Культурный кодДетали

Краткая история колготок: от создания нейлона до Недели моды в Париже

4 сентября 1959 года в США поступили в продажу первые колготки — Panti-legs. Рассказываем о тернистом пути колготок в мире моды.

В 1938 году химическая компания DuPont представила свое новое изобретение — нейлон. Этот материал был легче шерсти, но прочнее шелка. Уже в 1939-м на прилавках американских магазинов появились нейлоновые чулки. Они пользовались невероятным спросом.

В 1938 году химическая компания DuPont представила свое новое изобретение — нейлон. Этот материал был легче шерсти, но прочнее шелка. Уже в 1939-м на прилавках американских магазинов появились нейлоновые чулки. Они пользовались невероятным спросом, но в 1942-м производство приостановили. Во время Второй мировой войны нейлон использовали для нужд армии США — из него делали парашюты, канаты, палатки и даже флаги. Тогда женщины изобрели «жидкие чулки» — ноги тонировали краской светло-коричневых оттенков и рисовали подводкой для глаз линию, имитирующую шов. В 1945-м нейлоновые чулки вернулись на прилавки.

Прототип колготок создала актриса и танцовщица Энн Миллер еще в 1940 году. Девушка решила пришить чулки к поясу, чтобы они не сползали во время отбивания чечетки.

Производить и продавать колготки начал американец Аллен Эрвин Гант, глава текстильной фабрики Glen Raven Cotton Mills. По легенде, идея Ганту пришла благодаря его беременной жене, которой было неудобно носить чулки с поясом и подвязками. Изделие получило название Panti-legs.

Колготки Panti-legs
Фото: The Cornell Daily Sun / Wikipedia

Рекламные кампании много лет убеждали женщин купить колготки, но они продолжали выбирать привычные чулки.

На дворе 1964 год, а вы по-прежнему мучаетесь с подвязками. Не пора ли попробовать Panti-legs?

Ситуация изменилась в середине 1960-х, когда пришла мода на мини-юбки. Носить их с чулками было невозможно, а вот колготки подходили идеально.

В 1962-м Ив Сен-Лоран представил в Париже дебютную коллекцию своего бренда. Тогда колготки впервые в истории появились на подиуме.

В 1965-м фабрика Glen Raven выпустила первые бесшовные колготки.

В СССР колготки появились в начале 1960-х — из Чехословакии завезли «пунчохове калготы». Одна пара стоила от 7 до 15 рублей. Как говорили в Союзе:

Считать богатой можно ту женщину, которая надевает под брюки целые колготки.

«Калготы» были товаром дефицитным. Спекулянтки торговали ими в женских туалетах, а артистки привозили из заграничных гастролей. Манекенщицам Общесоюзного дома моделей одежды выдавали по две пары в месяц.

Советские женщины заштопывали «калготы» собственными волосами и поднимали специальным приспособлением каждую спустившуюся петлю. Когда колготки все-таки изнашивались, их использовали в хозяйстве. Например, как мешок для… лука.

Фанфакт: считалось, что если положить новые колготки на несколько часов в морозилку, они прослужат дольше.

В конце 1960-х колготки начал выпускать Брестский чулочный комбинат. В советском ГОСТе они носили название «чулковые рейтузы». Отечественные колготки были далеки от высокой моды и не отличались качеством, но стоили значительно дешевле — около 3 рублей.

«Чулочные рейтузы» производили только в бежевом цвете. Женщины варили их в хлорке и отбеливателях, обрабатывали кислотой и содой, красили тушью для черчения и лекарствами. Все, чтобы добиться нужного оттенка.

В 1980-х цветные колготки стали трендом. Во многом благодаря принцессе Диане. Она подбирала колготки в тон нарядам, сочетала их с вечерними платьями и строгими костюмами.

Платье мести принцессы Дианы
Фото: AP / TASS

В 1990-х в моду пришли рваные и сетчатые колготки. За границей их называли «колготки – рыбная сеть» (fishnet tights). Пэрис Хилтон, Бритни Спирс и Кортни Лав носили такие с мини-юбками и кожаными шортами. Это было на грани приличия. В 2021-м сетчатые колготки вернулись в моду. Теперь их носят Дуа Липа и Рита Ора.

В начале нулевых колготки попали в список антитрендов. Однако к середине 2010-х они были реабилитированы. За последние несколько лет колготки появились в коллекциях Prada, Raf Simons, Chanel, The Row, Miu Miu и других брендов.

В 2020-м Saint Laurent выпустил одну из своих самых громких рекламных кампаний. На моделях не было ничего, кроме полупрозрачных колготок с логотипом бренда и туфель на шпильке.

Одним из главных элементов коллекции Chanel осень-зима 2022 стали плотные колготки в рубчик.

В 2024-м модели Saint Laurent на парижской Неделе моды были с ног до головы в капроне.

Фото: Ik Aldama / TASS

Фото обложки: Manki Kim / Unsplash

Копировать ссылкуСкопировано