Что происходит
Рост спроса на доставку продуктов питания и повседневных товаров в России замедлился до минимальных с 2017-го значений, подсчитали в NielsenIQ.
Контекст
Темпы снизились после взрывного роста на фоне ажиотажной покупательской активности в марте. Теперь люди решили экономить, отмена коронавирусных ограничений также отразилась на сервисах онлайн-доставки.
Тенденция
Компания МТС закрыла сервис доставки еды, «Самокат» приостановил работу в 15 городах России, а сервис «Кухня на районе» планируют продать.
В цифрах
В первую очередь в целях экономии россияне планируют сократить траты на отдых и развлечения, а также на алкоголь.
Что происходит
Спрос на доставку продуктов питания и товаров повседневного спроса в России снижается. По сравнению с прошлым годом онлайн-продажи все еще растут, однако этот рост рекордно замедлился.
- За неделю с 4 по 10 апреля онлайн-продажи продуктов питания и повседневных товаров в России выросли на 10% год к году (то есть по сравнению с той же неделей в 2021 году). Однако это стало минимальным значением за всю историю наблюдений с 2017 года, подсчитали в исследовательской компании NielsenIQ.
- В частности, с 21 по 28 февраля этого года онлайн-продажи выросли на 38% год к году, а в период ажиотажного спроса в марте недельные темпы роста достигли 58%.
- Спрос на корм для животных в апреле год к году снизился в три раза, а спрос на кофе — в четыре.
- Продажи заменителей грудного молока и подгузников в апреле и вовсе упали почти до нуля.
Контекст
Некоторые игроки рынка считают, что спрос возвращается к норме после мартовского ажиотажа, а другие и вовсе не зафиксировали снижения продаж.
- В «Сбермаркете» сообщили, что в марте спрос был сравним с предновогодним ажиотажем, а сейчас наблюдается возвращение к февральским показателям. Там добавили, что потребители снова начали активно покупать молочные продукты и овощи вместо товаров с большим сроком годности.
- В «Утконосе» отметили, что в марте был повышенный спрос на бытовую химию, предметы личной гигиены, товары для детей и животных. Сейчас онлайн-ритейлер зафиксировал сокращение покупок в этих категориях.
- Во «Вкусвилле» заявили, что не зафиксировали снижения интереса к своей доставке.
- В Ozon сообщили, что в апреле продажи продуктов по сравнению с 2021 годом выросли вдвое.
Однако некоторые эксперты прогнозируют ухудшение ситуации. Партнер консалтинговой компании One Story Ольга Сумишевская считает, что раньше продажи росли из-за «практически отсутствующей базы» (то есть, сервисов доставки продуктов на рынке практически не было), теперь же темпы роста значительно замедлятся на фоне экономического спада.
- Покупатели уехали. Часть активных клиентов онлайн-ритейла — молодых россиян и IT-специалистов — уехала из страны. В частности, 22 марта глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко сообщил, что из России уехали 50–70 тыс. ИТ-специалистов, однако были и более внушительные оценки.
- Покупатели начали экономить — стали внимательнее следить за ценами и ходить в обычные магазины. «На фоне кризиса потребители заметили, что зачастую онлайн — не значит дешевле», — заявила Сумишевская. Например, в «Яндекс.Лавке» цены на некоторые позиции выше традиционной розницы на 20–30%, а в ряде случаев — в полтора раза и более.
- Кроме того, не все готовы платить за доставку продуктов. «СберМаркет», например, отменил бесплатную доставку для обладателей подписок «Прайм» и «Прайм+» (платные подписки, которые дают пользователям доступ к различным льготам и бонусам сервисов экосистемы).
- Перестали опасаться COVID-19. Росту популярности доставки способствовала пандемия коронавируса (в 2020-м ритейлеры нарастили выручку втрое по сравнению с 2019-м и продолжили развиваться в 2021-м году). Теперь же пандемия пошла на спад и популярность онлайн-доставок снизилась.
Тенденция
Рынок сервисов доставки еды находится в стадии так называемого «кровавого океана», считают некоторые эксперты. Это означает, что на рынке высокая конкуренция, а рост стоимости продуктов и стремление покупателей сэкономить еще больше усложняют развитие рынка сервисов доставки.
- Например, компания МТС закрыла запущенный в 2020 году сервис доставки еды. «Проект был актуален во время пандемии, в данный момент он закрыт», — сообщил представитель мобильного оператора.
- «Самокат» приостановил работу в 15 городах России. В «Сбере» и VK, которым принадлежит сервис, заявили, что компания просто закрывает неприбыльные точки и перестраивает систему.
- Ранее СМИ сообщили, что VK и «Сбер» ищут покупателя для сервис доставки еды «Кухня на районе», а некоторые источники утверждают, что проект могут и вовсе закрыть.
- Некоторые сервисы доставки, наоборот, расширяют спектр услуг. Например, «ВкусВилл» объявил о запуске бесплатной доставки продуктов в пригороды и на дачи.
В цифрах
В первую очередь сэкономить жители РФ планируют на отдыхе, выяснили в «Почта банке» в ходе
- 26% респондентов при необходимости сократят в первую очередь свои траты на отдых и развлечения. Второе место (22% голосов) занял отказ от алкоголя.
- Сократить траты на технику готовы 18% респондентов, на одежду и обувь — 13%, на красоту и уход — 8%, на продукты — 5%. 8% опрошенных отметили, что не планируют экономить вовсе.
- Банк сообщил, что 25% участников опроса уже сократили свои траты более чем на 20%, еще 24% опрошенных уменьшили расходы на 10–20%.
- Также 40% респондентов признались, что пока не начали экономить и следят за развитием ситуации.
Фото обложки: Freepik; OZON