КапиталДеталиБиомеханика

Красота без жертв: почему среди россиян так популярна аппаратная косметология и какие бьюти-процедуры выбирают мужчины

В 2023 году россияне потратили на услуги косметологов 269 млрд рублей — на 8,6% больше год к году. Клиенты чаще выбирают менее болезненные аппаратные процедуры, а вот спрос на инъекции падает — из-за тренда на естественную красоту. 

Сколько россияне тратят на косметологические услуги

В 2023 году салоны красоты и клиники, предоставляющие косметологические услуги, заработали 269 млрд рублей — на 8,6% больше, чем в 2022-м, следует из отчета маркетингового агентства BusinesStat. Это самый высокий показатель за последние 5 лет. 

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

По оценкам участников рынка, спрос на их услуги вырос на 10–20%, они также ожидают сохранения этой тенденции в 2024 году. Рост связывают с тем, что многие клиники еще с 2020-го ограничивают цены и проводят акции для восстановления после ковидного кризиса: в период жестких ограничений выручка индустрии падала до 215 млрд рублей (с 253 млрд рублей в 2019-м). 

В DSM Group считают, что на рост спроса влияет расширение спектра косметологических услуг и обновление оборудования, а также популярность бьюти-блогеров.

Люди стремятся получить положительные эмоции. Красота — прекрасный антидепрессант, и многие пытаются компенсировать перманентную тревогу, занимаясь улучшением своей внешности и здоровья. 

Александр Солонин
генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга

Участники отрасли в 2023-м году также зафиксировали существенный рост интереса к аппаратной косметологии. По данным Fullscreen Communications Agency, на долю аппаратной косметологии приходится 32% запросов пациентов, а инъекции выбирают 21% клиентов. Большинство аппаратных процедур рекламируют как «безболезненные и наиболее комфортные» для пациентов. 

Фото: Freepik

Это связано с тем, что люди экономят свое время. Большинство аппаратных процедур имеет небольшой реабилитационный период при достаточно высокой эффективности.

Ольга Головина
врач косметолог-дерматолог

И женщины, и мужчины: сколько россиян пользуются услугами косметологов

По данным ВЦИОМ, к услугам косметологов обращается каждый третий россиянин (34%). Чаще все это люди в возрасте 25–44 лет (43–44%). По состоянию на октябрь 2023-го, подобными услугами пользовались примерно 52% женщин и 11% мужчин (в Москве этот показатель составляет 22%). При этом в клиниках отмечают, что спрос на процедуры для мужчин стремительно растет.

Мужчины стали больше за собой следить, причем если раньше это были в основном медийные лица, то сегодня среди клиентов косметологов мы видим значительное количество людей из бизнес-среды.

Ульяна Обрядина
директор по развитию холдинга Grandmed 

В январе 2024-го МТС-Банк и маркетплейс услуг YouDo.com провели исследование и выяснили, что в первые 3 недели года мужчины обращались за косметологическими услугами даже чаще женщин — 53% против 47%. 

Посмотрим на верхушку среднего класса, высокообразованных, с солидными доходами: они как братья-близнецы. Одинаковые костюмы, галстуки, прически, ухоженные руки, ногти. В этой группе есть стандарт — ухоженность. И еще один стандарт — не отличаться от других представителей этой группы. И они не отличаются. И ходят к косметологам — положение обязывает к омоложению. 

Надежда Вавилина
доктор социологических наук 

По оценкам представителей российских косметологических клиник, наибольшей популярностью у пациентов-мужчин пользуются услуги безоперационного аппаратного омоложения, после которых не остается следов от инъекций. 

Фото: Freepik

Некоторые решаются и на более серьезные процедуры: в частности, среди мужчин-москвичей за последние 3 года на 70% вырос спрос на уколы ботокса. Этой услугой чаще всего пользуются госслужащие и топ-менеджеры старше 50 лет. Правда, и в случае с ботоксом выбирают наиболее «незаметные» варианты: например, инъекции с использованием канюли — после них не остается следов от уколов. 

Косметологи на дому

В «Авито Услугах» подсчитали, что в январе 2024 года число заказов у частных косметологов, которые работают на дому, выросло на 34%. Спрос на бьюти-процедуры (ламинирование, окрашивание ресниц и бровей и другое) увеличился в 4,5 раза, а на косметологические услуги — на 62%. Участники рынка фиксируют отток клиентов из клиник и салонов красоты к частным мастерам: спрос на услуги сертифицированных учреждений в январе 2024-го вырос лишь на 8% год к году. По данным ресурса «Чек индекс», средняя стоимость процедур в клиниках и салонах красоты по всей России составляет примерно 1,6 тыс. рублей. В Москве этот показатель выше — порядка 3,3 тыс. рублей. А мастера, работающие на дому, привлекают клиентов более низкими ценами. 

Пациенты не всегда обращают внимание на качество оборудования и препаратов: согласно результатам исследования ВЦИОМ, 25% клиентов не интересуются тем, какие средства используются для процедур, сертифицированы они или нет. После публикации этих данных в Комитете Госдумы по защите конкуренции заявили, что в России необходимо усилить ответственность за оказание некачественных косметологических услуг — особенно на дому. 

Колоссальная, пока нерешаемая проблема — надомники. Информация о них часто передается через сарафанное радио. Таких специалистов с неясной квалификацией очень много, и их сейчас никак не контролируют. Свои услуги они продвигают через электронные агрегаторы услуг, маркетплейсы. При этом площадка никак не отвечает за действия того, кто разместил на ней объявление. 

Ирина Филатова
член Комитета Госдумы по защите конкуренции 

Поэтому эксперты рекомендуют обращаться за косметологическими услугами к специалистам с действующей медицинской лицензией и перед процедурой уточнять свойства препаратов. Для проведения сложных процедур советуют выбирать специализированные клиники, которые гарантируют соблюдение санитарных норм и регулярное повышение квалификации сотрудников.  

Фото обложки: Freepik