— Многие считают, что логопед — это человек, который просто учит правильно выговаривать слова. Так ли это?
— На самом деле логопедия гораздо шире. Если звук нарушен, это заметно сразу, и родители обращаются за помощью. Но звук — лишь часть речевой системы. Бывает, что у ребенка нарушено фонематическое восприятие речи. Например, мы говорим «мебель», а ему слышится «небель».
Если слух в порядке, причина может быть в слуховом внимании — его можно развить. Или в физиологических особенностях. Задача логопеда — вместе с другими специалистами понять, откуда «растут ноги» у проблемы. А главное — не просто поставить звук, но и ввести его в речь.

— Как на развитие речи влияет цифровая среда? Сегодня ведь дети буквально растут с планшетами.
Базовые принципы речевого развития с советских времен кардинально не изменились. Но в логосреде давно заметили: дети начинают говорить позже. Это объяснимо: у нас появилось множество инструментов, облегчающих материнство, — гаджеты, голосовые помощники. Из них дети черпают новые слова, но живого общения все равно должно быть гораздо больше. Иначе вместо диалога ребенок получит просто поток звуков.
Простой тест для детей 5–6 лет на определение уровня лексического запаса и умения пользоваться грамматическими категориями: ребенок понимает, как из «избы» можно сделать «избушку», что ребенок овцы — это ягненок, а уменьшительно-ласкательное от «кукла» — «куколка», а не «куклачка» — значит, с речевым развитием все хорошо.
— На площадках часто говорят: «Наш до четырех лет молчал как рыба, а потом вдруг заговорил!» Говорят, что ленятся или копят слова. Возможно ли это?
— Я не люблю слово «лень» в отношении детей. Если ребенок не говорит, возможно, он просто не видит в этом необходимости — ведь его и так понимают: включают мультфильмы, приносят игрушки, кормят по первому требованию. Но бывают и физиологические причины — тогда мы подключаем логопедический массаж, дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения. Главное — не ждать, что «само пройдет».
— Когда стоит показать ребенка логопеду?
— Если в 2–3 года ребенок не говорит, не смотрит в глаза, выражает желания только жестом — пора к специалисту. Речь — это не только артикуляция. Это сложная система, работа мозга, включающая в себя: слух, зрение, мышление, память, эмоциональную сферу, поэтому часто подключается невролог. К 3 годам ребенок должен строить простые предложения из трех и более слов: «Мама, дай мяч», «Пошли гулять в парк». Если их нет — это сигнал.
А вот если малыш путает свистящие и шипящие или не выговаривает «Р» и «Л» — поводов для тревоги нет. Артикуляционный аппарат может быть просто не готов. До 5 лет это норма.

— Что будет, если не скорректировать речь до школы?
— Тогда могут начаться проблемы с чтением и письмом. Если ребенок не различает звуки на слух, он не распознает их и на письме. Классика жанра: «каша во рту» превращается в «кашу в тетради». Поэтому мы стараемся завершить коррекцию до поступления в первый класс.
— Бывает, что ребенок наследует речевые ошибки родителей? Можно ли «пересюсюкаться»?
— Сюсюканье — отличный способ вызвать эмоциональный отклик у младенца, но только у младенца. Позже нужно говорить с ребенком нормальным языком: называть вещи своими именами, не заменять звуки «на детский лад». Иначе дети начинают повторять за взрослыми. Иногда мы сталкиваемся с «кабинетной речью» — когда ребенок идеально говорит у логопеда, но дома все возвращается.
Был случай: девочка пришла «ставить» букву «Р». Проверили — физиологических причин нет. Оказалось, старший брат картавит, а она невольно подражала ему. Исправили быстро.
— А взрослым логопед нужен? Можно ли исправить речь в 30–40 лет?
— Конечно! Взрослых обращается все больше. Соцсети, публичные выступления, блогинг — все это делает речь заметной. И любая особенность — заикание, «проглоченные» окончания — может мешать. Исправить можно многое: дыханием, артикуляцией, вниманием к интонации. Но главное — мотивация. Без нее не работает ни одно упражнение.

— Вы упомянули дыхание. Разве речь действительно зависит от него?
— Еще как. Большинство людей привыкли к верхнеключичному дыханию— поверхностному, будто все время немного боятся. А речь требует дыхания диафрагмой, «животом». Я часто использую стрельниковскую гимнастику — ее практикуют актеры и вокалисты. Освоив правильное дыхание, человек буквально «выпускает» свой голос.
— Профессиональная деформация есть? Хочется всех вокруг поправлять?
— (Смеётся.) Бывает! Недавно была на стендапе: все смеются, а я думаю: «Ребята, как же вы с такой дикцией на сцену вышли?» Очень хотелось раздать визитки. Но, конечно, я не даю советов, пока не попросят.
— Тогда мы попросим: три совета родителям для развития речи.
- Первое: мотивируйте и хвалите. Вместо «Опять неправильно» скажите: «Скажи красиво, как ты умеешь».
- Второе: играйте в слова и звуки — в рифмы, «последнюю букву», ищите по дороге предметы с определенным звуком. Эти простые игры тренируют слух и память.
- И третье: давайте детям больше твердой пищи — морковь, яблоки, огурцы. Жевание укрепляет челюстные мышцы, а это важно для правильной артикуляции и развития речи.