Что произошло
Инвестиции в фудтех в мире за 6 месяцев 2021 года выросли в 1,5 раза, составив $16,3 млрд.
Детали
Популярными направлениями инвестиций стали доставка еды, разработка продуктов и напитков, проекты в сфере гостинично-ресторанного бизнеса.
Контекст
В России фудтех-компании, действующие в нише экспресс-доставки, в 2020 году увеличили выручку в 4 раза. Эксперты прогнозируют рост объема инвестиций на фоне популярности у россиян дистанционных покупок.
Тенденции
Россияне в 2020 году стали чаще покупать товары и еду с доставкой. Кроме того, увеличился средний чек у интернет-магазинов.
Что произошло
- Инвестиции в
фудтех в мире за 6 месяцев 2021 года выросли на 66% и составили $16,3 млрд, следует из данных исследования фонда Fuel for Growth. - Только за первое полугодие 2021 года была совершена 521 инвестиционная сделка. Это на 13% больше, чем годом ранее.
- Для сравнения: в 2020 году объем инвестиций в фудтех составил $18,95 млрд (914 сделок), в 2019 году — $10,17 млрд (712 сделок).
Детали
- Большая часть сделок приходится на США — 41%. В Европе заключили 26% контрактов, в Азии — 19%, в Канаде — 4%, на Ближнем Востоке и в Южной Америке — по 3%.
- Популярными направлениями инвестиций стали доставка продуктов и еды (54%), разработка новых продуктов и напитков (18%), проекты в сфере гостинично-ресторанного бизнеса (12%).
- Одна из самых крупных сделок за первое полугодие 2021 года — инвестиции в индийскую платформу для заказа еды из ресторанов Swiggi. В июле 2021 года она получила $1,3 млрд от фондов SoftBank (Япония), Prosus Ventures (Нидерланды) и других.
- Кроме того, фудтех-стартапы активно выходят на фондовый рынок. В мае шведская компания по производству веганских продуктов Oatly привлекла $1,43 млрд на IPО. В июле индийский сервис доставки еды Zomato провел IPO на Национальной фондовой бирже Индии.
- Венчурная компания Fuel for Growth прогнозирует развитие рынка производства белка из водорослей. В первом полугодии 2021 года инвестиции привлекли две компании, производящие продукты из микроводорослей: Qualitas Health — $18,5 млн и Algama — $8,3 млн.
Контекст
В России фудтех-компании, действующие в нише экспресс-доставки, в 2020 году на фоне пандемии коронавируса нарастили выручку на 300% по сравнению с 2019-м. Она составила 65 млрд рублей.
- Всего по итогам 2020 года фудтех-бизнес заработал на 200% больше, чем в 2019-м, а суммарная выручка 30 крупнейших российских компаний составила около 120 млрд рублей.
- Наибольший прирост выручки за 3 года продемонстрировал «Самокат» — с 27 млн до 9 млрд рублей. Второе место — у сервиса «Кухня на районе», выручка которого выросла в 167 раз. В тройке лидеров также оказался сервис Juicy Food, его рост составил почти 14 тыс. процентов.
- Также в десятке оказались Wildberries, «СберМаркет», «Яндекс» («Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Маркет»), SeasonMarket, Save Time, Get Faster, igooods. Их рост составил от 700 до 3 тыс. процентов за 3 года.
Эксперты информационно-консалтингового агентства Infoline прогнозируют, что в России рынок интернет-торговли едой по итогам 2021 года составит более 400 млрд рублей. При этом объем инвестиций в фудтех также существенно увеличится.
Тенденции
Россияне в 2020 году стали чаще покупать товары и еду с доставкой, кроме того, увеличился средний чек у интернет-магазинов. Эксперты считают, что потребительское поведение россиян изменила самоизоляция.
- Торговый оборот сервисов доставки готовой еды вырос на 22%, онлайн-площадок с тренингами, мастер-классами и образовательными курсами — на 27%, интернет-магазинов и сервисов с цифровым контентом (кино, музыка) — на 50%.
- Средний чек на продукты с доставкой и готовую еду увеличился в 3,4 раза по сравнению с 2019 годом — с 498 до 1681 рубля. У интернет-магазинов средний чек на товары вырос в 2,1 раза (до 1833 рублей).
- При этом обороты платежей у онлайн-площадок, продающих железнодорожные и авиабилеты, снизились на 58%, билеты в кино, театр, музеи — на 40%.
Фото обложки: Freepik