Что такое rage bait
Оксфордский словарь английского языка объявил rage bait («рейджбейт») словом 2025 года. Оно образовано от двух английских — rage («гнев») и bait («приманка») — и означает контент, созданный специально для того, чтобы вызвать у аудитории раздражение, негодование и гнев. За последний год частота использования этого термина выросла в 3 раза, отмечают в Oxford Languages.
Тот факт, что слово rage bait существует и пережило столь резкий всплеск популярности, означает, что мы все больше осознаем, в какую манипуляцию можем быть втянуты в интернете. Раньше онлайн-пространство было сосредоточено на привлечении нашего внимания по схеме «любопытство в обмен на клики». Но теперь мы наблюдаем резкий переход к влиянию на наши эмоции и реакцию.
Каспер Гратволь
президент Oxford Languages
Впервые термин rage bait был использован в 2002 году на платформе Usenet — в одной из публикаций пользователь описывал ситуацию на дороге: водитель позади него на трассе намеренно несколько раз мигал фарами (чем и вызвал раздражение), а потом совершил обгон. Слово разошлось по соцсетям и стало сленговым. Сегодня под ним понимают что-то вроде троллинга в коммерческих или медийных целях: цель инфлюенсеров, которые прибегают к rage bait, — привлечь внимание аудитории, вовлечь ее во взаимодействие с контентом (лайки, репосты, комментарии) и заработать на этом.
Мотивы создания rage bait могут быть разными, но в основном делятся на две категории: денежная выгода и формирование убеждений. Каждый клик, просмотр, лайк, комментарий, сохранение способствуют повышению популярности этой публикации. Внимание — это основная валюта социальных сетей.
Саймон Копленд
научный сотрудник Австралийского национального университета, эксперт по онлайн-экстремизму
Rage bait может принимать разные формы — от странных рецептов (например, арахисовое масло и изюм в омлете) до нападок на поп-звезд; от спорных историй о бойфрендах (с кликбейтными заголовками по типу «Я не могу поверить, что это произошло» или «Свидание пошло не так») до политических дискуссий («Трамп ужасен именно по этой причине»). Сюда же относится намеренная дезинформация, а также расистские и сексистские публикации.

Фото: Evan Agostini / AP / TASS
В этом году термин rage bait активно обсуждали после одного из интервью Дженнифер Лоуренс: актриса рассказала, что ведет секретный аккаунт в TikTok и «рэйджбайтит» людей в комментариях, наблюдая за их реакцией.
Там я ввязываюсь в ссоры в комментариях, которые меня очень затягивают. Однажды мне одна девушка даже сказала: «Сколько тебе лет? Займись своей жизнью». Я, наверное, намеренно провоцирую гнев у людей в TikTok.
Дженнифер Лоуренс
Слова 2025 года
Британский словарь Collins признал словом года vibe coding («вайбкодинг»). Так называют современный подход к программированию, при котором разработчик описывает задачи на простом языке, а нейрость генерирует соответствующий код.
Кембриджский словарь назвал словом 2025 года прилагательное «парасоциальный». Его используют для описания односторонней эмоциональной связи человека с любимым артистом или блогером, вымышленным персонажем фильма или книги.
Американский онлайн-словарь Dictionary.com выбрал словом года выражение six-seven («шесть-семь»). Оно популярно у поколения альфа: дети выкрикивают «шесть-семь», когда учитель открывает страницу 67, когда до перемены остается от 6 до 7 минут и в абсолютно случайные моменты. Редакторы словаря отмечают, что это первое за много лет «слово года», не имеющее значения: «Это не термин, а междометие. Его просто кричат. И в этом новизна и энергия».
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина назвал «победу» словом 2025 года. Этот выбор объяснили празднованием 85-летия Победы.
Портал «Грамота.ру» со своим лидером пока не определился, но выдвинул шорт-лист из 12 слов. В нем есть, например, ред-флаг («красный флаг» в поведении человека), брейнрот (низкокачественный или абсурдный контент, который «разлагает» мозг человека) и пупупу (междометие как реакция на неприятную или сложную ситуацию).
К чему приводит rage bait-контент
Сами по себе блогеры и инфлюенсеры, публикующие спорные рецепты, видео ссор в общественных местах или неприятных действий (например, громкого чавканья), не обязательно вредны или опасны. Но психологи говорят, что rage bait заставляет людей испытывать разочарование, опустошенность и чувство безнадежности. Все это приводит к эмоциональному выгоранию.
Проблема еще и в том, что соцсети и скроллинг ленты вызывают привыкание: мозг «подсаживается» на короткие видео — они дают прилив дофамина и оставляют пользователя в постоянно возбужденном состоянии.
Постоянный просмотр такого контента приводит в замешательство и создает когнитивный диссонанс — чувство противоречия или неуверенности в том, как реагировать на посты, содержание которых бросает вызов вашим убеждениям. В результате может возникнуть ощущение оторванности от других или замкнутости в своих собственных ценностях.
Сара Куинн
клинический психолог
В списке социальных последствий растущей популярности rage bait — поляризация мнений и отсутствие конструктивного диалога в соцсетях, а также снижение «чувствительности» к определенным темам: если в комментариях под противоречивым постом, например про домашнее насилие, пользователи высказали свою позицию и даже вступили в агрессивный спор, в следующий раз — уже в реальной жизни — обсуждение этой проблемы может показаться «очередной» дискуссией, лишенной смысла.
Что делать, если контент в соцсетях вызывает раздражение
Эксперты рекомендуют следить за своим эмоциональным состоянием во время просмотра контента в соцсетях: если вы заметили, что посты определенного блогера вас злят или раздражают, перейдите в его профиль — посмотрите, чем он делится, как часто там встречается rage bait. И если это происходит регулярно, а такие публикации вызывают у вас неприятные чувства, возможно, пришло время отписаться от этого человека.
У психологов даже есть специальный термин, которым описывают потребление вызывающего отрицательные эмоции контента, — хейтвотчинг. И это действительно может превратиться в зависимость.
Отследите, сколько времени каждую неделю вы тратите на просмотр того, что вызывает у вас негативные эмоции. Прежде всего важно осознать, сколько конкретно времени уходит впустую — обычно мы недооцениваем эти потери. Спросите себя: «Действительно ли это разумное использование моего времени?» Вспомните, как вы чувствуете себя не во время просмотра, а после. Очень вероятно, что вы ощущаете усталость, разбитость или нервозность. Возможно, ругаете себя за напрасно потраченное время.
Екатерина Антюфьева
преподаватель Института психотерапии и клинической психологии
Освободившееся время можно потратить на те занятия и хобби, которые действительно приносят удовольствие (стоит даже составить список и каждый день выбирать что-то новое). Еще одна рекомендация психологов — временно сменить эмоциональные «американские горки» на более длинные формы контента: например, чаще смотреть фильмы, читать объемные романы и слушать альбомы любимых музыкантов.
Фото обложки: Freepik