Что происходит
На рынке электрокаров — смена лидеров: китайский автопроизводитель BYD, как ожидается, обгонит Tesla по продажам уже в текущем квартале. Как отмечает Bloomberg, это станет поворотным моментом для рынка электромобилей и еще одним подтверждением растущего влияния Китая в мировой автомобильной промышленности.
Электромобили из КНР в среднем имеют 20%-ное преимущество в цене перед продукцией других производителей. Кроме того, инновации в производство китайских электрокаров внедряются быстрее, чем у концернов из других стран, подчеркивают эксперты.
Китай уже обогнал в экспорте легковых автомобилей США, Южную Корею, Германию и уже вступил в битву за мировое лидерство с Японией.
История вопроса
- Основатель компании
BYD — предприниматель Ван Чуаньфу. Он вырос в бедной крестьянской семье, учился на химика и несколько лет проработал в Пекинском техническом университете. К 29 годам он решил бросить госслужбу и переехал в «Кремниевую долину» Китая Шэньчжэнь, чтобы начать свое дело. - С 1995 года компания BYD занималась производством аккумуляторов на основе японских батарей Sony. К началу 2000-х продукция BYD питала мобильные телефоны Nokia и Motorola, а также ноутбуки Dell.
- В 2003 году концерн BYD начал выпускать и автомобили. Глава компании пошел по тому же пути, что и с аккумуляторами: изучал чужие модели и делал свои версии. Первой собственной моделью BYD была F3, образцом для которой стала Toyota Corolla. Позже появилось целое семейство моделей, которые в точности копировали известные бренды — Toyota, Lexus, Mutsubishi, Renault и Mercedes. Однако клиентов не смущало подобное копирование — машины BYD были в разы бюджетнее оригиналов и качественнее, чем у многих китайских конкурентов.
Фото: Leo L. / Flickr Фото: Rutger van der Maar / Flickr Фото: Zbindch / Flickr Фото: Sabine Lobnig / Flickr
- В 2008-м глава BYD решил выпустить первый в мире серийный гибрид авто и электрокара. Разработку потребители не оценили — за первый год выпуска было продано 48 автомобилей, а к 2013-му, когда производство завершилось, весь тираж не дотянул и до 3,5 тыс. Однако Чуаньфу тогда заявил, что его компания «скоро станет лидером на рынке электромобилей, за которыми будущее». После этого 10% акций компании купил один из крупнейших в мире инвесторов Уоррен Баффетт.
- К 2013 году BYD запустила свою линейку автомобилей. Большинство из них вышли на гибридной либо полностью электрической тяге. В одном из интервью Илон Маск, обсуждая продукты BYD, заявил: «Вы видели их машины? Не думаю, что у них есть хорошие варианты. Они и выглядят непривлекательно, и технологии так себе».
- С 2017-го глава компании подключил к развитию бренда сотрудников крупнейших дизайн-студий — главного дизайнера Audi, Seat и Alfa Romeo, главу отдела внешнего дизайна Ferrari и ведущего дизайнера интерьеров Mercedes-Benz. Параллельно с этим BYD добилась серьезного прогресса в электрических технологиях.
- К 2020 году BYD стала единственной в мире компанией, которая делала электромобили по полному циклу (Tesla, к примеру, закупает аккумуляторы у сторонних поставщиков).
- Весной 2022-го компания полностью отказалась от бензиновых машин, и в линейке остались только гибриды и электрокары. В третьем квартале 2023 года BYD продала в общей сложности 431 тыс. электрокаров. Для сравнения: Tesla за тот же период реализовала 435 тыс. машин.
- В 2023 году BYD в маркетинговых материалах называла себя «крупнейшим автомобильным брендом, о котором вы никогда не слышали». Как отмечает Bloomberg, из-за роста популярности уже скоро компании понадобится новый слоган.
Фото: BYD Фото: BYD Фото: Zuma / TASS Фото: Zuma / TASS
Контекст
- В последние годы компания Tesla, которая создавалась как первый в мире производитель массовых электрических машин, столкнулась с множеством проблем — от нехватки сырья и чипов до задержек производства и срыва сроков выхода на рынок новых моделей.
- Tesla с первых строчек рейтинга самых продвинутых электромобилей опустилась на седьмое место. Как отмечают эксперты, в то время как другие автопроизводители постоянно совершенствуют свои системы, Tesla лишь добавила несколько дополнительных функций.
- Для поддержания спроса компания несколько раз в 2023 году снижала цены на свою продукцию. Например, в апреле скидка на некоторые модели достигала 10%. Однако это не спасало компанию — спрос, как и прибыль, продолжал падать.
- В январе 2023 года глава Tesla Илон Маск признал: конкуренты «наступают на пятки», и речь идет в первую очередь о производителях из Китая. К примеру, по данным Центра стратегических и международных исследований, в 2022 году 35% всех импортируемых в США электромобилей были произведены в Китае. Это на 10 процентных пунктов больше, чем годом ранее.
- Растет их число и в Европе. На сегодняшний день на долю ЕС приходится более трети всего китайского экспорта электромобилей.
- В сентябре 2023 года Еврокомиссия объявила о начале расследования против китайских производителей электрокаров. По словам главы ЕК Урсулы фон дер Ляйен, цены на китайские электромобили искусственно удерживаются на низком уровне за счет огромных государственных субсидий, а дешевые электрокары «деформируют» европейский рынок. Министерство коммерции КНР назвало разбирательство «откровенно протекционистским».
Расклад сил
Доля EV на мировом рынке в последние годы растет, при этом пять ведущих брендов уже занимают порядка 50% рынка — это BYD, Tesla, Wuling, Volkswagen и GAC Motor.
В России тоже наблюдается резкий рост объема продаж электромобилей. За 8 месяцев 2023 года в стране было реализовано 7 тыс. новых электрокаров — в 4,4 раза больше, чем в январе–августе прошлого года. При этом в лидерах находятся автомобили отечественного бренда. Вместо доминировавших 2 года подряд автомобилей Tesla первую строчку теперь занимает Evolute.
По прогнозам, к 2026 году более 50% электромобилей в мире будет поставляться китайскими брендами. Однако эксперты не исключают, что темпы роста продаж замедлятся, а в некоторых регионах и вовсе сойдут на нет. К примеру, в Европе постоянно растут цены на электроэнергию, что уже делает электромобили менее привлекательными. Кроме того, некоторые страны (такие как Великобритания, Швейцария и Австралия) начинают вводить налогообложение для электромобилей.