Что произошло
«Лента» сообщила, что купит сервис доставки продуктов «Утконос». После этого заявления акции «Ленты» подорожали на 9,5%.
Контекст
«Лента» в 2021 году приобрела магазины «Семья» и Billa. Заключая сделку с Billa, компания сообщила, что эта покупка позволит ей стать второй по числу супермаркетов сетью в Москве после X5 Retail Group.
Тенденция
Торговля продуктами переходит в онлайн. В первой половине 2021 года интернет-продажи продуктов в России выросли почти втрое.
Расклад сил
Крупнейший российский ритейлер в 2021 году — X5 Group. «Лента» занимает шестое место в десятке главных игроков рынка.
Что произошло
Сеть гипермаркетов «Лента» сообщила, что купит сервис по доставке продуктов на дом «Утконос» за 20 млрд рублей.
- Сделку планируют закрыть в феврале 2022 года. Ее уже одобрили специальный комитет и совет директоров «Ленты».
- В «Ленте» рассчитывают, что покупка «Утконоса» позволит компании нарастить свою долю в сегменте онлайн-продаж и общий бизнес по розничной торговле продуктами питания в Москве. Также за счет сделки компания рассчитывает получить новых лояльных клиентов.
- На фоне объявления о покупке сервиса цена акции «Ленты» 16 декабря взлетела на 9,5%, до 1259 рублей за штуку. На открытии торгов в Лондоне (11:05 мск) депозитарные расписки «Ленты» подорожали на 30,78%, до $3,42 за бумагу.
- По мнению аналитиков, новость о сделке должна оказать позитивное влияние на акции «Ленты» и в долгосрочной перспективе. «Тем не менее многое будет зависеть от успехов компании в сегменте
e-grocery в ближайшие годы, так как конкуренция на рынке высока», — отметили эксперты «БКС Мир инвестиций».
Контекст
- Совладельцем обеих компаний является российский предприниматель и миллиардер Алексей Мордашов. При этом формально «Утконосом» владеет
ООО «Новый Импульс-50» — «Лента» выкупит 100%-ную долю акций «Утконоса». - Сервис управляет двумя собственными и двумя арендованными
дарксторами в Москве и Московской области. Компания собственными силами собирает и доставляет заказы — ей принадлежат 920 автомобилей. - «Лента» — один из ведущих в России ритейлеров продуктов питания и товаров повседневного спроса. Компания развивает сеть гипермаркетов и супермаркетов, а также недавно запустила магазины у дома — «Мини Лента». В 2021 году под управлением компании находится 255 гипермаркетов и 419 супермаркетов в 88 городах России. Есть у «Ленты» и опция покупки онлайн (однако крупный заказ покупателю привезут лишь спустя несколько часов с момента оформления).
- «Лента» в этом году купила две другие розничные сети — магазин «Семья» за 2,35 млрд рублей и сеть гипермаркетов Billa за €215 млн.
Заключая сделку с Billa, «Лента» сообщила, что эта покупка позволит компании стать второй по числу супермаркетов сетью в Москве после X5 Retail Group (владеет такими сетями, как «Пятерочка» и «Перекресток»).
Тенденция
Торговля продуктами постепенно переходит в онлайн, во многом этому способствовала пандемия коронавируса. По подсчетам аналитиков, в первой половине 2021 года интернет-продажи продуктов в России выросли почти втрое. Крупные ритейлеры продолжают развивать сервисы продажи продуктов онлайн и сокращать время доставки.
- В 2021 году X5 Retail Group запустила агрегатор экспресс-доставки продуктов и готовой еды из супермаркетов под брендом «Около». Среднее время доставки из «Пятерочки» и «Перекрестка» — 45 минут.
- Ранее в этом месяце о запуске экспресс-доставки в Москве объявил «ВкусВилл». Компания планирует доставлять продукты за 30 минут, а не за час.
- Сеть «Дикси» начала в декабре 2021-го сотрудничать со «СберМаркетом» — сервис обязуется тратить на доставку продуктов из этих супермаркетов от 20 минут.
- Доставлять продукты за 15 минут начал также Ozon Express. Пока функция работает лишь в нескольких районах Москвы.
- Быструю доставку в декабре начала тестировать и «Лента» — в приложении магазина появилась опция «Быстро», позволяющая получить небольшой заказ за 20 минут, а вот доставка более крупного заказа займет несколько часов.
Расклад сил
Смена потребительских предпочтений и переход торговли в онлайн повлияли на рейтинг крупнейших ритейлеров в России, сообщает «Коммерсант». Гипермаркеты теряют трафик, отметили эксперты.
- По итогам января – июня 2021 года сети гипермаркетов «Ашан» и Metro покинули десятку крупнейших российских ритейлеров, где занимали два последних места.
- Крупнейшим ритейлером по итогам первой половины 2021 года стала X5 Retail Group с выручкой более 1051,3 млрд рублей.
- На втором месте — «Магнит» с выручкой 801,6 млрд рублей. Летом этого года компания сообщила о покупке сети «Дикси». В некоторых СМИ это назвали «сделкой года» и отметили, что так «Магнит» сможет серьезно увеличить количество магазинов и сократить разрыв по этому показателю с X5 Retail Group.
- На третьем — Mercury Retail Group («Бристоль» и «Красное&Белое»), ее выручка — 330 млрд рублей.
- «Лента» заняла шестое место (выручка 214,9 млрд рублей), уступив DNS и Wildberries.