины ХХ столетия.
Я понял, что все события XX века происходили именно в этом доме. Мой дед был борцом Сопротивления, которого пытали, и он едва выжил, затем стал кинематографистом и даже поехал в Канны в 1960 году. Думаю, кино было его способом справиться с этой травмой.
Йоаким Триеррежиссер
Связь между личным опытом Триера и художественной историей определила подход к дому семьи Борг: он должен был быть аутентичным, настоящим, а не стилизованным под эпоху.
Поиск подходящей локации оказался непростым. Продюсер Андреа Берентсен Оттмар отмечала, что в Осло мало вилл с сохранившейся исторической фактурой. В итоге для съемок использовался дом, ранее появлявшийся в одной из его прошлых работ. Владельцы здания уезжали на несколько месяцев, что позволило команде буквально поселиться там.
Реальный интерьер дома годился лишь для сцен, происходящих в настоящем времени. Для флэшбэков из прошлого — от 1918 года до конца XX века — масштабные декорации были воссозданы в студии. Художник-постановщик «раскопал» историю норвежского дома через архивы, фотографии и образцы материалов: для съемок он нашел старинные обои, деревянные колонны и музейные экспонаты.
Идея заключалась в том, чтобы придать эпохе аутентичность, а также показать, как дом меняется со временем, как вещи адаптируются и используются повторно.
Йорген Штангебье Ларсенхудожник-постановщик

Триер вместе с оператором Каспером Туксеном стремился показать историю дома также через призму эволюции кинематографа. Визуальный стиль каждой эпохи создавался с опорой на технологии, характерные для того времени, чтобы передать дух и эстетику соответствующего периода.
- Для сцен 1920-х они использовали черно-белую 16-мм пленку. Она дает дрожащую фактуру и глубокие тени.
- В 1970-х съемка постепенно переходила от 16 к 35 мм: картинка становилась более четкой, зернистость уменьшалась. Для этих сцен использовали объективы Super Baltar — те самые, которыми Гордон Уиллис снимал «Крестного отца». Они дают высокий контраст, теплые оттенки кожи и мягкие зелено‑синие блики по краям кадра.
- Для 1980–1990-х Туксен перешел на Zeiss Super Speed — объективы с очень большой светосилой, которые создают более резкую картинку и характерное размытие фона. Ими активно пользовались в коммерческом кино конца XX века.
- Для вымышленного военного фильма Густава Борга команда выбрала совершенно иной подход. Они вдохновлялись визуальным стилем Тарковского — «Сталкера» и «Андрея Рублева» — и использовали тяжелые химические техники обработки пленки.
Что говорят о картине критики
На Rotten Tomatoes у фильма «Сентиментальная ценность» 96% положительных рецензий, на IMDb картину оценили на 8/10 баллов. Критики отмечают мастерство режиссерской работы, а некоторые даже называют фильм одной из лучших картин года.
Хотя фильм длится всего 2 часа и 13 минут, «Сентиментальная ценность» вмещает за это время целый роман эмоций и выразительных визуальных деталей.
Дана СтивенсSlate

Помимо ювелирной работы режиссера, многие также хвалят актеров.
Актерская игра в этом новом фильме просто безупречна: комические моменты могут внезапно — или, возможно, спустя часы и даже дни — вызвать у вас слезы.
Питер ТрэверсThe Travers Take
«Сентиментальная ценность», по сути, строится на дуэте Скарсгарда и Рейнсве, и эти двое играют друг с другом так, что любой, кто сталкивался с отцовскими сложностями — а значит, каждый из нас, — легко это узнает.
Дэвид ФирRolling Stones
Какие премьеры Каннского фестиваля можно посмотреть в кинотеатре
«Сентиментальная ценность» — не единственная картина с Каннского кинофестиваля, которую сегодня можно увидеть в российских кинотеатрах. Сейчас в прокат выходят самые заметные премьеры фестиваля.
«Новая волна» (уже в прокате)
IMDb — 7,4; «Кинопоиск» — 7,9
Черно-белая лента Ричарда Линклейтера, снятая на французском языке, посвящена направлению в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Режиссер рассказывает о том, как Жан-Люк Годар (Гийом Марбек) снимал свой легендарный дебют «На последнем дыхании». Картина снята в формате 3:4, как и оригинал Годара, и наполнена стилистическими отсылками к эстетике 1960-х.
«Умри, моя любовь» (в прокате с 27 ноября)
IMDb — 6,6
Картина Линн Рэмси была одной из самых ожидаемых на Каннском фестивале. В новой работе режиссер исследует материнство, давление социальных ожиданий и постепенное остывание отношений после рождения ребенка. Подозревая мужа Джексона (Роберт Паттинсон) в измене, Грейси (Дженнифер Лоуренс) сталкивается с галлюцинациями. Их тихая жизнь в небольшой горной деревне Монтаны превращается в тревожный сон, где граница между любовью и безумием постепенно стирается.
«Сират» (уже в прокате)
IMDb — 7,1; «Кинопоиск» — 7,3
Еще один лауреат приза жюри Каннского кинофестиваля вышел в российский прокат в конце октября. Испано-французская драма Оливера Лаше рассказывает историю Луиса — отца, потерявшего дочь. Вместе с сыном и собакой по кличке Пипа он отправляется на ее поиски через пустыню. Переезжая с места на место, они слышат о полумифическом рейве на границе с Мавританией, где рассчитывают найти девушку.
Фото обложки: Neon



